Житие священномученика Федора Грудакова

Петр Барков
Судьба Ф.В.Г рудакова похожа на судьбу многих сотен, а возможно и тысяч русских православных священников, погибших в застенках ГуЛага (Главного Управления исправительно-трудовых лагерей ОГПУ).
 

 Федор Васильевич Грудаков родился  13 февраля 1888 г. в деревне Песья Подольского уезда Московской губернии в крестьянской семье.

В Интернете  есть упоминания о калужских корнях фамилии Грудаковых:
1)В 1841 году в Калуге была открыта библиотека при книжном магазине Грудакова (инициалы неизвестны), которая размещалась в доме Рябчиковой напротив Гостиного Двора  (О ней известно немного, в частности то, что впервые годы работы библиотека имела 50 подписчиков, её фонд включал 497 названий в количестве 1560 томов).   

2)В 1846 г. открылась частная библиотека купца Грудакова. Василий Иванович Грудаков упоминается как, почетный старшина и гласный Детского  приюта братьев Малютиных и товарищ  директора калужского общественного Братьев Малютиных банка;
3)Василий Иванович, купец 2 гильдии (1875г.), 1-й гильдии (1879,1909г.г.), дом на Тележной ул. в Калуге.
4)В 1846 году книготорговец Антипин открыл бесплатную  библиотеку для чтения журналов, газет и новейших книг. Его примеру последовал купец Грудаков, открывший в 1846 году первую городскую библиотеку…. Известно также, что в этой библиотеке бывал Н.В.Гоголь: «Гоголь работал до обеда. Иногда он в эти часы прогуливался и по городу, заходя в книжные лавки Грудакова или Антипина, бывшие на Никитской, где просматривал вновь вышедшие журналы и книги».

5)В 70-е годы XIX века в Калуге получает известность книготорговая деятельность Н.И. Мясникова, который одновременно с книжным магазином содержал коммерческую библиотеку в южном флигеле Чистоклетовского дома. Основу фонда библиотеки составляли книги, собранные Грудаковым.
6)Частная библиотека калужского купца М. А. Антипина, торговавшего книгами, «стала серьезным конкурентом публичной городской библиотеке и частной библиотеке Грудакова. Видимо, располагавший значительными средствами, Антипин мог позволить себе при закупке литературы гораздо больше. Количество названий книг в его библиотеке доходило до 1300, томов же насчитывалось - 4300.
7)Список, учиненный в Калужской Градской Думе мещанам, с коих не взысканы подати за 1856 год, за нахождением их из Калуги в отлучке, именно:
Грудаков Михаил Васильев;  Грудаков Дмитрий Васильевич.
8)Василий Иванович Грудаков упоминается в архивных материалах Церкви Св. Николая с. Кувекино, Подольского уезда, Московской епархии, о чем свидетельствуют сведения из Интернета: «…1917 год, причт - священник Сергей Горский, дьякон Александр Архангельский, псаломщик Василий Грудаков, церковный староста М. Головин.  (Ф.203, оп.744, д.2908).
Возможно, что в дальнейшем Василий (Иванович) Грудаков стал священнослужителем: «По рассказу местных жителей с 1917 года в Храм св. Николая с. Кувекино служили  причт - священник Сергей Горский, дьякон Александр Архангельский, псаломщик Василий Грудаков, церковный староста М. Головин. (Ф.203, оп.744, д.2908)» . Церкви Св. Николая с. Кувекино, Подольского уезда, Московской епархии.
Основанием полагать, что Василий Иванович Грудаков был отцом Федора Васильевича, является также и то, что в числе служителей храма в Кувекине вместе с Василием Ивановичем был Сергей Горский, который впоследствии проходил  по уголовному делу против Ф. В. Грудакова и давал показания о переписке с ним (т. е входил в круг его знакомых, а может и друзей).
Прямых доказательств, что все эти грудаковы состояли в родственных отношениях нет

В 1905 г. Феодор Васильевич окончил Перервинское духовное училище и поступил в Московскую Духовную Семинарию, и по ее окончанию, в 1911 г. был рукоположен в священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда.


