В пору, когда в наш быт пришло понятие тест, Сашке, проживавшему в заводском общежитии, его сосед по комнате, мужчина, лет сорока, энциклопедист и полиглот, одолевший 17 томов Большой Советской Энциклопедии, поведал, что сейчас за рубежом уровень знаний проверяют с помощью тестов и предложил ему решить задачу следующего содержания:
- лилипут, проживающий на 82 этаже небоскреба, каждое утро, идя на работу, заходит в лифт, нажимает кнопку 1 этажа и опускается вниз. Вечером, возращаясь с работы, он заходит в лифт, нажимает кнопку 29 этажа и дальше поднимается по лестнице пешком. Почему?
Сашка задумался, ничего вразумительного не приходило ему в голову. Ответ оказался тривиальным, он просто не доставал до остальных кнопок.
- Действительно, как просто!– подумал Сашка, видевший до этого как устроен лифт в девятиэтажке, и сокрушался, что сам не догадался до этого.
Этот эпизод оставил в его памяти неприятный след, напоминая о его несмышленности, и он не любил о нем вспоминать. Однако, однажды анализируя задачу в тесте, которую память "услужливо" подсунула ему, задумался:
- Почему кнопки в лифте должны располагаться обязательно вертикально? Почему не горизонтально, чтобы быть доступными, независимо от роста?
Получается задача в тесте, кроме проверки эрудиции и мышления формирует стереотипность её решения и не всегда правильное - с удовлетворением отметил он, делая для себя вывод:
- Все-таки, мерилом всего должен выступать здравый смысл, а задача может иметь несколько решений.