Обо мне

Валентина Томашевская
Лучший путеводитель по литератору - написанное им.

Предисловие к  сборнику моих стихов «Резонанс»

ПРЕДИСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТОРА

Валентина Томашевская – давний член Международного Союза писателей "Новый Современник". Интересные литературные конкурсы, внимательное и доброжелательное отношение к литераторам привлекли на литературный портал «Что хочет автор» полтора десятка тысяч авторов. Портал и Союз стали всемирными с территориальными подразделениями на всех континентах Земли (в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии и Океании) и во многих странах мира. В этом заслуга руководителей и ряда ветеранов Портала и Союза. Звание «Заслуженный строитель «Планеты Рать»» присвоено и Валентине Томашевской. Она была членом Жюри открытого Литературного конкурса «О Альпы, и Рейн, и Дунай голубой». Принимала участие во многих конкурсах Литературного портала, неоднократно была их призёром и обладателем специальных дипломов. Призёр 3-го этапа Третьего Международного конкурса «Вся королевская рать», номинация «Верлибр».

Получила Почётные грамоты таких авторитетных литературных состязаний, как Пятый Международный конкурс «Вся королевская рать» (1-й этап, июнь-июль 2008 года, номинация «Лирика твердых строфических форм»), «Концерт для души с оркестром» (номинация «Проза»), «ЧеХАрда» (октябрь-ноябрь 2008 года, номинация «Проза»).
Немного о жанре верлибра, которым в основном и написаны лучшие стихи Валентины Томашевской. Слово «верлибр» происходит от французского vers libre – свободный стих. А именно, в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции, то есть от рифмы, метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики. Этот стиль имеет истоки в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях, а местами узнаваем и в народном творчестве. Но расцвёл в XIX- XX веках силами поэтического авангарда (Уитмен, Рембо и др.). А первым слово «верлибр» употребил Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915): «Мы не настаиваем на том, что верлибр – единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.»

«Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нём обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих» (А. Жовтис). Установка на стих! И этой установке Валентина верна, это ее стиль. Его особенности – краткость и афористичность строки:
«Жизнь - уроки, / кто-то схватывает на лету, / кто-то затрудняется. / Как жаль, что уроки так кратки, / и нет времени на черновики.», «Жизнь пролетает / моментально, /
как горная или вешняя вода. / Звёзды, мерцающие и таинственные, далеки / Приближают, связь сохраняя, слова. / Благо ныне возможность дана / мимолётное уловить.», «Время - это бал, это трактир, / время - это пионер и конвоир, / время - это пирамиды и Нил, / время - это персональный комп, / время - это Вавилон: / время разделения языков / и время их изучения.», «В резонансе / друг с другом / счастливы люди бывают, / а случалось, резонанс /
мосты разрушает. / Стены Иерихонa / в одночасье пали: / штурмовавшие его, /
попостившись три дня, / в трубы заиграли.».

***
Снежинка -
шестикрылый гармонии
космоса знак.

***
Снежинки стихов...
Сколь быстро растаять
Вам суждено?

Всплывают и научные ассоциации снежинок с фракталами. Отмечу и такие художественные приёмы, как неожиданный поворот, осмысление: «не сразу / как я люблю тебя, / новый эмейл», «подумать только, / как я могла жить без тебя, / всемирная сеть», «упал, память потерял, / мурлычет теперь, как котёнок, / старый мой велосипед», «Буду лелеять, / любить тебя горячо. / Весенний сад.»
Слово наполняется новым смыслом: «В первый тёплый день / раскрылся одуванчик. /
Глашатай весны.» «Вот одуванчик –/ капелька солнца, – / лета десант.», «Домик жёлтый / с чуткими рожками./ Маркитантка утра.» (Улитка на асфальте). «Мой милый вахтенный / снов, отдыхов, трудов, / «Мой милый провожатый / в школу, в дорогу, в жизнь» (стихи о маме), «как я люблю тебя: / это тобой наполнена / каждая комната, /каждая лестница, / каждая простыня.»

Синтаксис. Точкой передается стремительность действия: «Пиджак. Галстук. Рубашка./
МИЛЫЙ ЗАПЯТАЯ ЛЮБИМЫЙ». Выделенное шрифтом – голос подсознания, небесная диктовка.
Единоначалие строк, анафора: «Как птица красива, / хороша, бела, / и богата полётом ,/
и пеньем, и пеной моря, / и скромным завтраком.», «И буря, и тишина, / и заката нежные шелка, / и игра луча, / и поиск чайкой завтрака, -/ всё морю знакомо.», «И орхидеи, и розы, / и виноградные листы, / друг милый, / как много в природе красоты / нерукотворной и рукотворной.»

Аллитерация: «Клубочек красный / крутит-качает котик,/ консультант красоты, /
какая картина: / красив каждый клубочек!», «Пиши, / пиши в тиши, / пиши в глуши, /
пусть идут они из души / (из колыбели души), / греши и кайся, и пиши.»
Звукопись: повтор звуков о-у-а рисует картину морской волны: «От сна отойдя, /незатейливым утром / обрастает душа / общения перламутром: / в слове "перламутр"» / немало сокрыто / морских утр.»