В 1912 г. Федор Васильевич женился на Вере Александровне дочери московского священника Никитского Александра Павловича.
Вера Александровна окончила гимназию и епархиальное училище, работала учительницей в Ватутинской начальной школе, что расположена недалеко от с. Богородского.

При церкви, в Богородском, был дом. В доме - пять комнат. Федор Васильевич с Верой Александровной занимались крестьянским трудом. Содержали корову, лошадь, овец, поросят. При доме был большой сад.
Федор Васильевич очень любил детей.  Прихожанка Тихвинской церкви, единственная к тому времени свидетельница, оставшаяся в живых, Валентина Михайловна Богаткина, рассказывала (в 2005 г.), что  Федор Васильевич всегда находил доброе слово детворе, часто угощал  яблоками или конфетами.
Своих детей у Федора Васильевича с Верой Александровной было семеро.

В 1914 году Федор Васильевич был на фронте, где служил священником;

с ноября 1918 г.  находился   в тыловом ополчении Красной армии, а с июня 1919 г. продолжил свое служение в Тихвинском храме.
По свидетельству Веры Александровны Федор Васильевич был истово религиозным человеком, занимался теологией, писал труды.

15 августа 1930 г. отец Феодор по обвинению в антисоветской деятельности был арестован сотрудниками ОГПУ и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Материалы дела  №3267 (архивный N П-72939) 16 августа 1930 г.   

Обыск.
На основании постановления об обвинении по ст.58 п.10 УК РСФСР от 16 августа 1930 г.
При обыске нашли тетради с записями,  дневники, советские серебряные деньги - на 20руб. 15коп.
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА  (от 16 августа)
Грудаков Федор Васильевич 1888 г. рождения.
Проживает село Богородское Московской области.
Церковный священник при Троицкой суконной Фабрике.
Имущественное положение: дом с надворными постройками, лошадь, корова, две овцы.
Образование: окончил Духовную семинарию в Москве в 1911г.
В предъявленном мне обвинении Зиновкиным виновным себя не признаю … (.не разборчиво).
Никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также тем антисоветского характера не вел.
В период коллективизации я никаких разговоров и бесед не имел,  только был раскулачен; в последствие все было возвращено.
С духовенством связи не имею.
Вопрос: Ваша проповедь: «Надо молиться православным, ибо настало смутное время в нашей стране  …(неразборчиво)».
Ответ: «Такой проповеди-обращения я не произносил».
Вопрос: «С какой целью вы собирали советскую разменную серебряную монету?»
Ответ: «Собраны с прихожан во время службы  9 августа».
Показания свидетеля-священника (из Волоколамска) Горского Сергея Ивановича 20 августа 1930г.
В 1929 г. Грудаков писал мне в письме: «Утешать и успокаивать не берусь,  потому что и сам в таком неопределенном положении, но я чувствую себя сейчас спокойно. Да, подумай, волнуясь, можем ли мы улучшить свое положение? Ведь мы вне закона. Слухов о нас еще много, но доверять этим слухам рискованно. Меня вызывали в ГПУ, шпиговали там около двух часов. По-видимому, им хотелось меня обвинить, но не удалось  ...(неразборчиво).
Отнимут храм, будем совершать богослужение на домах.
… (неразборчиво), что я вступил в колхоз слух ложный.
Не унывай, будем верить, что …(неразборчиво) - возможно: все благо, что бог ни пошлет, а умирать когда-либо придется».
Грудаков в период коллективизации являлся защитником и организатором всего духовенства.
Поддерживая духовенство, он говорил: «Спокойствие, ибо эту власть мы переживем и будем жить, как жили раньше».
Говорил, что от коммунистов нет никакой пользы, для нас - духовенства это есть гибель. Это раскулачивание есть насилие и не что иное, как грабеж.
Он прекрасно знает все законы, и духовенство обращается к нему за справками.

