Легенды живут вечно ч. 7

Нелли Мельникова
В российских монастырях не принято было расспрашивать кто кем  был и откуда пришёл. Этого не знал никто, кроме преподобного.
 В монастыри надолго или навсегда приходили разные люди:  знатных сословий, купцы, простолюдИны и становились послушниками, монахами, получали новые имена. Никто не любопытствовал кто они и откуда. Монастырь уравнивал всех.
Что особенного в том, что не умер, а ушёл Александр!
По-моему, ничего странного, особенно, если заглянуть в его душу, а заодно и в «послужной список» его грехов.

Своё первое имя Александр отработал.

В кругу близких его называли Ангелом. Постепенно это становилось его именем, а потом перекочевало на  Александрийский столп с ликом Александра. Её поставил здесь НиколайI  в память  о царственном брате, хотя и знал о его дальнейшей судьбе и поэтому старательно уничтожал всё, содержащее хотя бы намёк на династийную тайну – уход Александра, и его – Николая -  царствование при живом монархе.
Ангел, водруженный на вершине колонны с чертами Александра,  указывает на крест, как на символ его крестного пути.
 Да, он хотел искупления самыми суровыми средствами, соразмерными грехам.

Лев Толстой тоже уходил, да смерть помешала. Он очень (может быть даже слишком) долго обдумывал свой уход. Размышлял о судьбе Александра, написал «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», где, тем не менее, не ответил на главный вопрос: ушёл или умер.

Уйти от благополучия (по крайней мере, внешнего) в никуда и ни с чем, молиться, стараться делать добро, живя в крайней скудости – это огромный подвиг, не многим посильный.
Была в характере Александра ещё одна, родственная позднему Толстому черта – НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ.
Он знал о готовящемся бунте (декабристы), но не захотел его усмирять:
«Не мне их карать!».
Естественно, с такими-то грехами на душе.

Итак, ушёл…

Примерно лет 10-11 жил, и вероятно безвыездно,  в монастыре, где окончательно происходило перерождение в Феодора Козьмича, благо почва для этого была достаточно взрыхлённой, ибо «старец» жил в душе Александра уже с молодых лет.

4.9.1836 года началась история бродяги Ф.К.

Ездил Александр сперва на лошади.
Однажды, близ Красноуфимска Пермской губернии, подъехал к одной из кузниц, чтобы подковать коня.
Его поведение, манера речи, необычная для крестьянина или, тем более, бродяги, наружность, наличие хорошего коня,  вызвали подозрения. Начались вопросы. Старик отвечал уклончиво. Всё это привело к аресту, которому старик не сопротивлялся.
На допросе он был немногословен, объявил себя бродягою, не помнящим родства.
Его судили за бродяжничество, приговорили к ссылке в Сибирь с предварительным наказанием двадцатью  ударами плетьми (это Императору-то,  взявшему Париж!!!)
Ф.К. не высказал никаких возражений против поселения в Сибири, куда  и отправился по этапу под № 117.
БОльшую часть сибирского поселения до самой кончины в1864 году Ф.К. прожил в Томске, пригретый купцом Хромовым, очевидно видевшим в Ф.К. не простого бродягу, а нечто иное, в чём странник и признался ему перед смертью.
Это признание очень дорого обошлось Хромову, поехавшему с ним и некоторыми документами старца в Петербург, где ему серьёзно пригрозили Петропавловской крепостью в случае «излишней болтливости».
 И, тем не менее, на могильном кресте Ф.К. (в ограде Богородице – Алексеевского мужского монастыря)  томичи написали:
 «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича, скончавшегося  20 января 1864 года».

Ещё при жизни Ф.К. говаривал, что самое трудное в его положении не жизнь бродяги со всеми её лишениями, а СОХРАНЕНИЕ ТАЙНЫ, тем более, что  это была не его личная, но династическая тайна, ибо раскрытие её грозило мировым политическим скандалом: во главе огромной державы при живом императоре стоит другой человек, не имеющий пока права на престол.
Непонятным для всех горожан Томска было и паломничество на могилу Ф.К. высокопоставленных особ.
 Приезжал даже царевич  (будущий император Николай II).
Раз есть тайна, значит и много желающих её раскрыть.
 Стали появляться брошюры и книги с обеими точками зрения: Ф.К.=Александр I, и с отрицаниями этой точки зрения.
Всё усугублялось тем, что усыпальница в Петропавловской крепости, где должны покоиться мощи Александра I – пуста.
Так до сих пор на этом таинственном деле сохраняется стойкий знак вопроса.
                ГДЕ ?
Конец.