Очень важно, что многие произведения Валентины Томашевской заставляют читателя не только размышлять и сопереживать, но и вспоминать что-то своё – бесконечно близкое и дорогое. Поэтому надеюсь и верю, что эта книга найдёт своих искренних друзей и ценителей. Искренне желаю успехов и ей, и её автору, и вам, дорогие читатели.

Обладатель Национальной литературной премии «Золотое перо Руси»
Лео Гимельзон (Leo Himmelsohn)
Мюнхен, февраль 2012

РЕЦЕНЗИЯ Галины Фесюк на  сборник стихов "Резонанс"
ЕЕ СЛОВО – БОЛЬШОЕ  И ГЛУБОКОЕ

Недавно я с великим удовольствием прочитала книгу Валентины Томашевской «Резонанс» - сборник стихов, который написан и верлибром, и твердыми восточными формами, и стихами в прозе. Конечно, я не писала восточными формами и поэтому мне, тем более, было интересно читать.
Философия жизни – это очень глубокая тема, кроме того она и нелегкая, требующая знаний во многих областях, и в основном, тут должна присутствовать духовная грамота.
Начав читать стихи, не могла оторваться от книги, и не потому, что интересные, а совсем по другой причине – из-за глубины смысла и души автора. Вдумайтесь только в эти слова: «Как жаль, что уроки (жизни) так кратки и нет времени на черновики», «Жизнь сегодня сложная – как будто ранее она была проще!», «Радость и счастье – малые дети сравнительно с ее седым возрастом», «Считается, что, старея, человек обязан расти, совершенствоваться»…
 
В стихах встречаются очень интересные фразы, например,  «чтобы слышать, должна возникнуть внутренняя тишина». А разве не так?  Когда-то видела такое. Это было в маршрутном такси. Слепые парни предложили сесть женщине с ребенком, которая вошла в такси молча и ей никто не освободил места, кроме этих парней.  Да, они слепые, но их сердца умеют видеть и слышать.
Поэтесса общается с природой на «ты», она пишет в своих произведениях о таких тонкостях существования природы, что не каждый в этом мире заметит.
Например:
«O, мои довольно маленькие птицы,
на какие большие перелеты вы способны,
и эта маленькая птичка – бекас –
название метким стрелкам дала: снайпер.»
 
Многие люди рассуждают о рае. Но автор пишет здесь о нем по-философски, и это очень интересно:
«Самым первым был тот рай,
в котором люди осознали, что они живут в раю,
себя осознали, землю, на которой живут,
осознали все живущее и цветущее на ней,
сумели выразить в слове свое понимание рая,
имена и места записав, – древо жизни живое...»
 Вот видите, здесь есть полный ответ человека, который глубоко проникает в суть существования рая – это «Древо жизни живое».
 
Поучительны в стихах слова о равенстве…
«Идея равенства – мечта,
впрочем, не такая и безобидная:
влечет за собой мысль о разделении труда,
инерцию и новизну привычек и ума,
что было проблемным всегда,
начиная с Авеля и Каина:
первыми и осознали неравенство.»
Порой некогда просто подумать, а почему Бог это неравенство показывает нам. Вот поэтесса и раскрывает нам секреты.
Стихом «ИИСУС И БЛУДНИЦА» она показывает свое понимание библейской притчи, которая сегодня так важна, ведь столь многие грешат, осуждая падших, заблудших, а Иисус сказал: «Кто из вас без греха, – первый брось в нее камень».
 
Очень гуманным Валентина предполагает будущее человечества:
«Человек будущего, как и мы,
будет крылат мечтой,
верой, надеждой и любовью.»
Эти слова похожи на сущность жизни автора.
Как человек богатый внутренним странствующим миром, поэтесса медленно, но очень эффектно касается темы путешествий, красоты окружающего мира.
«И не снег,
и не вишни теряют цветы, –
то по-прежнему ты,
из зыби веков,
из художника снов,
из основы основ,
словно Скромность сама,
белоснежна жемчужина
на-Нерли-Покрова.»
 
Видите, каким пушистым выглядит мир, который показывает поэтесса?
Красиво и описание Лондона в Рождество:
«Туристы, бездна, толпа,
бег «Коней Гелиоса» –
черные, рвущиеся к цели –
фонтана пена бела.
Ветер и вечер,
второй автобуса этаж,
Лондон. Канун Рождества».

Душа автора очень тонка, поэтому она не только видит красу, но и боль городов или мест, которые посетила и описывает: «Киев начинается с боли Бабьего Яра, с рассказа очевидца – мальчика, которому тогда посчастливилось спастись».
Женщина – всегда должна быть тонкой натурой, но Валентина еще и внимательна. А как же?! Она пишет:
«Прогулочный корабль отошел от Шпандау. Берлин остался за спиной. …Бабочка вдали от берега – эк, занесло тебя, милая; моторные яхты и парусные лодки; в скрипичный ключ закручивает ветер попутный парус; пароход-рыба: чешуя – серебристые ромбы; особняки и кирха, и мечеть, и церковь Петра и Павла; и вот он – Глиника мост, полого-эм-образный, зеленоватый вблизи...»
 
