Рождество

Вив Варвара
«Научи меня, Боже любить…» - вскакивают задорным серпантином в моей голове смутные строчки стихотворения. Опять ностальгия.

Рождество. Праздник, лишенный семейного уюта и тепла. Это все ушло со смертью бабушки.

        Помню, как в зимние каникулы я, десятилетняя девчонка, убегала из дома в Новом поселке к бабушке на Костный. Однажды пришла к ней 6 января – сочельник. Бабка стояла на шаткой пирамиде – стол, на столе – стул, а на стуле – она, моет потолок. Она тщательно убиралась в доме, стирала все белье, вешала чистые занавески, готовила праздничные блюда и яства. Я помогала ей – рубила салаты, лепила вместе с ней пельмени, и с нетерпением ожидая – когда же блеснет в небе Полярная Звезда – тогда можно будет досыта наесться вареников с картошкой.

«Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем»…

Бабка варила требуху, потом набивала ее начинкой: гречневая каша с луком и мясом, и запекала ее в духовке. Готовила кутью – вареный рис смешивала с изюмом и медом. Делала холодец, который превращался в ароматное прозрачное желе. Пекла ароматные пироги с капустно-рыбной начинкой и с яблоками… Чего только не готовила бабка на семейный рождественский обед! Вечером приезжала моя тетка из Саратова, мамина сводная младшая сестра.

        И вот в черном зимнем небе засверкала крупным бриллиантом Ее Величество Полярная Звезда. В доме пахнет свежестью, пшеничными пирогами, мандаринами (которые бабка положила в стеклянную тарелку). В вазе – сосновые ветки, смолистые и душистые. Бабка отдыхает в зале. Скотина накормлена-напоена: корова, поросята, две собаки, два кота, куры. Внучка тоже накормлена и дремлет рядом с нею. Праздничный стол готов, скоро приедет младшая дочь, а внучку старшая дочь осторожно будит и уносит домой.

        7 января. В зале накрывается чистой скатертью стол, раскладывается на нем посуда, приносят всевозможные кушанья и выпивка в том числе – куда же без нее-то! У нас была традиция – я каждый год на Рождество заучивала наизусть какое-нибудь стихотворение, и в начале трапезы читала его. Пушкин «Зимнее утро», Есенин «Поет зима – аукает…» и многие другие. Но тогда я прочитала это стихотворение, которое каждое Рождество, уже после смерти бабушки, ностальгической тоской томит мое сознание. Это было стихотворение К.К. Романова «Молитва». Вот оно:

Научи меня, Боже любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
 
Научи меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
 
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью –
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже любить!