Любопытство

Вера Авдеева 2
               
           Однажды,  это  было  очень  давно,  две  студентки  педагогического  Вуза   решили   отправиться  в  короткое  путешествие   от   Ростова  Великого  до   Углича.
Выбор   не  был  случайным.     Я  (Вера)  с  детства  занималась  спортивным  туризмом,  и  пешие  путешествия  превратились  для  меня  в  способ  познания  мира.  Наташа (моя  подруга) была   на   два  года  моложе  меня   и  слыла  домашним  существом.  Наташе  было  любопытно,  как  это  люди   ходят  пешком  через  леса,  ночуют возле тихих  речек,   посещают  в  пути  посёлки  и  городки. Любопытство  -  не  порок,  но  только на   энергии любопытсва - далеко  не  уйдёшь!
Перед  поездкой   я  дала  Наташе  список  того,  что  должно  было  лежать  в    её   рюкзаке.   Мы  запаслись   минимальным   набором  продуктов.
В  то  время  туристское  снаряжение  отличалось  от   современного  не  только  качеством,  но  и  большим весом.  Прикинув,  сколько  будет  весить  мой  рюкзак  с  брезентовой  палаткой,  котелком,  топором,  аптечкой,  я  решила  отказаться  от  палатки  совсем. Для  ночёвок  в  лесу   я  взяла  хороший   брезентовый  тент.  Если  этот   тент  поставить  «домиком»,  он  вполне  мог   защитить  нас  от  дождя,  а  весил  он   вполовину   меньше  палатки. 
   Вес  рюкзаков   имел   большое  значение,  так  как  ничто  не  должно  было   обременять  в  пути  двух  весёлых  и  спортивных  девушек. С  Наташей я   не  обсуждала  подробности  подготовки  снаряжения  к  походу.
В  пути  мы   должны  были  увидеть   выдающиеся  архитектурные  памятники:   Ростова  Великого   и  Углича.
   За шесть часов  пассажирский  поезд  домчал  нас  почти  до  Ростова Великого.   Перед  Ростовом  пассажиры зашевелились. Мы  тоже   сняли  с  третьей  полки  свои  рюкзаки.
Пожилой  мужчина  интеллигентного  вида   проявил  любопытство:
-  Куда  это  вы   с  рюкзаками,  девочки?
-  Мы  будем  собирать  фольклор  в  деревнях, потом напишем статью  в  журнал, -  соврала  я.
Наташа  уставилась  на  меня  в  молчаливом  недоумении.  До  Ростова  ещё  оставалось  минут  десять  езды.  Мужчину  заинтересовала  тема  фольклора. 
Он  начал  расспросы.  Я  начала  шутить:
-  Наташ, ну,  спой  что-нибудь из  того, что  у вас обычно  поют  в  Тамбовской  области.
Наташа -  коренная  москвичка  в  четвёртом  поколении - смотрела  на  меня  с  испугом,  не  в  силах  как-то  поправить  ситуацию.  На  наше  счастье,  мужчина   сам  начал  активно  говорить  о  своей  деревне, частушках  и  баянистах.
Перед  окнами  вагона  начал  тормозить  вокзал  Ростова  Великого,
Мы  попрощались  с  добрым  попутчиком.
На  перроне  Наташа   возмущённо  проговорила:
-  Вер, что  ты  меня  перед  людьми  позоришь?
-  Натуся,  ты  что  хотела,  чтобы в   вагоне  я  объясняла,  что  мы  пойдём  с  тобой  пешком  глухими  ярославскими  лесами  от села  к  селу,  не  получая   за   это  никакого  вознаграждения?  Нас  бы  никто  не  понял.
Мы  оставили  рюкзаки  в  привокзальной  камере  хранения  и  отправились  в  Ростовский  Кремль,  удовлетворять  свою  любознательность.
Я  очень   люблю  древнерусское  искусство.  Люблю  очертания  храмов,  тени  на   грубых  стенах.   Восторг  у   меня  вызывают   краски  и  линии  фресок,  клейма  житийных  икон,  растительный  орнамент,  украшающий   резные  иконостасы.   
Русская  иконопись  -  особое  искусство.  Мастера-изографы  пользуются  на  иконах  обратной  перспективой.  Стоя  перед  изображением,  понимаешь,  что   иконописец   стремился  сделать  тебя  не  просто  зрителем,  но  свидетелем происходящего  на   иконе.  Точка  перспективы  собирается   в   зрачок   смотрящего  на  икону   человека.
  У  нас  с  Наташей  по  фотоаппарату.  Мы  снимаем,  смотрим,  ходим  от  одной  экскурсионной  группы  к  другой.  Слушаем,  где  интереснее   рассказывают  о  Ростовском Кремле.   Потом  отправляемся   гулять  по  городку,  разглядывая  дворики, окошки,  магазинчики.  Обедаем  в  пельменной.
Вернувшись  на  вокзал, забираем  свои  рюкзаки  и  выходим  на  дорогу,  ведущую  в пос.  Борисоглебский.
