Осенний свет. Две сестры и любовь, одна на двоих

Ева Олина
Осенний свет.
Новелла.

Две сестры и любовь, одна на двоих.

Лида и Валя были сестрами - близняшками.
 Лида работала бухгалтером В солидном учреждении. Валя была воспитательницей в детском саду. Росли сестры в дружной большой семье. У них была старенькая бабушка Вера.
Девочек с двенадцати лет воспитывала и выращивала мама Катя. Мама работа главбухом в бюджетной сфере.
Девочки были очень похожи, и одевала их Екатерина в одинаковые одежки. Это было, конечно, прикольно  в раннем детстве.
Знакомые, при виде девочек умилялись:
-Ой , какие красивые куколки!- говорили одни.
-Какие же кисоньки! Как две капли воды! - говорили другие.
-Катя, как же Вам удалось сделать таких двойняшек!- в изумлении восклицали третьи.
Девочки, и в правду, были  одним целым. Они никогда не разлучались. Они играли в одни игры. У них были общие подружки. Как ни странно, но каждая из них, являла  собой копию своей половинки.
Характеры у девочек были покладистые и добрые.
Папа сестренок умер от неизлечимой болезни, когда девочки были в возрасте, как принято говорить современным языком, в возрасте тинейджеров. Когда девчонки росли, как и все дети, требовали внимания родительского и денег. Деньги нужны были на школу, на школьные, совсем не дешевые обеды. Они были так нужны для развития дочек, посещающих разные платные танцевальные, художественные, компьютерные  кружки. Куклы и игрушки, которыми еще увлекались девочки, совсем не избалованные улицей, тоже требовали бюджетных вливаний. Пока был жив  папа, семья не замечала растяжек в бюджете и семейных больших проблем. Мама, конечно, получала зарплату, но она была не большой.
Но вот не стало  Георгия. Уход отца ощутимо ударил по семье. Мама Екатерина, скрывая слезы от дочек, часто  стала уединяться в своей спальне. Она приходила с работы, переодевалась, Накрывала на стол ужин. Ужин чаще стали готовить девочки, приходя из школы раньше мамы. Горе в семье было общим. И трое женщин учились выживать, помогая друг другу, часто беря ношу проблем на себя.
Четвертым членом семьи стала бабушка, мама отца. Она стала чаще приходить в гости. Иногда оставалась дня на два. Бодрая стареющая бабушка, вносила позитив в  женское семейство. Она приносила недорогие подарки. Приносила любимые в семье вкусняшки, на которые в доме, уже ощутимо не доставало денег.
-А вот и Я!- восклицала бабушка с порога, при появлении.
-Быстро, быстро ставьте чайник, не могу - как пить хочу! Обегала столько магазинов! - говорила бабушка, ставя у порога множество авосек, сумок, пакетов.
-Лидуша, Валечка! Помогайте, несите все в комнату. Нет, нет - это  надо на кухню. Здесь к чаю, вкусное пражское и мяса по случаю прихватила. Его сразу - в морозильную камеру кладите.
Бабушка, яркая, красивая, с вьющимися за ушком кудрями, раздевалась. Внучки крутились рядом, принимая от бабушки и вешая на вешалку ее одежду, и верещали:
- Ой, бабуля, у тебя новые вкусные духи, как называются?
-Опять новый палантин на тебе! Как он тебе идет к лицу, ты у нас такая молодая!
Бабушка слушала внучек с тихой улыбкой и заговорщецки спрашивала :
-Как мама? В порядке?
Девочки мимикой показывали, что мама снова плакала, а теперь снова  закрылась в спальне.
Бабуля, тихо постучав в дверь, говорила:
-Катюша, я приехала. Пойдем, попьем чайку, девочки уже накрыли на стол. А я привезла твоих любимых пражских, очень свежие пироженые.
Потом всем семейством пили чаи. Делились впечатлениями, проблемами. Решали насущные вопросы.
Уезжая, бабушка частенько оставляла деньги на уголке стола, при этом, не забывая дать каждой из девочек по сотенке, на  девичьи расходы.
