О подавленных чувствах

Гадаев Алексей Вениаминович
Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы, хотя "эмоция" это душевное волнение, душевное движение. Чувство же имеют стабильную устойчивость, относительно эмоций и аффектов. Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта. Человек мыслящий должен и может управлять своими чувствами. "Учитесь властвовать собой" - советовал Евгений Онегин в одноименном романе А.С.Пушкина Татьяне Лариной. Методы саморегуляции открывают возможность управления не только физиологическими процессами, но и явлениями душевной жизни.
Власть над чувствами выручает во многих ситуациях, когда необходимы душевное равновесие и уверенность в успехе.
Когда мы находимся в состоянии подавленных чувств, то мы иногда готовы кричать и плакать. Если плотно закрыть крышкой эмоции, не давать им вырваться наружу, отрицать их, обуздывать, скрывать, усмирять, притворятся Что их не существует, то это нездорово и непродуктивно. При этом мы игнорируем наши эмоции, смотря в интернет, ходя в театр, кино, распиваем спиртные напитки, употребляя лекарства, тренируемся в тренажерном зале, занимаемся прочими многочисленными видами деятельности, которые помогают отводить внимание от эмоциональной боли и всё же мы неспособны разрешить внутреннее эмоциональное равновесие и контроль. Повальное подавление заняло настолько прочное, доминирующее место в нашей жизни и это становится нашей второй натурой. По сути, мы подавляем такое количество эмоциональной энергии, что превращаемся в ходячие мины замедленного действия. Зачастую мы даже не подозреваем, что подавляем свои истинные эмоции. Необходимо просто вступить в контакт со своим эмоциональном состоянием и научится их выражать. Неадекватное выражение чувств нередко приводит к усилению непонимания, дальнейшим конфликтам и накалу страстей, выходящих из под контроля. В эти моменты нужно обрести свободу, чтобы ненужное отпустить. Обрести свободу означает прекратить удерживать эти чувства внутри и дать им возможность покинуть нас. Искренний смех, к примеру, - один из способов спонтанного освобождения. Вспомните, когда вы в последний раз хохотали до слез. Чем больше вы смеялись, тем больше легкости, теплоты и эйфории ощущали внутри, становились радостнее, и умиротворённее.
Можно научится по собственному желанию складывать из своих ощущений и эмоций тот особый узор, которому всегда сопутствует удача и радость. Главное, научится регулировать телесные функции и управлять чувствами с помощью воображения.
Давно установили, что путь к характеру и чувствам человека лежит через воображение. Сила фантазии помогает человеку внутреннее преображаться, сбрасывать с себя ненужный груз привычек и само-ограничений, обретать новое Я. Однако воображение будет действенным лишь в том случае, если оно обладает не только яркостью, но и реальностью вымысла. Другими словами, для управления психическими состояниями не всегда оказывается достаточно отчётливо представить себе нечто. Требуется ещё и умение глубоко этот образ пережить, открыть для воображаемой картины не только свои глаза, но и чувства. Это может быть и пантомима, придуманная игра, разнородные по своему качеству образы в слуховом, зрительном, вкусовом, осязательном ощущении.
Ощутимые, явственно переживаемые связи между впечатлениями от разных органов чувств называются в психологии синестезиями. У некоторых людей синестезии достигают поразительной отчетливости и силы. Например, основоположник цветомузыки композитор Скрябин обладал настолько яркими синестезиями, что мог буквально видеть музыку как движение формы и цвета.
Чтобы вымысел облёкся плотью, нужно наполнить образ не только красками,но и запахами, звуками, вкусом и фактурой. Если не выручит память на ощущения, то на помощь могут прийти синестезии. Чем эмоциональнее переживает человек то, что видит или представляет, тем более выражена у него способность к образованию синестезий. Справедлива и обратная закономерность. Воображение полезно для овладения навыками управления своими эмоциями. Очень важно "Вживание" в воображаемое и это оказывается настолько глубоким, что на какое-то время забывается реальная обстановка. Мы как бы переносимся в вымышленный мир. Настрой, тонус, психическое состояние целиком зависят от того, что создало воображение: отдых на солнечном пляже, шторм на море или праздник. Навыки синестезии, помогают наполнить воображаемые картины звуками, вкусовыми ощущениями, настроением и прочим.
Очень помогает, при подавленных чувствах развитие способности к рефлексии, умение предугадывать поступки и состояния других людей, уверенность в своих действиях; прослеживание взаимоотношений в семье, группе. Как известно одним из фундаментальных механизмов человеческого взаимопонимания является рефлексия - способность представлять себя на место другого человека,мысленно видеть и "проигрывать" ситуацию за него. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия другого человека.
С.Я.Маршак в шутливой форме описал многократное зеркальное отражение:
- Он целовал вас, кажется?
- Боюсь, что это так.
- Но как же вы позволили?
- Ах, он такой чудак!
Он думал, что уснула я
И всё во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю!.
Это же явление описывается в популярной песне: "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть. не оглянулся ли я".
Иногда развитую способность к рефлексии воспринимают как интуицию. Действительно, умение преждугадывать поступки и состояния других людей значительно облегчает процесс общения и помогает добится успехов во многих видах деятельности.