В ее сборнике много стихов-посвящений, и они также очень сильно отличаются от традиционных и несовершенных, написанными многими авторами. Валентина каждого, кому посвящает стихи, описывает со всех сторон, она глубоко проникает в душу человека и, конечно, желает ему лучшего. И все это потому, что знает секрет счастья: «Счастье – в умении наслаждаться мгновением, ценить скромные, маленькие радости, даруемые жизнью»,
также как и доброта:
«Добро – оно бесконечно;
дивишься его виражам;
замираешь вдруг от неожиданности:
возможно еще так сказать,
написать – (узнаю стиль твой
под любым псевдонимом)
еще такой вираж мысли, поступка.»
 
Каждая женщина, читая стихи, ищет в них теплые слова о любви. Валентина уделяет этой теме много стихотворений. Но, кажется, в одном из них сказано о любви особенно интересно:
«Бывает такая любовь, которая заставляет оправдываться,
выяснять отношения,
бывает такая любовь, которая хотела бы жить
на необитаемом острове,
бывает такая любовь, которая закрывает мир».
 
Через твердые восточные формы  автор описывает красу природы, ее большой потенциал в мире, неотъемлемый от Бога.   
«Осень – заправила красоты,
соавтор Творца, скрипочка его цветная».
 
И, наконец, – «Стихи в прозе». Конечно, каждый автор в своей творческой работе хочет отразить собственную жизнь, а почему нет? Да еще, когда творчество захлебывается волнами жизни, полной морских глубин, приплывов и отливов, шума морских волн, всего, что исходит из прошлого и морским кораблем входит в будущее.
Валентина хорошо описывает страницы своей жизни в стихах «Пина», «Первая любовь», «Юность». Кроме того, автор расширяет свое творчество поэтическими эскизами об известных в этом мире людях: Владе Листьеве, Джордано Бруно, Марии Рампендаль.
 
Ну, вот и прочитала книгу до последней строчки. Сначала, казалось, я буду читать эти стихи долго и не запомню ни единого слова наизусть. Но только сначала. Когда прониклась духом поэтессы, мне стало так легко, что я не разочаровалась ни в единой строчке, и радостно от того, что я теперь знаю какая она, Валентина! Женщина с очень милой и доброй душой, со словом, которое запоминается, несет глубокий философский смысл. Ее слово – большое и глубокое. Да, зачем мне много говорить о ее слове, ведь поэтесса очень хорошо сказала о нем сама:
«Когда ты любишь слово, когда ты чувствуешь нюанс слова и его эмоциональную составляющую, когда ты проникаешь в его суть, в его нюансы, стремишься познать его истоки, ты сравниваешь его в разных языках, ты можешь более точно понять явление, ты можешь более адекватно понять оценку одного человека другим.»

Галина Фесюк,
радиотележурналист, пишет стихи и прозу, занимается общественной деятельностью, президент организации «Розточаны» (Жовква - Львов).
2013

Что произошло за эти 6 - 7 лет? Публикуюсь в газете "Новые земляки".
На Литературной странице российских немцев можно познакомиться с подборками моих хокку, трехстиший в разделе "N портала", начиная с 3-го номера за прошлый, 2019 год.

Я стала серебряным лауреатом Международного конкурса "Золотое перо Руси"-2017
в номинации ИЗДАНИЯ за книгу "Даугавпилсский пединститут" ( 2017). Еще в мае 2019 получила 1-ое место в конкурсе короткого рассказа в 55 слов "Творческая лаборатория "Текст", организованном на сайте facebook.

О себе: родилась  в старинном городе Пинске.
Окончив филфак Даугавпилсского пединститута (Латвия),
работала в школе, сотрудничала с районной и региональной прессой.
Училась на факультете журналистики в Рижском университете.  Публиковалась  в литературных альманахах: "Средиземье", "Эдита" (Германия). Член Литературного общества немцев из России. Публиковала стихи и прозу в литературных альманахах ЛИТО за 2013-2016 годы.

Автор книг: «Хрустальные кирпичики», 2008, Издательство Edita Gelsen, Германия 2008,  «Резонанс»,  сборник стихов, изд.Vela.Vezlag 2012, Мюнхен, Германия. «Даугавпилсский пединститут» - третья книга,   серебряный лауреат Международного литературного конкурсе «Золотое перо Руси» - 2017  в номинации «Издания».
http://proza.ru/2007/09/26/147
В 2019 году  в  издательстве Altaspera Publisching вышлa  книгa
"Я люблю вас, далекие пристани",  2020- "Талисман любви".

В 2020 году - несколько  моих лучших очерков опубликованы в новом,
интересно и добротно оформленном  сборнике "Знаменитые немцы России", тoм 3-ий.
Изд. Waldemar Weber Verlag 2020

Была номинирована на прозе.ру  как писатель года в 2015 и 2016,
а также в  2019 и 2020 годах.
Номинант литературной премии  "Наследие 2020".
Авторы знают, что это означает, но, право, звучит, дух поднимает!