Цикорий

Андрей Бачурин
    Не знаю как Вам, а мне очень нравится такое простое и вроде бы невзрачное растение - цикорий. Растение интересно во многом. Жалко, что я узнал о нём поздно. Конечно, в моём детстве и молодости, в бакалейном отделе, на полках стояли баночки с тёмной, густой жидкостью, с цикорием, и  я знал ещё до школы, что его пьют как кофе. Но я не помню, чтобы я его где то встречал или мне о нём рассказывали. Вообще-то помню я себя, лет с трёх. Почему с трёх, а не с двух или с четырёх? Я помню наш деревянный дом в Коломенском, воспоминания летние, а я родился в самой середине лета. Помню, как нас возил на тележке с бидонами, дядя Паша Карасёв, на колонку, за водой. Мы были в одних майках и трусиках. Мы – это мелочь пузатая, примерно одного возраста, белобрысая братия, жившая по соседству. Да, я тоже когда то был белобрысым, белым как лунь, а к двенадцати годам я был просто русым. Зато в двадцать пять, после срочной службы,  у меня уже были приличные залысины, которые быстро превратились в обширную гладкую поверхность и говорить о цвете моих волос стало как то не актуально.  Когда мне было четыре года, мы уже жили в Нагатино, в пятиэтажке, а дядя Паша жил в нашем подъезде, на первом этаже, наверно, поэтому и помню до сих пор его имя и фамилию. В два года, я ещё толком не умел говорить, но хорошо помню, что когда пропал наш кот Барсик и все говорили, что его удавил Мора, то я спорил и говорил, что нет, Барсик сидит в дровах, так как видел, как он шмыгнул в стеллаж брёвен, лежавших на улице, возле дома. «Мора» - дядя Толя Станкеев, голубятник, поэтому вся мяукающая братия была для него предметом уничтожения, как в прочем воробьи и сизари.  Поэтому наверно и прозвали его "Мора", а в Нагатино мы жили на одном этаже, квартиры напротив. Он и там держал голубей, на балконе. Есть и зимние воспоминания, правда не знаю, до трёх лет или после. Все эти воспоминания как бы со стороны. Я не помню, что я чувствовал, хотел, думал - только картинки. Даже странно, что столько лет прошло, а это хранится где то на полочке, в моей голове. Помню, как с братом, чуть не спалили дом, матушка вернулась с полпути, что то забыла, а дом уже был полон дыма. Помню, как переезжали весной в новый дом, в Нагатино. Есть и другие картинки в памяти, только не уверен, что это мои воспоминания, а не рассказы матушки.  Но, во всех этих воспоминаниях, нет места цикорию. Нет воспоминаний о нём и из школьного и более позднего возраста. А узнал я, как  выглядит это растение, ближе к тридцати. Мы шли с приятелем по дорожке, и он показал на растения с голубыми цветами и спросил, знаю ли я что это, и сам же ответил - цикорий. Я был удивлён, почему то мне казалось, что цикорий растёт где то далеко, за морями, а не здесь, рядом, прямо на московской обочине. Оказалось, что цикорий почти сорняк, что впрочем, ни сколько не умаляет красоты цветущего растения. Меня восхищает небесный цвет его цветов, которые как будто прилеплены к стебелькам и совсем не видно листьев. Конечно, очень красиво, когда в цвету сразу целая поляна цикория. У нас, возле дома в Крылатском, довольно много растёт цикория, наверно не многим меньше чем одуванчиков, вот только  насладиться красотой цветения в полном объёме не получается - газоны постоянно косят, начиная с апреля. Но даже в этих условиях цикорий выживает и цветёт. Его голубые звёздочки цветут прямо над землёй. Вообще меня возмущает бездумная политика наших коммунальщиков, озеленителей. Газоны косят с апреля по ноябрь. И складывается мнение, то это делается для того, чтобы занять работой гастарбайтеров, в данном случае выходцев из республик Средней Азии.  Для чего-то постоянно меняют бордюрный камень на дорогах, снимается верхний слой грунта.  Всё это делается с завидной регулярностью, как будто идёт скрытое финансирование южных соседей. Тем более видится странным это на фоне регулярных сообщений об авариях, пожарах и т.п. происходящих   из-за нехватки денег в местных бюджетах. И разговор идёт не об огромных суммах в долларах, а о каких-то десятках тысяч рублей. Возможно, что идёт просто «закапывание» денег, как в советское время, когда требовалось к концу года освоить всю сумму бюджета, иначе на следующий год его могли просто урезать. Верно, столичный статус Москвы, слишком переоценен в денежном выражении. А цикорий очень красив в первой половине дня и утром. Его полураскрывшиеся цветы  кажутся более тёмными, почти васильковыми.     Много говорят  и пишут о пользе цикория, о его целебных свойствах. Не знаю, для меня большее значение имеет его вид, даже те былиночки, что только пробиваются из земли. Я сразу представляю его цветение, и как то становится теплей на душе.
   Вот такой он, цикорий.