Показания  свидетеля-священника Беляева Владимира Николаевича
от 24 августа 1930 г. (орфография и пунктуация соответствуют протокольным записям).
Грудакова знаю давно. Он говорил, что советская власть это какая-то неурядица.  «Верхи не знают,  что у них делают низы».  Головотяпствуют и ведут народ к возмущению.  Народ  голодает и страдает, терпит лишения, потому что правящие коммунисты не думают о нем».
«Посмотри, они только и думают о себе и совершенно не думают о рабочих и крестьянах. Эти коллективы есть не что иное, как заманивание крестьян в крепостное право. И чтобы затуманить крестьян, коммунисты выдумали раскулачивание ... (неразборчиво) грабеж, без которого соввласть существовать не может.
Все эти неурядицы возмущают крестьян, что ведет к тому, что соввласти скоро конец, «благо на них собираются  иностранцы».

Показания свидетеля Федорова Василия Владимировича от 25 августа 1930 г.
Про Грудакова ничего не знаю, ничего сказать не  могу.

Показания свидетеля Подьячевой Е.И. 1899 г. рождения г. Рига.
После февральской революции к нам приезжали большевики - Широков и Карпов. На собраниях обычно выступал поп Грудаков. Выступал с речами против большевиков. Даже после октябрьской революции он, Грудаков, выступал против коммунистов.
Помню его высказывания: «Пришли к власти ... (неразборчиво - возможно: в рваных портках), но долго не продержатся».
Затем призывал верующих изучать закон Божий, после запрещения его преподавания в школах.
В 1919 г. во время восстания банды Зеленого Грудаков тоже участвовал в банде. Я лично видела его раз за  речкой, он, отстреливаясь, убегал в кусты, когда пришли его арестовать.
Свидетели могут подтвердить его участие в Зеленовском восстании - работница Татакина, Плавильщиков.

Показания Грудакова Ф.В.  24 августа 1930 г.
«На Фабрику приезжал деятель большевиков - Широков, и я на собраниях иногда присутствовал. Я не выступал. Не отрицаю, что я в один из таких моментов кому-либо сказал, что большевики пришли к власти на штыках, но это было не выступление.
Издание декрета Советского правительства о запрещении преподавания Закона божия меня обескуражило. Я психологически не мог с этим примириться. Считаю - это насилие над человеческой совестью.
На собрании в школе предложил церковному совету послать письмо от имени всех верующих с просьбой ходатайствовать разрешение преподавания Закона Божьего в школе. Но чтобы верующие присылали детей на дом, не говорил.
В Подольске с ноября 1918 по июнь 1919 г. был в тыловом ополчении - исполнял всякие хозработы.
В восстании Зеленого участия не принимал и с сочувствием к нему не относился - это была синица пытающаяся поджечь море.
Добавлю, что со всеми мероприятиями соввласти я соглашался и соглашаюсь, за исключением постановки вопроса, что религия есть враг народа. На основании этого я путем бесед пытался привить верующим, что религия не есть враг народа, а способна его утешить и «развивать чувства милосердия, братских отношений».
   
 Следствие в начале сентября 1930 г. было закончено. Следователь, формулируя обвинительное заключение, в частности написал: «В своих показаниях обвиняемый Грудаков не отрицает, что ведет среди населения агитацию с целью привить мысль, что религия не есть враг народа, с тем, чтобы разбить установку советской власти, что таковая – дурман».

Обвинительное заключение по Делу N 3267 10
Обвиняется священник Грудаков Федор Васильевич в контрреволюционной агитации, т.е. в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК РСФСР.
Приговорен к 5 годам исправительно-трудовых работ на Беломоро-Балтийском канале.

Отец Федор был сильным и прямым человеком. Твердо стоял на своем. Сам привел пример, когда нелицеприятно высказался о советской власти, хотя в свидетельских показаниях этого утверждения не было.


Наказание он отбывал на строительстве Беломорского канала и затем на строительстве Сербского порта.

