Всё есть яд и всё есть лекарство

Александр Ивашкевич
        «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» - считал один из величайших учёных  16 века Парацельс. Настоящее его имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм -  родился  21 сентября 1493 года город Эг, кантон Швиц, умер,  в полном соответствии с моей гипотезой(http://www.proza.ru/2014/10/20/1994), - 24 сентября 1541 года Зальцбург.
        Согласно Парацельсу, все в мире имеет лишь один источник - «великое таинство» – Misterium Magnum, из которого все возникает и в которое все возвращается. Все, что доступно нашему взгляду - только малая часть реальности, ее наиболее грубая материальная составляющая. Мир многообразен, сложен и полон тайн. Постичь законы мироздания и своего собственного бытия невозможно силами разума, в ходе одной лишь научной работы. Тем не менее человек, как существо, наделенное божественной душой, способен и имеет право на  любое  познание: никакого запретного  и сокрытого знания не существует. Как, впрочем об этом говорится и в Библии  - "Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы" (Лк. 8:16-17).
       Человек  -  это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма. Парацельс  считал, что человек  подобен  Универсуму со своими законами, со своим небосводом. «Малый космос» тесно связан со всей Вселенной - большим космосом. Связующим звеном между двумя мирами является сила «М» ( то ли Misterium Magnumс, то ли это имя бога Меркурия - в Древнем Риме Гермес Трисмегист был известен как Меркурий).
       Человек   является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) и производится Богом из «вытяжки» целого мира и потому несёт в себе образ Творца.«Знание, которым должен обладать человек, исходит не от земли и не от звезд, но от Высшего, и потому человек, познавший Высшее, может повелевать землею и звездами».       
       Согласно учению Парацельса, человек двойственен по своей природе: «Если человек подобен своему животному отцу, то он схож с животным; если он подобен Божественному Духу, что может озарить его животные элементы, тогда он подобен Богу». Природный человек обладает элементом земли, земля есть его мать, и в нее он возвращается, утрачивая свою природную плоть; но истинный человек возродится в день воскрешения в другом, духовном и прославленном, теле. Духовная реальность – реальность изначальная, в которую рано или поздно все должно вернуться. Как любой природный металл, согласно бытовавшим тогда алхимическим представлениям,  стремится стать золотом, так и человек стремиться к возвращению в Materia Spiritualis, «духовную материю», через полное преображение всего своего существа.   
        "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи", как сказано в  Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста.  Парацельс стремился развить этот принцип в своём учении и в практике, которая в те времена называлась ятрохимией (от др.-греч. врач) - направление алхимии XVI-XVII веков,  ставившее своей главной целью приготовление лекарств. 
        Парацельс был уверен, что законы вселенной  подобны  законам  микрокосмоса, поэтому между вселенной и человеком можно найти аналогии и параллели. Познание человеком своей души дает ему власть над природой. Самопознание – это ключ к познанию вселенной. Этот подход восходит к представлениям древних греков: "Познай самого себя" - гласит надпись на храме Аполлона в Дельфах. Считается, что эта надпись возникла как ответ  на вопрос мудреца  Хилона: «Что самое лучшее для людей?».
        Парацельс предупреждал, что сила, которая открывается  при  самопознании, не должна использоваться для накопления земных богатств. Эта сила дается для получения духовного золота.
        Парацельс верил в безграничность человеческих возможностей в познании мира. «Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией (сущностью), вся мудрость и сила мира заложены в нем в зародыше, все виды знания доступны ему в равной мере; и если кто не открыл этого в себе, не вправе говорить, будто не владеет этим, но лишь то, что был не способен искать и найти это».
        Не существует ничего  запретного для человеческого  познания, человек способен и  даже обязан исследовать все явления, все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. «Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и сохранять ее недремлющей; и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами…». Эти мысли представляют собой прямое развитие библейских истин:  В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7—8) сказано : «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». То же самое говорится и в Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9): «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
        Именно  Парацельс (а не Толкин)  придумал слово "гном" для фантастического  существа небольшого размера и  дал название металлу цинку.