Так, в заботах друг о друге семья научилась выживать и неплохо ладить друг с другом.
Так годы шли за годами. Мама работала. Она ожила. На ее плечи легли все семейные проблемы.
А девочки, между прочим, заканчивали одиннадцатый класс элитной гимназии. Близился выпускной, за ним – возникли проблемы поступления в вузы.
Вот тут-то и возникло разделение личностей. Лида стала поступать в финансовый институт. Она, как мама, мечтала стать бухгалтером. Валя же поступила в педагогический колледж, ибо оказалось, что ей нравится работать с маленькими детишками.
Казалось, только бабушка не менялась. Такая же бодрая. Только добавилось серебра в черные кудряшки, да при внимательном рассмотрении, можно было заметить мелкие лапки морщинок вокруг глаз. Бабушкины глаза! Они всегда сияли глубоким добрым ясным светом, озаряя лицо. Они, эти глаза все видели и все понимали.
Вот девочки и выросли! Как же сложится их жизнь? Куда побегут по путям дорожкам нелегких женских судеб каждая? Об этом тревожилась не только бабушка. Екатерина, накинув паутинку на плечи, все чаще думала свои материнские думы, стоя у окна поздним вечером, и всматриваясь во двор и подъезд, освещаемые тусклым дворовым фонарем, в ожидании дочек.
Они, теперь, приходили  порознь. Ужин получался или растянутым на весь вечер, когда девочки приходили домой одна за другой  и никуда больше не спешили. Или однобоким, когда прибегала Лида, наспех перекусив и переодевшись, снова убегала. Валя с мамой вдвоем сумерничали. Хорошо, если приезжала бабушка.
Но она стала появляться реже и реже. По разным причинам. Но, чаще всего, наверное, из-за возрастных недомоганий. Или, привыкающей к старческому одиночеству, не желанию мешать молодым. На все жизнь отпускает свое  время.
Долгими одинокими вечерами Катерина все чаще думала о дочерях. Они стали меняться. Материнскому  сердцу и глазам, стало видно, что характером и грустинкой в глазах, Лидуша больше походила не нее. У Валентины же стал проявляться отцовский боевитый характер,  отцовские те же веселинки в глазах, порывистость в движениях…
Но и бабушка заметила изменения во внучках.
-Катя! Я так беспокоюсь о девочках! Они стали такие взрослые! Стали такие красивые… И, ты заметила - они стали другие, разные, с о своими характерам?
-Куда девалась наши милые двойняшки?
-Да, время, друзья и еще что-то, так изменило наших девочек,- ответила Катя свекрови.
Однажды вечером Лида пришла раньше обычного.  Дочь была взволнована, румянец на щеках, незнакомый блеск глаз… Катя смотрела на дочь молча, ожидая комментариев.
Лидочка излишне суетилась, стремительно двигаясь по квартире. Поправла скатерть на столе, вазу на фортепиано…Потом подошла к маме и тихонько на ушко сказала:
-Мамочка, я влюбилась! Я влюбилась, мамочка на всю жизнь. Моя душа принадлежит одному Ему. Он скоро придет к нам на чай, и ты ЕГО увидишь..
-Его зовут Руслан,- тихо добавила дочь и пошла на кухню…
В зале уже были накрыты гостевые чайные приборы, как в дверь постучали. Лидуша выпорхнула в прихожую. Красивая, молодая, стройненькая тростиночка, в лиловом платье и с лиловой лентой в высокой прическе.Как же она была красива! И как же она была беззащитна перед превратностями судьбы. И вот судьба стучится в их двери…
Екатерина с удивлением смотрела на дочь.
-Когда ж ты так выросла, милая, а я все тебя считаю малышкой, -тихо сказала она, вставая и подходя к окну.
Удобная наблюдательная позиция- свет падает на входящего, скрывая первые минуты настороженность матери.
Вот Он вошел, прошел к окну, протянул Екатерине розу. Единственную огромную нераскрывшуюся на длинной веточке, с нежно лиловыми заворотами.