В апреле 1934 г. Феодор Васильевич вышел из заключения.
Сначала он служил в Рязанской епархии, а в апреле 1937 г. получил назначение в Знаменскую церковь села Старая Кашира Каширского района Московской области.
 На сайте Русские церкви www.r-oc.1gb.ru опубликованы исторические сведения о Ступинском районе, селе Старая Кашира,  где есть запись: «С апреля по декабрь 1937 г. в Знаменской церкви совершал служение священник Феодор Грудаков, ныне прославленный в лике Новомучеников и Исповедников Российских».
В 1937 г. председатель колхоза в селе Старая Кашира послал в районное отделение НКВД с нарочным заявление, в котором просил срочно арестовать отца Феодора. Свою просьбу он мотивировал тем, что священник сорвал важное мероприятие. Вечером 3 декабря планировалось собрать колхозников для беседы о предстоящих выборах в Верховный Совет, а отец Феодор, как писал доносчик, «этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения» .
Отец Федор был арестован 4 декабря 1937 г. Каширским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Свидетели, вызванные для дачи показаний, рассказали, что отец Феодор призывал людей ходить молиться в храм, и авторитет его, несмотря на непродолжительный срок служения в селе, очень высок.

Материалы Дела N 8122   архивный  N 18065
Начато 4 декабря 1937г.  г.Кашира.
Грудаков  Федор Васильевич  проживает в селе Старая Кашира.
Имущественное положение - ничего нет,

Протокол  допроса 4 декабря 1937 г.
Был пять лет на Беломоро-балтийском канале и, затем, на строительстве Сербского порта. Освобожден в апреле 1934.
Вопрос: Давно ли знаком с Успенским Николаем Сергеевичем?
Ответ: Успенский пел на клиросе. Заходил ко мне в дом.
Успенский - сын подьячего, счетовод, снят с работы за халатность (из протокола допроса Успенского Н.С.).

Свидетельские показания
Свидетель Семенова: Грудаков среди колхозников вел такую к-р агитацию. «Куда вы ходите православные, на какую-то проработку в верховный совет? Все равно вас не выберут. Вы как были рабами, так и останетесь. Вам нужно почаще ходить в церковь и замолять бога, чтобы поскорей нагрянула туча со стороны Германии и Италии, тогда нам даст господь освободиться от проклятых коммунистов, которые отняли всю жизнь у трудового крестьянства».
Свидетель Фролова: Грудаков проповедовал: «Граждане, все мы - рабы божии, скоро настанет день, когда всех антихристов будут выбирать в Верховный Совет, но наша с вами задача избрать нашего человека - нашего христа спасителя, Троцкого».
В материалах дела были и другие показания такого рода. Исключением было показание дьячка Успенского. Н.С.  Успенский заявил, что  «Грудаков никакой пропаганды  против  советской власти не вел» (из протокола допроса Успенского Н.С).

Обвинительное заключение  от 4 декабря 1937 г.

Постановление от 7 декабря 1937 г.
Приговорить Успенского Н.С. и Грудакова Ф.В. (1891) к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Место пребывания - Самарлаг, пос. Безымянка, Молотовского р-на, Куйбышевской обл. 27 декабря 1937г.- 26 ноября 1940 г.
В тот же день следствие было закончено. Отца Феодора перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феодора к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
27 декабря 1937 г. с этапом заключенных отец Феодор прибыл в Самарлаг НКВД.


Троицкий краевед Санков Сергей Сергеевич, который заинтересовался судьбой Федора Васильевича и Веры Александровны Грудаковых. Рассказал, что он ездил в Старую Каширу и узнал у местных жителей, что доносчики и лжесвидетели по делу Федора Васильевича вскоре после процесса  один за другим умерли.

