Охота в Древней Греции

Константин Рыжов
В древности территория Греции была покрыта лесами, и леса эти были богаты разнообразной дичью. Охота являлась любимым занятием мужчин, а в некоторых полисах (например, в Лаконике) ею увлекались даже женщины. Об особенностях псовой охоты в эту далекую эпоху мы можем судить на основании одноименного  трактата Ксенофонта. Знаменитый историк и писатель был, как видно, заядлым охотником. Его сочинение доносит до нас не только множество полезных наблюдений, но также мастерски передает состояние азарта и воодушевления, которое испытывает охотник, преследующий свою добычу.

                1. Охотничьи собаки

 Ксенофонт подробно разбирает признаки хорошей охотничьей собаки. У нее большая голова - легкая, с тупым носом, жилистая, пониже лба сухожильная; черные, блестящие на выкате глаза; лоб большой и широкий с глубокими разводами; уши длинные, тонкие, на конце без шерсти; шея длинная, гибкая, подвижная; грудь широкая, мясистая; подплечья в небольшом расстоянии от плечей; передние голени малые, прямые; бока не слишком впалые, и вступающие вкось; бедра мясистые, не длинные и не короткие, не мягкие и не жесткие, сзади мясистые, не стянутые кверху; нижняя часть боков и самые бока тонкие; хвост длинный, прямой, тонкий; верхняя часть ляшки твердая, нижняя длинная, подвижная, крепкая; задние голени выше передних, несколько сухощавые, ноги подвижные. Такая собака крепкая на вид, легкая соразмерная в частях, быстрая, имеет резвый взгляд и хорошие зубы. Важный признак хорошей породы - разномастность. Красноватая или черная масть должна иметь черные пятна на передней части головы, белая – красноватые; на конце ляжек, а также на брюхе и на хвосте должны быть гладкие, длинные волосы.

Лучшими гончими во времена Ксенофонта (нач. IV в. до Р.Х.) считались критские, аркадские, аргосские и лаконские. Впрочем, порода не гарантирует успех, каждую собаку необходимо проверить в деле. Одна собака, напав на след, идет без всяких примет, так что незаметно, что она выслеживает; другая только шевелит ушами, а хвост держит свободно; третья двигает не ушами, а концом хвоста; иная бежит по следу, пригнув уши, сморщив лоб и поджав хвост. Многие бегают в бешенстве и лают на след (это плохие собаки).

Хорошие гончие, выслеживают, уставив голову в землю на бок, осклабясь на след, опустив уши, бросая во все стороны глаза, быстро виляя хвостом, умножая круги около тропы, подвигаясь к логовищу. Когда такая собака замечает зайца, то дает знать об этом ловчему, ускоряя свой ход и еще более выражая это глазами и всей наружностью. Она то вглядывается в то место, где заяц, то оглядывается, бросается вперед, назад, в сторону, крайне  волнуется и восторгается, что заяц близко.
Выводить щенков на охоту Ксенофонт рекомендует с 8-10 месяцев, но на следы не пускать, а вести на длинном ремне за ищущими собаками и пускать бегать по следам.

Распространенными собачьими кличками были:  Психи, Фимос, Порпакс, Стиракс, Лонхос, Филакс, Таксис, Ксифон, Фопакс, Флегон, Алки, Илеус, Мидас, Сперхон, Иврис, Ива, Хара, Ауго, Стеррос, Актис.

                2. Охота на зайца

Зимним  утром, когда иней или мороз, следы не пахнут, потому что иней втягивает теплые пары и держит, а мороз замораживает. Даже чуткая собака не может чуять следа, пока не распустит солнце или наступивший день. Тогда и у собаки является чутье и самые следы отдают.

Сильная роса разбивает и уничтожает след, как и продолжительный дождь. Южный ветер уничтожает след, а северный, наоборот, укрепляет. Летом следы слабые и неясные из-за нагретой земли. Осенью, напротив, следы чистые и стойкие.

Если на старый снег падает новый и дует северный ветер, то след держится долгое время; если дует южный ветер и блестит солнце, следы держатся недолго. Когда идет сильный снег, следы очень быстро застилаются. Тогда ставят сеть и сходятся без собак по следу. Выследив логовище, зайца обставляют сетями и затем поднимают. Зимой заяц не так скор – устает от снега, который липнет к косматым частям его лап.

В полнолуние следы редкие, так как зайцы играют при лунном свете, высоко прыгают и разбивают следы, которые совершенно путаются, если придет лисица.

Выходить на охоту лучше  рано утром, когда след лучше всего.