-У парня хороший вкус,- почти вслух подумала она.
-Добрый вечер, рад с Вами познакомиться.  Я- Руслан,- как бы в ответ своим мыслям услышала Екатерина.
Прошу всех к столу, говорила Лида, ставя голубые цветы в вазу и говоря :
-Руслан, знакомься- это моя любимая мама, зовут ее Екатерина Яновна.
После этого первого знакомства много утекло воды, времени. Лида была счастлива. Руслан стал обычным гостем в семье.
Мартовским тихим вечером Лида пришла раньше обычного. Катя была уже дома. В квартире сумерки отбрасывали отблески последних солнечных лучей, осветили портрет Георгия, упали на фортепиано, за которым сидела Катя. Она играла Бетховена, сначала этюд « К Элизе», затем « Лунную сонату»…Лида взяла стул и присоединилась к игре. Так, в четыре руки, они доиграли Лунную…Комнату освещал свет полной луны, заглянувшей на «лунную» музыку.
Посидели молча. Екатерина ждала разговора с дочерью. Чутье матери говорило ей, что дочь желает поговорить о чем –то важном.
Она сидела, напряженно выпрямив спину, ожидая, что скажет дочь.
- Мамочка, я жду ребеночка… Он будет от Руслана. Мы с Русланом очень любим друг друга.
Дочь и мать еще долго говорили в полумраке.
-Вы что сидите тут в темноте?- шумно ворвалась пришедшая Валюша.
А время между тем шло. Лида ходила счастливая. Валентина светилась весельем. Екатерина и бабушка все чаще шептались вдвоем, в ожидании ребеночка и развития событий.
События, как это бывает в жизни, как говориться, не заставили себя ждать.
За окнами бушевал май всем своим буйством. Теплый майский воздух распускал почки на деревьях. Черемуха невестилась белоснежным туманом и духом, обволакивая дома, улицы, прохожих. Сирень приготовилась будоражить мир красотой. Кровь бродила весенней дрожью.
У бабушки день рождения! Катерина, Лида ждали бабушку, накрывали праздничный стол. Вот и утка в яблоках дала дух, значит готова. А вот и именинница на пороге. Бабушка светилась радостью, занося с собой запах белой сирени в руках, окутанная чуть зеленоватыми, едва раскрывающимися бутонами.
Стали садиться за стол. Вот и Валя на пороге с букетом роз для бабули.
А следом заходит Руслан.
Расселись, уселись за столом. Как обычно : мама, бабушка, Лида, Руслан, Валя. Выпили шампанского в честь и во славу бабушки. Мама играла любимую бабушкину мелодию из «Крестного отца» на фортепьяно. Потом пели : «Не могу я тебе в день рождения…».
Казалось бы- вечер удался, ничего не предвещало грозы…Но она грянула.
Валя встала, взяла Руслана за руку и подвела в пианино. Оба выглядели смущенно.
-Мы хотим вам сказать новость,- начала Валя.
-Я прошу руки Вашей дочери Вали и хочу на ней жениться ,-сказал Руслан , подходя  к Екатерине.
Наступила кромешная тишина. Катя и бабушка  немо посмотрели сначала друг на друга, потом на встающую со стула и все больше краснеющую Лидушу, сложившую руки на животике…
Постепенно Лидуша начала реагировать, большие глаза наполнялись слезами, которые не замедлили капать на  платье…
-Но как же так?- первой опомнилась мама?
- Мы очень любим друг друга, мы ждем с Русланом ребенка,- быстро , быстро Валя тораторила,  спешила, убеждала маму и бабушку в неотвратимости свадьбы.
Наконец, все ожили! Начался переполох, как это обычно происходит в обычных семьях. И в таких ситуациях.
В итоге этой семейной драмы пострадала более всего Лидия.
Мама, почему-то, приняла позицию Вал. Может быть по тому, что она еще любила Георгия, а дочь ей напоминала о любимом муже. После свадьбы  Екатерина оставила жить у себя молодых. Лиды с бабушкой на свадьбе не было.