Если вы расстроились – не расстраивайтесь всё поправимо!
Автор:Н.И. Козлов
Маленькие дети расстраиваться еще не умеют, они срисовывают это со взрослых и других детей. Как эмоция и настроение, расстройство вполне социальная, выученная негативная эмоциядетской культуры.
Во-первых, это результат подражания. Дети копируют выражение лиц, интонации и поведение взрослых, и если взрослые интересно взмахивают руками и характерно произносят: "Ох, какой ужас! Что же делать? Вы меня совсем расстроили!", то дети это запоминают и учатся воспроизводить. Скоро у них это вполне получается.
Во-вторых, дети скоро начинают понимать, что расстраиваться - выгодно. А именно, если набедокушь, тебя родители наказывают - но не всегда. Наблюдательные дети быстро замечает, что, если родителям вовремя поплакать, расстроиться, пострадать, то наказание можно смягчить, а то и получить приятное сочувствие, утешение. Такая реакция на собственное неправильное поведение оказывается ребенку выгодной, и, как правило, подкрепляется родителями, в первую очередь мамой. Ребенок, научившись расстраиваться, начинает это практиковать и активно использовать.
Сложно поверить, что детские плач и расстройство являются результатом воспитания взрослых. Но есть культуры, где  дети не плачут даже тогда, когда испытывают боль. Это является естественным поведением, как среди детей, так и среди взрослых.
Первоначально ребенок расстраивается для своих родителей, но позже замечает, что такое поведение хорошо действует и на большинство окружающих. В социуме людям свойственно расстраиваться из-за своих неудач, это считается нормальным и естественным. Более того, часто окружающие требуют расстраиваться после свершения ошибки.
Если ребенок не расстроится из-за полученной двойки, то учитель и родители решат, что это для него не важно. А раз не важно, то он и дальше будет учиться плохо. В результате с ребенка начнут требовать, чтобы он относился к получение двойки серьезно, то есть показывал свои эмоции и переживания по поводу сделанной ошибки.
Таким образом ребенок все более усваивает, что собственные ошибки должны вызывать расстройство. В конечном итоге это становится неосознаваемой нормой поведения,привычкой,шаблоном.
Когда расстраиваться мы уже научились, все это делается несложно: изображается усталость(устало опускаются плечики), на лице обида и например недовольно-злой текст "Ну что за фигня?!". Расстройство - это состояние "все плохо" и "ничего не могу", "не получается". Был собранным- стал расстроенным. Душевно развалился.
Зачем мы расстраиваем и разваливаем себя, мы, умные и взрослые люди? Присмотритесь: на самом деле, в привычке расстраиваться есть свой интерес и свои выгоды: выгоды и вполне реальные, и выгоды условные,внутренние выгоды. Какие? Если мы расстроились, теперь можно скинуть дело (все равно же не получается!), удобно защищать себя от обвинений ("Я и так расстроился, а вы тут еще лезете с замечаниями!"), расстройство неплохо работает как способ привлечения внимания и как манипулятивный запрос на помощь ("человеку в трудной ситуации надо помогать!");. Случайные, короткие расстройства допустимы у любого человека, привычка же расстраиваться - скорее дурная привычка, характерная для человека-ребенка.

Как реагировать на тех, кто расстроился?
Когда расстраиваются дети или женщины, их можно понять, можно оказать им поддержку. При этом следует помнить, что сочувствие и сострадание обычно только подкрепляют расстройство и приучают человека к негативному реагированию на жизненные затруднения. Если расстраивается взрослый человек, мужчина, то неуместные расстройства заслуживают отрицательного подкрепления.

