Семья и брак в Древней Греции

Константин Рыжов
                1. Семейные отношения

Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той, которую мы наблюдаем впоследствии, в V в. до Р.Х. Прежде она была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отелялись от отца, но продолжали жить  все вместе под одной кровлей. Отец, а по его кончине, старший брат пользовались огромной властью. До Солона отец в Афинах имел право продавать в рабство своих дочерей, а брат, если он был главой семьи, - своих сестер. Семья владела имуществом, но имущество это, в особенности недвижимое, не было чьей-то личной собственностью, но принадлежало всей совокупности родичей. Многочисленные причины вызвали постепенное разложение этой патриархальной семьи. В позднейшую эпоху каждая супружеская чета с ее детьми выделялась, чтобы жить своей собственной жизнью.

Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями  долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.

Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве  вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.

Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она  большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное  мнение относилось к нему с осуждением.

В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах  управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.

                2. Свадьба

Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам.  Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.

Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.

Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.

Дом жениха был украшен ветвями и венками.  Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.

Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья  делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось  внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.

                3. Рождение ребенка

Новорожденного сразу купали и пеленали. На пятый день жизни ребенка приносили очистительную жертву богам. Бабка или другие женщины натирали младенца очистительными снадобьями и обносили его вокруг домашнего очага (при этом рассыпали зерна пшеницы и ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей). Торжество обнесения заканчивалось общим пиром всех присутствующих. На десятый (или седьмой) день после рождения праздновалось наречение имени новорожденному. Имя давал отец, тем самым признавая свое отцовство.  Приносили установленные жертвы в честь Аполлона, Артемиды, нимф и речных богов – покровителей юношества. День вновь оканчивался пиром, устроенным для родственников и знакомых. Гости дарили новорожденного игрушками, а роженицу – расписными вазами. Если новорожденный был мальчиком, то двери дома украшали масличным венком, а если девочка – то шерстяным. Первый символизировал гражданскую храбрость, второй -  женское трудолюбие.

В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.

                4. Игрушки и игры

Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.

Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники  упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.

Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность  ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку  и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.

                5. Образование детей

Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика  читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли  слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся  тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял  какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.

С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей  обучали  военному искусству.

После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе  над шерстью и тканью. Сидя подле  своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой,  которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273