Чтобы получить след зайца, нужно вести собак вниз по возделанному полю, а если зайцы туда не ходят, то в луга, долины, к проточной воде, в места каменистые и заросшие.

Дав обет Аполлону и Артемиде Агротере уделить часть добычи, охотник пускает одну собаку, которая умнее, и притом, если это зимой – вместе с восходом солнца, если летом – до наступления дня, в прочие времена года – между этими промежутками.
Когда  собака напала на прямой след, спускают другую собаку, а когда тропа выслеживается, то промежутками спускают и прочих по одной, но не понуждают их, а обращаются к каждой по имени, чтобы они не разгорячились прежде времени.

Собаки от радости и от усердия бросаются вперед, несутся около следов, через следы и раскрывают их, как они есть – двойные, тройные, завороченные, круглые, прямые, загнутые, частые, редкие; перебегают одна другую, скоро машут хвостами, прищуривают уши, сверкают глазами. Когда уже близко к зайцу, они дают знать об этом охотнику особенными  движениями хвоста и всего тела,  храбро несутся вперед,  соревнуя, усердно сбегаются вместе, скоро собираются и опять несутся; наконец достигают логовища и нападают на зайца. Заяц быстро поднимается и бежит, оставляя за собой страшный лай и визг.

Погнанного зайца лучше можно заметить на тронутой земле,  особенно если он имеет красноватую шерсть, а также на жнитве, потому что он отсвечивается. Находясь впереди собаки, заяц останавливается, приседает, поднимается и слушает, близко ли лай или шум, и когда услышит, бросается прочь оттуда, где слышно. Иногда он возвращается назад по тому же следу, делает разные прыжки и садит след на след.

Гоньба должна быть сильная, без остановок, с сильным лаем и визгом. Бросаясь повсюду вместе с зайцем, собаки должны бежать по следу скоро и красиво с частыми отскоками и с настоящим охотничьим лаем; но не должны бросать след и возвращаться к охотнику. Хорошие собаки с острым нюхом чуют зайца под солнцем в самые жаркие дни. Когда они будут около зайца и дадут знать об этом охотнику, следует смотреть, чтобы заяц от страха не побежал вперед дальше. 

В быстроте ног заяц обычно превосходит собак и потому поймать его можно только случайно. Он рулит не хвостом, а ушами. Даже когда его хватают собаки, заяц опускает одно ухо и поворачивает в сторону другим – с которой стороны грозит опасность, и быстро увертывается, в мгновение оставляя нападающих далеко позади.
При всем том заяц не бежит прямо, но постоянно кружится около любимых мест, где родился и вскормился. Видит он не очень хорошо, и потому, убегая,  легко попадает в сети.

Сети следует ставить на тропинках, на неровных, возвышающихся, узких, темных дорогах, у рек, оврагов, никогда не высыхающих потоков. Ставить сеть нужно до наступления дня, а не утром, чтобы не спугнуть. Опускные сети должны быть из тонкого льна, фасианского или карфагенского. Устанавливаются они на устоях. Для предохранения сетей нужно иметь мешок из телячьей кожи и косу, чтобы в случае надобности отрезать ветку и заделать отверстие.

При установке сетей вила нужно ставить наклонив назад, чтобы они имели известное напряжение; наверху сделать ровные петли и равномерно поддерживать, а середину сети поднять. К нижней веревке следует привязать большой, длинный камень, чтобы, когда заяц попадется, сеть не потянулась в противоположную сторону; а устья должны быть высокие, чтобы заяц не перепрыгнул. Опускные сети  ставят на ровном месте, дорожные на дорогах, там, где сходятся тропинки, привязывая веревки к земле и стягивая крылья, причем палки вставляют  между краями верхней полосы, к которой должны примыкать верхние веревки, чтобы заяц не ушел.

Когда заяц направляется к сети, нужно пускать его вперед, бежать сзади и кричать: «ио, собаки», «ио, плохо», «ио, верно», но не против зайца – это мешает. Побежав, заяц скоро исчезает из вида и большей частью возвращается туда, где найден. Тогда нужно кричать ловчему: «на него, на него», «вот он».  И тот, поймал или нет, должен дать знак. Если поймал, то нужно позвать собак искать другого зайца. Если же нет, то надо продолжать погоню. Если собаки идут по следу – поощрять их («хорошо, хорошо, собаки!»), а если потеряли – звать назад, называя их по именам и меняя многократно тон и высоту голоса.

Загнав зайца или убив его, обладатель собак возвращается домой отдохнуть в жаркую погоду.