Если расстроились вы - смотрите технику Эмоциональный светофор и быстрее приходите в себя. А если вы серьезный человек и, например, работаете на Дистанции, ставьте более серьезную задачу, а именно - отучить себя расстраиваться. Расстраиваться - это просто дурная привычка, и как любая привычка, она в вашей власти. Собственно, отучить-то себя расстраиваться не сложно, главная трудность в другом - этого очень не хочется делать.
Традиционная реплика честных девушек на предложение им перестать расстраиваться по пустякам: "Что же, мне совсем нельзя расстраиваться?" То, что расстраиваться им хочется, им нравится - девушки не скрывают.
Отучать себя расстраиваться очень не хочется делать по крайней мере по двум причинам: если вы расстроились, вы привлекаете к себе внимание. А это девушкам - нравится.
Почему тут идет речь в первую очередь о девушках? Конечно, мужчины тоже иногда расстраиваются, но делают это реже девушек и все-таки чаще сердятся, чем расстраиваются. Итак, уважаемые девушки, не сердимся и продолжаем!
Расстраиваться девушкам - нравится. Кроме того, если вы расстроились, вы имеете право ожидать от любимого (или от тех, кто рядом) поддержки, а получать от людей что-то сладкое - приятно всегда. Тем более что это дает ощущение власти плюс приучает любимых вести себя хорошо, то есть думать о вас и делать для вас все, что вам хочется... Да?
Если же вы планируете любимыми не только пользоваться, но еще и их любить, то расстраиваться пора прекращать, от этой дурной привычки нужно себя все-таки отучить. Как? Главный ответ простой: просто этого не делать. Так же, как мужчина может принять решение перестать ругаться матом. Тут полное равенство: если вы себе разрешаете коротко расстроиться, то и ему разрешайте коротко матом ругнуться. А если считаете, что рядом с вами должен быть человек культурный, то примените это и к себе и следите за собой: приучайте себя всегда держать внутреннее хорошо. Ну, и к этому довольное лицо, тем более что оно вам идет.
Если поступить так решительно вам все-таки сложно, есть хорошее промежуточное решение. В следующий раз, когда вы расстроитесь, оповестите близких о двух вещах: 1) назовите срок, сколько вы планируете расстраиваться - это может быть и три минуты, и полчаса; 2) четко сформулируйте, что вам от близких в это время нужно. Общие слова о необходимости сочувствия часто недостаточны, тут желательны конкретные формулировки. Если вам нужна поддержка - скажите, какими словами и сколько раз. Мужчины не любят, да и не очень способны догадываться, что вам нужно, но любящие мужчины легко и с удовольствием окажут вам поддержку, если вы дадите им четкие инструкции.
Главное - не расстраивайтесь!




Ошо ( Ocho ) о подавлении чувств
Подавление чувств – неисполнение жизненного предназначения. Это совершение того, чего ты никогда не хотел. Ты становишься человеком, которым ты не являешься. Это способ саморазрушения. Жизнь – выражение, творчество, радость. Эмоции - это искренность, сентиментальность, ум – это рационализация. Мужчина старается понять точку зрения женщины рационально, женщина - эмоционально, сострадательно. Мы можем увязнуть не только в уме, но и в наших чувствах. Путь сердца – прекрасен, но опасен. Путь ума безопасен, но обыден. Мужчина избрал самый безопасный и самый короткий путь. Женщина избрала самый прекрасный, но самый извилистый и опасный путь эмоций, чувств, настроений. Женщине нужен мир сердца. Мужчинам нужно научиться быть более сердечным. Общество не хочет, чтобы мы были сердечными людьми. Обществу нужны умы, не сердца. Но сердце не может выполнять твои эгоистические желания. Это проблема. Оно может дать тебе потрясающее переживание любви. Оно может проявить в тебе всё самое лучшее. Но оно не даст тебе власть, деньги престиж. Ум полон сомнения, сердце полно доверия; это полярные противоположности. Ум всегда говорит «нет». Всему и вся. Ум атеистичен. Он никогда не говорит «да». С сердцем всё наоборот. Если ум говорит «нет», сердце говорит «да». Чем чаще ты говоришь «нет», тем больше ты закрываешься. Тем меньше у тебя энергии. Если ты говоришь «нет" любви, ты умираешь. Если ты говоришь «нет» всем и вся, ты исчезаешь. Твоя жизнь утрачивает смысл. Современный человек стал часто говорить «нет». Лучше быть позитивным. Чем мы позитивнее, тем больше мы приближаемся к сердцу. У сердца есть ответы на все вопросы. Но ум не слушает сердца; язык сердца – это язык тишины. Ум это всегда шум. Ум полон сомнения, сердце полно доверия; это полярные противоположности. Цель – выйти за пределы двойственности. Выйти за пределы «нет» и «да». Невозможно всегда говорить «да». «Да» и «нет» полярные противоположности, они дополняют друг друга на тонком уровне. Но если ты выбираешь из негативного и позитивного, выбирай позитивное – отойти от «да» всегда легче, чем отойти от «нет». Самое глупое, что только может сделать человек, жить отрицательными эмоциями. Переходи от «нет» к «да» - к выходу за пределы. За пределы позитивного и негативного. За пределами нет позитива и негатива; - запределье – это благочестие, это просветление.
Литература:
1. Ошо. О чувствах М.:ООО София, 2010.