  Борисоглебский   расположен   в  14  км    от   Ростова    к  западу.   Туда  мы  должны  прийти  завтра.  Ещё  дома  я  наметила  на  карте  место  нашего  будущего   ночлега.   Место  я  выбирала  тихое,  в  стороне  от  шоссе  и  деревень.  К  концу  дня  мы   с  трудом  дошагали  до   него.  Теперь  от  пос.  Борисоглебский   нас  отделяло  не  более  6  км.
Стали  разбивать  лагерь.  Наташа,  увидев  тент  вместо  палатки, растерялась.   Мы  натянули  его  между  деревьями  так,  что  его   края   доходили  до  земли.  Вид  тента  с  боков  ничем  не  отличался  от  палатки,  но  с  торца  можно  было  легко  увидеть  всё,  что  происходило  под  ним.  Мы  постелили  полиэтилен  под  коврики.  Разложили  спальные  мешки. На  костре  быстро  приготовили  ужин.
  День  заканчивался,  когда  на  нашу  поляну  вышло  коровье  стадо  в  семь  голов.  Пастух   спрятался   за  кустами   и  наблюдал   за  жизнью  нашего  «лагеря».   Коровы  поели  травки   и  двинулись  в  сторону  своей  деревни.  Пастух  последовал  за  ними.
Я  забралась  в  спальник.  Наташа  осталась сидеть под  тентом в  напряжённой  позе,  с  видом  обречённым  и  безрадостным.
-   Ты  спать  не  будешь? -  спросила  я.
-   Нет.
-   Тогда   почитай  мне  вслух  описание  Борисоглебского  монастыря, а  то  завтра  придём  туда  не  подготовленными.
А  я  пока  подремлю.  У  нас  точно  есть два  спокойных  часа.
-  В  каком  смысле?
-  Ну,  пока  пастух  пригонит  коров   в  деревню,  пока  всем  расскажет,  что  две  девчонки  одни  в  лесу.  Деревня  обсудит  новость.  Может  к  ночи   к  нам  их  молодёжь   в  гости  пожалует. Им  же  в  деревне  скучно.
Я  шутила. Но  получилось  не  очень  удачно. 
У  Наташи   совсем  не  было  походного  опыта.
-  А  сколько  их  придёт?
-  Коров  было  семь.  Значит,  в  деревне  домов   двадцать.  Молодёжи  мало.  Ну,  человек  пять  придёт,  - объясняю  я  и  забираюсь  поглубже  в  спальный  мешок.
-  Нет,  Вера,  ты  не  спи!  Всё  это  очень  опасно!  Давай  собирать  вещи.    Выйдем  на  шоссе. Лучше  будем  сидеть  всю  ночь  на  автобусной  остановке.  Если  что,  умрём  на  людях!
   Я  тяжело  вздыхаю.  Пытаюсь  объяснить   подруге,  что   вряд  ли  кто-то  потащится  в  лес за три  километра  на  ночь  глядя, но  она  прислушивается  к  каждому  шороху.   Наверное,  проклинает  себя  и  своё  любопытство,  и  мою  любознательность.
   Утро  чудесное.   Запахи  трав.  Синее  небо.  Мы  шагаем  к  Борисоглебску   по  грунтовой   лесной  дороге.  Наташа  весело  болтает,  не  вспоминая  о  вчерашнем  вечере.  И  вскоре  над  старыми  соснами  всплывают  купола  Борисоглебского монастыря.
   Борисоглебский   мужской  монастырь  -  один  из  крупнейших  в  Ярославской  области.  Он  основан  в  14  веке  новгородскими  монахами  Фёдором  и  Павлом.  По преданию  здесь  принял  постриг   монах  Пересвет,  ставший  позже  героем  Куликовской  битвы.   Если  Вы  не  бывали  в  Борисоглебском  монастыре,  то  Вам  трудно  представить   его  особую  атмосферу.  Пространство, огороженное  монастырской  стеной, настраивает  сознание  на  другой  лад.  Храмы   стоят  обособлено. Старые деревья приютили  в  кронах  множество разнообразных птиц.
Колокол  здесь  звучит,  как  отголосок  небесного  зова.
Хорошо  посидеть  на  скамейке  под пологом  огромной  лиственницы. За священной  оградой  монастыря  в  голову приходят  мысли  о  том, что  всякая  жизнь  имеет  свои  границы.Выходить  за  очерченные   судьбой  рамки  бывает  тяжело. Вот и Наташа  сейчас   за  пределами  привычной  для  неё  жизни. 
Ей  неуютно.  Хочется  скорее  вернуться   домой   в  суету  огромной  коммуналки  в  самом  центре  Москвы.  Я же   нахожусь  в  привычных  для  себя  условиях. Я  не  испытываю  никакого  стресса. У  меня  даже  хватает  внутренних  сил  для  осмысления  происходящего.   
