Я хочу, чтобы мои родные жили счастливо...

Галина Кошель
               
                У Екатерины Ивановны сегодня знаменательный день – она встречает свой 90-й день рождения. Много пришлось пережить ей за свою долгую жизнь. Родилась в Саратовской области в семье обрусевших немцев. Родители были крестьянами, трудились на земле. Так случилось, что отца её в начале 30-х годов репрессировали, мама умерла и девочка осталась сиротой в 7 лет. Невероятно трудное, голодное было время.
               
                - Нас в семье было 13 детей, я - самая младшая, - затуманились воспоминаниями и непрошеной слезой глаза Екатерины Ивановны. – Когда родителей не стало, меня к себе забрал брат, он был женат, имел уже двоих детей.  Брат кучером в совхозе работал, возил врача.
               
                Маленькой Кате приходилось много трудиться. Сызмальства помогала по дому в семье брата. Уборка, мытье полов – всё было на ней. Сама ещё совсем кроха, Катя нянчила детей брата. Учиться особо не довелось, некогда было. Окончила три класса сельской школы. Через какое-то время всё семейство брата вместе с Катей переехало в город. 
               
                Перед войной шестнадцатилетняя Катя стала работать ткачихой на ткацкой фабрике. Приходилось вставать рано и идти пять километров до работы. Когда началась война, Катю, как и многих советских немцев, переселили в Казахстан. В 1943 году её забрали в трудармию в Соликамский район Пермской области. Работала на лесоповале, на сплаве, на стройках. Там и встретила Катя своего будущего мужа Роберта, тоже немца. Отец Роберта также был репрессирован. Он был очень образованным человеком, знал 11 языков. В 1946 году Катя и Роберт поженились. Жили в густонаселённом бараке, там стояли двухярусные нары. Им, как семейной паре, ширмой отгородили уголок.
               
                - Так было голодно и холодно, что даже вспоминать не хочется, - теребит в руках носовой платок Екатерина Ивановна. – Однако, забыть это невозможно. Выдавали еды ничтожный паёк, а чтобы заработать пирожок, нужно было лишнюю дневную норму выполнить. Когда приходила с работы зимой, штаны стояли колом от мороза. Я их снимала и ставила рядом с кроватью. За ночь они даже до конца не оттаивали, так утром и приходилось опять их, ледяные, надевать.
               
                В трудармии семья Екатерины была по 1947 год. Потом до 1953 года жили там же на поселении как репрессированные, имея на руках уже троих малолетних детей – Георгия, Раису и Роберта. Выезд отсюда им был запрещен. Нужно было ежедневно отмечаться в комендатуре. После смерти Сталина, в 1953 году семью Екатерины Ивановны реабилитировали и они уехали в Казахстан к её родным.
               
                Вскоре началась общесоюзная целинная эпопея. Казахстан был в числе мест, в которых планировалось поднимать целину, и муж Екатерины Ивановны Роберт Густавич был в числе первоцелинников. Прожив года два в Казахстане, семья Екатерины Ивановны переезжает в Среднюю Азию, где её муж работает на урановых рудниках. Нужно было кормить многодетную семью. К тому времени  в их семье родились ещё один сын Виктор и дочка Ирина. Однако, вскоре рудник закрылся и в самом конце 50-х годов семья Екатерины Ивановны вновь переезжает, но теперь уже на постоянное место жительства – в одно из сёл на Алтае. Приехали они в эти края, потому что здесь проживала семья сестры Екатерины Ивановны.
               
                Имея на руках пятерых детей, Екатерина Ивановна стала работать в совхозе свекловичницей. Это была тяжелая сезонная работа. Начиналась она с ранней весны посевом свёклы. Летом трудились на прополке, прорывке, шаровке всходов, несмотря на изнуряющую жару.
               
                - Рядки свекольные длинные были, - говорит Екатерина Ивановна. – Возьмешь парочку и гонишь, не разгибаясь. И кажется, что им нет ни конца, ни края. А солнце палит…
               
                Заканчивались работы поздней осенью, когда свёклу убирали с полей, порой уже по заморозкам. Чтобы люди не отвлекались от общественной работы, огороды не разрешали держать, потому что овощи выращивал совхоз. Каждый работник получал в сезон определённое количество огурцов, помидоров и других овощей на руки. Проработала Екатерина Ивановна свекловичницей до выхода на пенсию.
               
                Роберт Густавич работал шофером в этом же совхозе. Он имел склонность к рисованию, в юности окончил художественную школу в Москве. Любил природу, писал картины. Эти картины до сих пор бережно хранятся в доме Екатерины Ивановны. Со своим супругом она прожила в любви и согласии около полувека. Уже более двадцати лет минуло, как Роберта Густавича не стало. 
               
                Есть ли что страшнее для матери, чем смерть рождённых ею детей? Помимо всех уже перенесённых испытаний жизнь принесла ей величайшее горе. Екатерина Ивановна похоронила старшего сына Георгия и младшую дочку Ирину. Но не случайно говорят – Бог не даёт крест не по силам… Екатерина Ивановна всё выдержала. И живёт дальше. Она прошла долгий жизненный путь. Этот путь пришёлся на самые сложные, тяжёлые годы. По судьбе, выпавшей на её долю, можно изучать историю нашей страны. Сейчас Екатерина Ивановна живет в любви и заботе, вместе с семьей внука, в окружении правнуков. Она богатый человек - у неё 14 внуков и 10 правнуков.
               
                Сегодня у Екатерины Ивановны 90-й день рождения. Вокруг неё собралась вся семья внука, пришла дочь Раиса, которая живёт в этом же селе. Они приготовили праздничный стол для своей любимой мамы, бабушки и прабабушки. И с нетерпением ждут дорогих гостей, которые должны были подъехать с минуты на минуту. Это два сына Екатерины Ивановны – Роберт и Виктор. Один из них занимает высокий пост в региональном правительстве, другой - находится на пенсии. Они живут за тысячу километров от матери. Каждый год в этот день дети Екатерины Ивановны, отложив все свои дела, собираются в родительском доме, чтобы поздравить свою маму. Чтобы обнять её, признаться ей в любви и вновь почувствовать себя детьми, несмотря на свой возраст и занимаемые должности.
               
                - Наверное, Бог меня любит, раз дал возможность дожить до сегодняшних дней, - признаётся Екатерина Ивановна. – Я хочу, чтобы мои родные жили счастливо, не так, как мы. Чтобы людям не привелось пережить то, что пережили мы. Чтобы на земле никогда не было войны...


Акварель из Интернета.