В   «Словаре Святых» Якова Кротова есть запись о житие священника Алексия (Алексея Григорьевича)  Введенского, о котором упоминается имя Федора Васильевича.
В газете «Костино, Богородское тожъ» №5 (7), май 2011 опубликована статья Максима Максимова «Священномученик Алексий (Введенский)», где в частности, есть сведения  и о Федоре Васильевиче.
В один день с о. Алексием  «был осужден к такому же сроку священник Феодор Грудаков. Они учились в одном классе семинарии, а теперь выпало вместе отбывать наказание на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. По здоровью отец Алексий сразу получил третью категорию инвалидности.
Из заключения отец Алексий отправил супруге несколько писем. Последнее она получила 11 декабря, а через некоторое время было получено письмо от отца Феодора.
«Глубокоуважаемая Елена Александровна! Сообщаю Вам печальную и грустную весть: не стало Алексея Григорьевича. В ночь с 22 на 23 декабря (1937г.) в 3 часа 45 минут он скончался. Не нахожу слов, да и бесполезны они, чтобы утешить Вас. И словами не залечишь той раны душевной, которую Вы получаете при такой утрате. Но надеюсь, Вы найдете утешение в том, в чем утешал себя Алексей Григорьевич, – в вере. Конечно, постарайтесь сделать то, что ему как христианину нужно. Мне не пишите. Представится случай, сообщу все подробности о его жизни и смерти. С полным сочувствием и соболезнованием к Вам. Берегите себя для Вашего мальчика. Оставшиеся на его счету деньги, думаю, будут Вам высланы. Об этом с сообщением Вашего адреса сделано заявление мною».
Отец Феодор умер в лагере от непосильного труда и голода 26 ноября 1940 года и был, как и отец Алексий, погребен в безвестной могиле. Елена Александровна до самой смерти в 1965 году трудилась в Сретенском храме сторожем и уборщицей, пекла просфоры».

От отца Федора не осталось почти никаких вещей. Только в альбоме было несколько фотографий. Фотография, где он был изображен в рясе и с крестом, хранилась у дочери Федора Васильевича  Нины Федоровны, отдельно, в недоступном для детей, месте.
В старом кованом сундуке хранился крест-распятие, который потом куда-то пропал.

Историю Федора Васильевича его внуки узнавали по крупицам от бабушки и мамы. Знали, конечно, что дед был в заключении, но об этом говорилось шепотом с увещеваниями никому не рассказывать.
Более полные данные были получены позже, в 1991 году, когда внук Федора Васильевича (составитель этой истории) пришел в приемную КГБ на Кузнецком Мосту и попросил предоставить сведения о причинах ареста и месте захоронения деда. Чиновник спрашивал, зачем это надо, на что внук отвечал: «Не хочу быть Иваном, не помнящим родства».
Материалы дела довольно долго искали и нашли в архивах КГБ Московской области. Для ознакомления были предоставлены две объемистые папки. Ксерокопирование не разрешалось. Разрешили делать выписки. Через некоторое время прислали нарочным конверт с сургучной печатью. В конверте - удостоверение личности, которое выдали вместо паспорта после первого заключения, справку о смерти из Самары и справки о реабилитации по каждому делу. Следователь сделал снисхождение и вложил туда копию ордера на арест, на котором была надпись" С ордером ознакомлен и подпись. Справку о смерти и оба постановления о реабилитации забрали в комиссию по делам репрессированных для включения дочери (единственной из семерых детей оставшейся в живых) в список граждан,  пострадавших от репрессий.  В справке о смерти, присланной из бывшего Самарлага, была дата смерти и запись: «Место захоронения неизвестно». Подпись - неряшливая закорючка, явно фальшивая, но печать - подлинная.
Выписки из протоколов допросов правнук Федора Васильевича, Бармаков Игорь Борисович, отправил в «Московский комсомолец», где корреспондентом Василием Бычковым была опубликована статья под заголовком «Страдный путь священника Федора Грудакова». Статья видимо попали в поле зрения РПЦ, что и  привело в дальнейшем к решению о его канонизации.

***
Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время     поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и     исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и     Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных     Синодальной комиссией по канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном     прославлении новомучеников и исповедников Российских).

  Постановили:
    1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия.
    2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена
       подвижников, материалы о которых представлены:    
    -  от Московской епархии: 

       священника Феодора (Грудакова; 1889 - 26 ноября 1940)

***
Память священномученика Феодора совершается в день его мученической кончины 13 (27) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).


Жизнь Грудаковых после смерти главы семьи была тяжелой, один за другим умерли трое детей. Вера Александровна с двумя детьми переехала в с. Ивановское (ныне район Москвы), где снимали угол.
В 1941 году двенадцатилетний сын, Юра, вместе с мамой (Верой Александровной) пошли в лес за дровами. При переходе через  Шоссе Энтузиастов Юра попал под машину и погиб на глазах у матери. Шофер с места происшествия скрылся.

