Размышления

Людмила Захарова
Цикл рассказов "Экология души"

9. Размышления


     В таинственном вопросе о Смерти человека, оказывается, волнует очень немногое. Осмысление этого явления не простирается, как ни странно, далее сорока дней. Даже самая богатая фантазия простого смертного не может посягнуть на то, что же, все-таки, станется с нами после.


Наиболее часто и страстно обсуждаются само событие, обстоятельства, соблюдение ритуалов. Переживают о том, как будут обставлены похороны, кому будет сообщено, кто из тайных близких и каким образом узнает о кончине и осмелится ли прийти для прощального поцелуя, все ли раздоры семейные утихнут у гроба или наоборот вспыхнут с новой силой ввиду случившегося. В преклонном возрасте беспокоятся о средствах на обряды, об отпевании, словно все можно предусмотреть, словно пожелания могут что-то исправить, словно можно успеть что-то доказать, словно  там  имеют значения материальные хлопоты, выпадающие на близких.
Возлежащие на одре смерти, чувствуя приближение ее, видят зловещую старуху, а не избавление. Успокоение, примирение с жизнью, уже прожитой, бывает редко. Мало кто думает о том, чтобы простить всем, простить в душе. Редко кто спешит исповедоваться, оставить земные дела и прегрешения - земле. Среди хлопот о наследстве и о старушке, что должна обмыть тело, говорят о душе, словно сомневаясь - то ли есть душа, то ли нет. И если уж даны последние дни, вернее, дарованы для чего-то, то скорее всего для очищения совести, омовения души от земного.


Старухи в черном любят рассказывать сказки. Где, в наше-то время, взять минуточку на размышление, тем более перед смертью. Так обстояло дело раньше. А сегодня никто не знает, независимо от возраста, когда настигнет Проклятая. Притаится ли на крыше искрошившимся и выпавшим на голову кирпичом или отскочит рикошетом чужая пуля в тот миг, когда зевается сладко за семью замками? И самое обидное, что на небесах никого не будет интересовать - почему человек не приготовился к смерти, не получил отпущения грехов, не соборовался, не причастился. Там удивятся тому, что на новопреставленном нет креста, не слышно молитв близких и служба справлена не так, как водится. Всему свой день и час. Уж предчувствиям надо бы верить. Душа не слепая духовно, в отличие от тела. И за что клеймить тело позором, похотливым блудом? Приглядитесь к покойному, тело без души мертво. Тело не станет ни перед кем отвечать за исполнение адских плясок, ибо всем управлял дух, душа.


Искаженные души подобно себе наворотили, что самим тошно стало жить. Не следует превозносить прошлые века, где вера была неотъемлемой от человека, родные души были, бесспорно, всегда, счастливая душа не станет стремиться к власти. Искаженные же души всегда стремятся к ней, выстилая дорогу благими намерениями, ибо власть всякого рода дает возможность влияния на других людей. Спрашивается, для чего?! Для питания. Чувства сытости. Искаженные души, как пустоты, вакуум, мгновенно всасывают чужое тепло. Войны рождаются на невидимом глазу уровне. Это ясно чувствует душа. Легенды о вампирах, людоедах и оборотнях - не случайно запомнившийся бред, это интуитивная память народов. Сегодня, проехав в метро, мы чувствуем себя обесточенными, но не умеем распознать чьими черными мыслями мы отравились или какого демона мы подкормили своей духовной силой. Не спешите к экстрасенсу. Чужая душа - потемки. А чтобы вылечиться - надо верить. Но верить надо не в энергетику лукавого смертного человека, который просто опытнее вас, а Богу. Любой батюшка напомнит вам, что все лечится постом и молитвою, но никак не ересью новомодной.


Но, все же, вернемся к Смерти. Что это? Кто это? Всю жизнь долгую или короткую человек шагает, торопится к ней. День за днем. Это краткое состояние души. Смерть - благо, духовная зрелость человека, перешагивающего последний земной барьер в своем развитии. Случается, что дети бывают мудрее родителей, юноши умнее стариков, тогда они рано покидают изученный мир. Но бывают неудачные опыты, бесполезные потуги познать что-либо на этом свете, хаотическое непонимание воли Божьей, заповедей простых, а потому и неисполняемых. Ведь так.
Попробуйте быть честным. Не на духу, не в острой ситуации - где решается или - или... Попробуйте быть честным с собой. Это очень трудное испытание. Мы не готовы дать волю нашей совести. Открыть молитвенник наугад, прочесть и попробовать вникнуть хотя бы в одну-единственную фразу. Сколько внутреннего сопротивления, идущего от нашего ума-разума! «... ибо от юности и науки злы...»