Бабушка заняла позицию Лиды и забрала молодую женщину к себе. Обогрела, поддержала. А когда у Лидии родилась доченька Лада, а Лидия вышла на преддипломную, не позволила забросить учебу, взяв заботу о правнучке полностью на себя.
Через месяц- другой, Валя родила мальчика. Мальчик родился с тяжелыми отклонениями, проще сказать- дауном. Но Валя с Русланом его взяли из роддома и воспитывали.
Сестры получили образование. Лидия уже работала бухгалтером. Ладушку устроила в детский садик. И они с бабушкой не могли нарадоваться умной и способной девочке, приносящей им отраду.
 Валя работала в детском садике. Руслан открыл свою фирму по ремонту автомобилей. Екатерина возложила на свои плечи полностью заботу и беби- инвалиде.
Обе семьи не общались. Забылись, казалось, добрые времена в родительском доме. Черная кошка, конечно же, не причем.
Когда люди забывают о элементарном человеческом, чаще ссылаются на судьбу. Да, судьба-это многое объясняет.
Очередная гроза грянула в судьбе Валентины. Муж Руслан умер, когда сыночку было лет семь. В одночасье женщина стала вдовой , на руках с больным тяжелым недугом ребенком. Благо, мама была рядом, в минуты нужды и горя. Екатерина, поседевшая, с опустившимися плечами несла с достоинством свою долю и свое семейное горе.
Лидия расцветала как женщина. Получила повышение в должности, ее перевели  в крупное учреждение, с достойной зарплатой. Она получала от сослуживцев тепло, уважение, внимание и понимание. Бабушка бодрилась. Дочура Ладушка росла умненька, добрая и радовала маму и прабабушку успехами в учебе. Лада занимала призовые места за рисованные ей картины с выставок. Вот уже и начальная школа позади.
Бабушка медленно подошла к долго звонящему телефону. Ей сегодня особенно нездоровилось. Девочки спали. Проходя через их спальню, Вера видела, как тихо спит внучка Лида, с тихой улыбкой на лице, богатые густые волосы разметались по подушке. Ладушка, сложив ладошки, тиха спала в позе эмбриона, согнув ножки .
Телефон звонил  надрывно и требовательно, взрывая ночную тишину и покой семьи.
Бабушка сняла трубку:
- Мама, срочно приезжайте все! –услышала Вера в трубке голос снохи Екатерины.
- У нас случилось большое горе! Сейчас умер Ярик, сыночек Вали, он так мучился и мы тоже измучены и без сил.
- Прошу Вас приезжайте срочно все, возьмите Ладушку, она ведь уже большая, а Ярик ей - братик,- требовала голосом Екатерины телефонная трубка.

Это были очень тяжелые дни похорон двенадцатилетнего больного мальчика Ярика. Тяжелыми они были для всех. Бабушка еще больше постарела, болезни совсем замучили ее. Лида, простившая сестренке всю боль и обиды, старалась больше находиться с ней, окружила Валю заботой и вниманием. Дома она появлялась реже.Как же долго ей не хватало ее любимой мамочки! Она наслаждалась тем уютом, воспоминаниями детства, которых была лишена столько лет. Как же постарела ее мама!
Катерина, чувствовавшая свою вину перед Лидией, и жалевшая дочь Валю как –то уменьшилась росточком, ходила по квартире тихой тенью. Она частенько подсаживалась к Лиде рядом, когда дочь садилась за пианино, но не играла. Просто тихо сидела рядом с любимой взрослой дочерью. 
Да! Время! Лекарь. Судья. Вершитель судеб. Течение событий в его власти.
Несколько лет назад умерла бабушка Вера.
Ладушка заканчивает  среднюю школу, она  все чаще наведывается к бабуле Кате и тете Вале. Вечерами они рассматривают фотографии из семейного альбома и рассказывают девочке семейные истории.
Лидия вся поглощена работой.  У нее карьерный рост. Жизнь ее наполнена работой, друзьями и, конечно же, семьей.