После второго ареста Федора Васильевича Веру Александровну стали часто вызывать в НКВД. Она боялась, что ее тоже арестуют. Решила уехать. Дом продали Троицкой Фабрике. Однако, где-то в толкучке, воры разрезали карман и украли 500 рублей, вырученных от продажи дома.

В связи с арестом мужа Веру Александровну лишили избирательных прав, о чем свидетельствует документ - прошение о восстановлении в «избирправах» от 1935 года.


Жизнь Веры Александровны была тяжелой: арест мужа, гибель детей, скитание по чужим углам, запрет на преподавательскую деятельность, работа нянечкой в инфекционной больнице и вечерняя  учеба, беспокойное проживание с семьей дочери (впятером в одной комнате коммунальной квартиры).
Воспитанная в семье московско-арбатских интеллигентов с духовной родословной, в детстве привыкшая к культурному обществу и материальному достатку, большую часть своей жизни она прожила в тревоге, страхе и нищете.
Вера Александровна прекрасно знала  русскую литературу, наизусть цитировала стихи Пушкина, Некрасова, владела французским языком. Однако преподавать в школе она не могла по политическим мотивам – жена врага народа.
В войну она устроилась на работу нянечкой в инфекционную больницу и без отрыва от работы пять лет училась на хирургическую медицинскую сестру. Потом работала на две ставки в Морозовской больнице и в Тушинской Больнице № 82.
 Несмотря на потрепанные нервы и слабое здоровье: ревматизм, склероз, гипертонию, кроме того, она в 53 года попала под мотоцикл и лежала в больнице с переломами,  - Вера Александровна прожила долгую жизнь. Умерла она в 1977 году 10 мая в возрасте 84 лет. Последний год жизни она не ходила и почти ничего не видела. До самого конца она пыталась читать через толстое увеличительное стекло свою любимую литературную классику.
На поминках, которые состоялись в деревне Ботаково, в доме сестры мужа Веры Александровны, собрались деревенские родственники и их соседи. Один из поминающих пожилых людей сказал: «В 1917 году я пришел в первый класс Ватутинской школы, и моей первой учительницей была Вера Александровна».

Веру Александровну, как и впоследствии ее дочь, Нину Федоровну, похоронили на Поповском кладбище недалеко от поселка Ремзавод.


В 2009 году внук Федора Васильевичпа разыскивал дом Грудаковых в д. Песье (что недалеко от Красной Пахры). Дом удалось найти  не с первой попытки. Несколько опрошенных жителей ничего не слышали о Грудаковых. Одна женщина показала на дом старожилов, братьев Китруков, Валентина и Анатолия, которые знали Грудаковых. Анатолий привел к дому №27 где проживает семья Овчаруков. Старший – Трофим, старик, 80 лет, сообщил, что в 1946 году дом был куплен у Грудакова Иван Васильевича.


Иван Васильевич Грудаков- младший брат Отца Федора,  был председателем колхоза и погиб, защищая колхозное сено от воров. Когда преступников везли в милицию, один из них достал из сапога пистолет и несколько раз выстрелил Ивану Васильевичу в живот.
Анатолий Китрук показал могилу Ивана Васильевича, его жены и дочери с мужем на местном кладбище.


У  Федора Васильевича была сестра, Евдокия Васильевна Грудакова (Масленкова). Она вышла замуж и поселилась в д.Ботаково, что расположена в 1 км от с.Богородское. Она тоже была человеком особенным: всегда отличалась добротой и гостеприимством, воспитала не только своих, но и много приемных детей.

27 ноября 2012 г. в храме Тихвинской иконы Божией Матери города Троицка Московской области торжественно отмечалась память священномученика Феодора, последнего настоятеля этого храма перед его закрытием в 30-х годах. Отец Феодор – один из сотен тысяч пострадавших в годину лихолетья и безбожия начала XX века.

Божественную литургию, в день памяти новомученника Федора, возглавил благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров. Ему сослужили настоятели соседних храмов. Несмотря на будничный день, храм вместил множество молящихся из Троицка и окрестностей.

Фотоиллюстрации к рассказу размещены здесь:
https://fotki.yandex.ru/users/bbp45/album/165918/