  Монастырь   в   Борисоглебском   стал  в  моей  жизни  одним  из  любимых  мест  России.  В позапрошлом  году  я  сделала  себе  подарок.  И  вновь  побывала  в  этих  местах.  Но уже  зимой.
  Дальше   наш  путь   к  Угличу.  У  нас  впереди  ещё  два  дня  пути. Чтобы   не  мучить  Наташу,  мы  немного  подъехали  на   рейсовом  автобусе по дороге   на Углич. Потом сошли  с  шоссе. Наш  путь   лежит  к  селу   Улейма. Мы  идём    параллельно  шоссе  на  запад.
 Леса  вокруг  немного  заболоченные.  Тропинки  влажные.  Хотя  здесь проходит   большой  водораздел,  точек  обзора  для  любования  окрестностями  совсем  нет.  Редкие   поля  перемежаются   с  лесом.   Лес  девственный.  Просеки  завалены  упавшими  деревьями. По грунтовым  дорогам  между  деревнями  никто  не  ездит.
Зато  Наташа,  когда  вокруг  нас только  растения  и  птицы, чувствует  себя  вполне  счастливой.   
Десять  километров  пешком  -  это  тот  предел,  за который  мы  стараемся  не  выходить.
Вторая  ночёвка  в  лесу  среди  старых  елей.  Горит  наш  костерок.  Мы  не  очень  устали  и  болтаем   об  однокурсниках,  институте. 
Наташа  и   я -  студентки  математического   факультета.   Недавно  сдавали   математическую  логику.   Преподаватель   у  нас  очень  суровый.  Из  20  человек   с  первого  раза  сдали  экзамен  только  четверо.  Мы  с  Наташей   не  сдали.  Отсюда,  из  лесной  глуши  наши   дела  в  институте  кажутся  нам  не  такими  уж  важными.   Но  эта  вылазка - просто  передышка   перед  пересдачей  экзамена.
  Я  думаю  о  Наташе.   Всё-таки  она  смелая. Её  любопытство  переходит  постепенно  в  любознательность.  Тает  её собственный  миф  о   чрезвычайной  трудности  непривычной  жизни.   
   Пройдя  короткий  маршрут,  можно  сделать  большой  шаг  в  саморазвитии. 
Я  - опытная  путешественница.  У  меня  опыт   походов  по  Уральской  тайге, Кольскому  полуострову, Саянам.  Хотя  лет  мне  немного, я  думаю  сейчас  за  себя  и  Наташу. 
Мы  снова  читаем  на  ночь  краеведческую  литературу.  Ночи  сейчас  светлые,  короткие.  Воздух  наполнен  птичьими   трелями. Путешествие  продолжается.
У  нас  впереди  ещё  два  интересных  населённых  пункта.
Одно  из  них  -  село  Улейма.   Мы  приходим   туда  во  второй  половине    следующего  дня.  Дома   с  резными  наличниками.  Огороды, в которых  цветёт  картошка.  Сельский  магазин,  где  мы  покупаем  свежий   хлеб.  Село  Улейма   названо  по  имени  небольшой  речушки, на  которой стоит  село. 
    В  Улейме  тоже   есть  монастырь.  В  то  время,  о  котором  идёт  рассказ,   он  был  в  ужасном  состоянии.  Принято   считать,  что  этот   монастырь  основан  в  15  веке  ростовским  иноком  Варлаамом. Будущий  монах  принёс  сюда   чудотворную  икону  Николы  из  итальянского  города  Бари. (Теперь  здесь  женский  старообрядческий  монастырь, а  тогда,  когда  проходило  наше  странствие  с  Наташей, всё  было  в  запустении).  Монастырь  в  Улейме  -  единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль всей  угличской   округи.
   Отсюда   до  Углича   остаётся     11  км  пути.
Ночуем   в  лесу,  не  дойдя  до  Углича  5  километров.
Следующий  день  полностью  посвящаем  Угличу -  чудесному  городку   на  Волге,  основанному  в   937  году.   Здесь  Волга   делает  крутой  поворот «Угилец».   Может  быть, поэтому город  и  назван  Углич.  По другой  версии в  этой  местности  раньше  выжигали  уголь.
Отсняв  несколько  чёрно-белых  плёнок  за   короткое  насыщенное   путешествие,  мы  отправляемся  в  Москву.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вспоминая то  время,  я   сожалею  о  том,  наше  с  Наташей  посещение  монастырей   носило  несколько   отстранённый,  краеведческий   характер. Нашей  любознательности  не  хватило, чтобы  делать  подробные  записи  в  пути, написать  короткий  отчёт  о  походе. 
Но  и  я,  и  Наташа,  с  которой   мы  редко  теперь  видимся,  пользуемся  и  сейчас  всякой  возможностью  для  посещения  старых  русских  городов.  Мы  не   разлюбили  пути,  ведущие   в   русскую  провинцию.   

7.1.15

На  фото  Борисоглебский  монастырь