                3. Охота на оленя

Для охоты на оленя нужна индийская собака – сильная, высокая, быстроногая и не без огня. Разведав место, где много олениц, охотники отправляются туда до рассвета с собаками и копьями. Собак привязывают подальше от леса, чтобы они не лаяли. Весной с наступлением дня охотник видит олениц, которые приводят телят в те места, где каждая ложится со своими детенышами. Улегшись и дав молока, она оглядывается, не смотрит ли кто, и стережет. Тогда и нужно спускать собак и идти на намеченного лежащего теленка. Теленок, прижавшись к земле,  сильно кричит и позволяет взять себя. Его отдают ловчему. Оленица бросается, чтобы отнять детеныша. В этот момент следует напустить на нее собак и употребить копье.

Для охоты на более взрослых оленей, которые пасутся с матерями, употребляют перепону для ног. Перепоны, сплетенные из тисового дерева, кладут на лугах около тропинок, оврагов, на раздорожьи, где только ходят олени.  Сверху набрасывают ветви чертополоха, поверх них - листья и землю, принесенную издалека (чтобы олень никоим образом не мог заметить ловушку). Когда перепона окажется пересроченной, нужно отвязать собак и звать их по направлению волоченного дерева, разыскивая, куда олень его затащил. К окруженному оленю, если это самец,  нельзя подходить близко, потому что он бьет рогами и ногами. Нужно нападать издалека копьем.

                4. Охота на кабана

 Разъяренный кабан обладает невероятной силой, а дыхание у него такое горячее, что оно обжигает собак. Выходя на охоту, следует вооружиться сетями, копьями, рогатинами, капканами и перпонами для ног. Собаки должны быть индийские, критские, локридские или лаконские, с хорошими боевыми качествами. Сетей должно быть не меньше 15. Копья должны быть с широкими и острыми наконечниками. Капкан должен иметь перья длиной в 5 палест, посередине трубки твердые закаленные зубья и рукоятку из бирючины в толщину копья.

Отправившись в то место, где замечен кабан, нужно отыскать зверя, отпустив всего одну лаконскую собаку, а прочих держать на привязи. Когда собака схватит след, нужно следовать за ней, как за проводником. Впрочем, и сам охотник имеет много признаков присутствия кабана: на мягких местах знаки следов, в заросших – оторванные ветки, а где большие деревья – следы зубов. Обыкновенно собака приводит в  густую заросль, где большей частью ложится этот зверь. Приведя к логовищу, собака начинает лаять, но кабан обыкновенно не поднимается. Тогда нужно взять собаку и вместе с другими привязать подальше от логовища и расставить сети по тропинкам, накинув петли на вилообразные лапни из зеленого дерева; из сетей сделать далеко вытянутую паруху, прикрепив с обоих сторон ветвями, так чтобы в паруху через петли падало как можно больше света, а канаты прикрепить к крепкому дереву, те же места, где кабан не ходит, закрыть при каждой сети ветками, чтобы он направился в сеть, а не в сторону. Когда же это установлено, тогда следует спустить всех собак и идти с копьями и капканами.

Напускать собак должен один из наиболее опытных охотников, а прочие должны стоять далеко друг от друга, оставив кабану достаточно места для разбега. Приблизившись к логовищу, собаки окружают кабана. Он бросается вон и попадет в сети. Но если кабан ускользнет, нужно преследовать по следам. Попавшегося в сети кабана следует окружить и поражать издалека копьями и камнями, пока он будет рваться вперед и стягивать веревку. Тогда опытный и хладнокровный охотник должен подойти к нему с лицевой стороны и поразить рогатиной. Если же кабан, не смотря на удары, не берет веревку и ходит кругом, нужно идти на него с рогатиной. Рогатину держат так: левая рука спереди, а правая сзади, левая направляет, правая дает силу для удара. Подходя, нужно повернуть левую сторону и смотреть прямо в глаза, следя за движениями его головы, чтобы не выбил из рук рогатины. Если же это произойдет ,нужно упасть на землю лицом вниз и держаться за то, что есть, потому что этот зверь, имея наверху загнутые клыки, не может подхватить лежащего таким образом человека, а старается поднять, и если не может этого сделать, то становится на человека и топчет. Если же стоять прямо, он непременно ударит клыками.
Единственное спасение в таких случаях – другой охотник, который дразнит и отвлекает зверя. Видя это, кабан оставляет поверженного и бросается на того, что против него. Тогда упавший вскакивает, хватает рогатину и направляет ее от плечевой лопатки внутрь против того места, где горло. 

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273