Не так просто, как кажется, сделать простые механические действия, но еще сложнее найти хоть одно похвальное слово в свой адрес. Но как же так?! Мы блистаем интеллектом и нарядами в обществе, но нам нечем похвалиться перед собой, нечем оправдать свое существование. Но как же так, мы больны? Или притворяемся? Но перед кем?! И откуда так веет пустотой? Неужели и мы становимся «вампирами»? Это слишком. Но что-то тревожит. Зачем нам знать то, что мы еще не готовы понять? Достаточно осознать инфантильность своей души. Для начала достаточно. И не надо ссылаться на причины, всем известные. Время было такое! Сейчас мы научились судорожно просить: дай, Господи, дай, дай! - На, получи... Но не забывай до следующей беды о том, что Бог есть, он все видит и не желает тебе зла. Не обольщайся, что Бог где-то там, за облаками. Он в душе твоей, помни же об этом. Именно поэтому душу следует содержать в чистоте, не оскверняя ее грязными мыслями. И если вам так долго не везет, то пора бы и призадуматься о собственной вине. Человек - враг душе своей. Потрудитесь вспомнить, сколько недоброжелательства исходило от вас в этот мир. Припомните школьный закон о сохранении энергии, круговорот воды в природе. И что? Все возвращается, не правда ли? А если прочесть исповедание грехов повседневное? Но где эта повседневность? Утром, едва успеваешь выкурить сигарету натощак, по дороге к метро, угробляя свое здоровье, разве тут до молитвы? Недосуг. Что ж, каждому свое. Вы свободны в своем выборе, вольны: думать о грехе или не думать, грешить или не грешить. С вас и спросится. И если нет надежды на ваше спасение здесь, то стоит   ли удивляться тому, что Смерть так помолодела.


Все закономерно. Явившись на свет, вы уже сделали выбор. Все зависит от вас. Вы в руках Божьих. И в руках Его вы творите то, что вашей душе угодно. Но вы ведете себя, как слепые котята. Но у котят рано или поздно открываются глаза. Речь о том, что все живое имеет способность к росту, развитию, созреванию. Плоды, созрев, падают на землю или их срезают. Если душа жива, она не может не расти духовно. Но если вам недосуг питать ее необходимым, то она покинет вас без сожаления. Иногда земля стряхивает с лица своего омертвевшие искаженные души, способные очиститься к жизни иной только через страдания, катастрофы или войны, то есть принудительную гибель. Для души нет недосягаемого, но лишь во сне мы позволяем ей отрешиться от материальных пут, словно днем нам это окажется не под силу.


Но, все-таки, почему нас волнуют собственные похороны? Как все это будет выглядеть, какие слова скажут или забудут, не опасаясь быть услышанным новопреставленным. А напрасно. Кто придет на девять дней, и будут ли родственники справлять сорок дней, год? Ведь все так дорого. Почему в час щемящей жалости к себе, в часы бессонницы, мы рисуем на разные лады обстоятельства и причины собственной гибели или кончины?


Почему, мудрствуя лукаво на эту тему, наши образы и представления вязнут в липкой мгле или полощутся на таинственном сквозняке серыми простынями, мешающими обзору? И почему мы все так страшимся думать о том, что с нами будет после? Мы трусливо соглашаемся с реалистами, что все померкнет, все кончится вместе с нами. Нас не станет и точка. Так спокойней. Все проснутся, а нас нет. А на нет и суда нет. Так мы пытаемся обхитрить свою душу, знающую нечто. Понять или просто поверить в эту необъяснимую смуту недопустимо, мы же умные люди, - оправдываемся мы друг перед другом. Но так ли?


Не мы первые, не мы последние. Опыт есть опыт. И сорок дней необходимы. А зачем? Почитайте душеполезную литературу. Но почему наша душа помалкивает о дальнейшем, - о том, что станется с нами по прошествию этих странных сороковин? А есть ли смысл говорить о рае, об аде, если живем мы, не ведая страха, не имея веры не только в древние образы, но не доверяя ни себе, ни Богу. Пройдут сорок дней, жизнь продолжится в ином измерении. Смерти, как забвения, нет. Исход души из тела называется смертью, а потом жизнь души, только души, в ее истинном обличье, без прикрас. Так стоит ли бояться смерти, которой нет? Жизнь после будет такой, какой вы ее делаете сейчас. Но не руками. Прислушайтесь к себе. Не закрывайте глаз души и не унывайте.


В земной жизни человеку легко скрыть свою сущность под маской учтивости, а свои звериные страсти под шелухой красивых слов. А на том свете он впервые увидит себя, свое червеязычное, горделивое Я. И многие устрашатся своего собственного вида.