Все в памяти моей... Гл. 17. Все, как в жизни...

Светлана Компаниец
               

   Наверное,  все-таки,  тогда   везение  было  на   моей  стороне.  Завод  был  молодой  и  работала  на  нем,  в  основном, молодежь. Директор  собирал  молодых  специалистов  со   всех   вузов  страны,   и  старых  спецов   тоже.  Здесь  были  ленинградцы,  москвичи,  саратовцы,  иркутяне,  томичи. Из Одессы  я  была  одна.

  Спецам  давали  сразу  ключи  от  новых  квартир,  молодежь  дожидалась  своей  очереди. Но  бывали  и  исключения,  в  кои  попала  и  я.

    Начальник  отдела  кадров  завода, Лидия  Тимофеевна,  очень  благоволила  ко  мне  с  первого  моего  появления  у  нее  в  кабинете  при  приеме  на  работу.  Она  была  лет  на  пятнадцать  старше   меня  и   мы   как-то  сразу  прониклись  взаимной  симпатией. Она  постоянно  интересовалась,  как  обстоят  мои  дела  на  работе,  как  ребенок,  получает  ли  мой  муж  стипендию?  Вот  и  сейчас  она  сама   записала   меня  на   прием  к  директору,  предварительно   поговорив   с  председателем  профкома  и  выяснив, где  и  когда  освобождается  однокомнатная  квартира.

   Приближались  ноябрьские  праздники, а с  ними  и  сдача  нового   дома. Народ  волновался,  очередь  на  прием  к  директору  была  огромной.   А  он  принимал  лишь  по  четвергам,  не  более  тридцати  человек. Но  ей  удалось  сунуть  меня  в  это  число.

   И  опять  мне  везло,  хоть  и  волновалась  я,  так  как  наш  директор  был  легендарной  личностью: в сорок  с  небольшим  он  стал  хозяином  уникальнейшего  предприятия,  сделал  образцовым  не  только  завод,  но  и  поселок,  в  котором  жили  работники  этого завода. Поговаривали, к  праздникам  ему  передавали  свои  поздравления  зарубежные  радиостанции.  А  завод-то  был  режимным!

  Войдя  в  кабинет,  (размерами  в  средний  банкетный  зал),  в  глубине  его  я  увидела   за   столом   седого  человека  с  лицом   моей   мамы,  вернее,  с  выражением  ее  лица...   И  все   волнение   исчезло.  Рядом   с   ним   сидел  председатель  профкома  завода,  большая, по   тем  временам,  фигура  на  каждом  предприятии.  Но  большая  перед  нами,  рядовыми,  а  перед  директором  он  был  букашкой,  и    полностью  от  него  зависел,  как  и  все  прочие.  Он   быстро  просмотрел  лежащие  на столе  бумаги, нашел нужное и  вполголоса  стал  пояснять  директору,  кто  я,  где  я  и  откуда.

 -  А,  одесситка! -  оживился  директор,  будто бы  даже обрадовался.– Землячка! А  я  николаевский,  сосед.  Как  же  вас  занесло  к  нам?

   И  пошли  расспросы:  где  училась,  кто  родители,  кто  муж?

  -  Что,  студент?  Нашего  политехнического?  Ну,  придет  работать   к  нам.

  И:
-  А  что,  надо  что-то  придумать.

   Можно   сказать,  что   все   уже  было  придумано  моей  покровительницей. И профдеятель  что-то  тихо  сказал  директору.  Тот   долгим  взглядом   посмотрел  на  меня,  стуча  по  столу  пальцами   правой  руки,   затем,   видимо,  что-то  уже  решив  для   себя,  сказал:

-  Обратитесь  в  совет  молодых  специалистов.

  Я  вышла  расстроенной:  в  совет  молодых  специалистов – это  в  никуда,  там  очередь  на десять лет вперед. Но  моя  благодетельница  велела  не  отчаиваться,  -  она  просто   прочла  запись  у  секретаря   директора  (благо,  подружки)  в  журнале  приема  у  шефа. Напротив  моей  фамилии  было:  выделить  однокомнатную  квартиру  из  фонда  директора  через  совет  молодых  специалистов.  Ура!

  И  в  первых  числах  октября  мы  переехали  в  однокомнатную  квартиру. Хотя, переехали - громко  сказано:  вечером,  после  работы,  нас  перевезли, а вернее,  перенесли  соседи.

   Дом,  в  котором  нам  дали  квартиру, находился  совсем  близко,  нужно  было  просто  пересечь  сквер.  Впереди   шли   Виктор  с  соседом  Володей  и   несли  нашу  кровать  с  наваленными  на  нее  узлами  с  одеждой   и  постелью.  Следом  вышагивали  Федор  Федорович  с  высоким   и,  как  мы  шутили  в  малосемейке,-  тонким и звонким  Сашей  и   на   высоко   поднятых  руках,  как  трон,  держали  Сережину  деревянную  кроватку  ( мы  в  багаже  с  Украины   привезли   подарок   Толика).  За  ними  Петя,  тоже  сосед,  нес  две  табуретки.  Люда и Вера,  жены  наших соседей, осторожно  ступая,  несли  детскую  цинковую  ванночку с  посудой.  Шествие  замыкала  я   с   Сережей  на  руках.
               
    Какое  это  счастье  -  остаться  одним  в  СВОЕЙ  квартире!
            
    Теперь  у  нас  была  своя  кухня,  своя  ванная  и  даже  балкон! Я  до  сих  пор  люблю  нашу  первую  квартиру. Большую часть дня она  была  залита  солнцем,  что  далеко  немаловажно  для   края  с  суровой  и  длинной  зимой.
               
    Потихоньку  стали  обживаться.  Соседи  с  первого  этажа,  а  мы   жили  на  втором,  подарили  самодельный  кухонный  стол. Появились  маленький  холодильник
и  стиральная  машина.  Витя  у  сокурсника  купил  ручную  швейную  машинку  за  тридцать  рублей. Я  стала  сама  себе  шить платья, сшила занавески,  комбинезон  Сереже.  Словом,  у  нас  уже  был  свой,  настоящий  ДОМ.

  Зимой   я  занималась  проектной  работой  в  отделе  главного  энергетика  и    ремонтными  работами  на  холодильной  станции, а летом  была  сменным  мастером. Витя  продолжал  учебу  в  институте,    порой  подрабатывал  на  железнодорожной  станции, ( разгружал  вагоны),   или  в  лесхозе  на  пилораме...
               
   Память  выхватывает  из  прожитого  и  хорошее,  и  не  очень.
               
   Жизнь  не  сладкая  патока,  в  ней  есть  и  горечь...
               
   ...Седьмое  ноября.  Праздник.  У  нас  новоселье.  Вечером  собрались  гости -  наши  бывшие  соседи  по  малосемейке,  Федор Федорович, чета Корс.  Я  занята  столом  и  Сережей.  Виктор -  гостями.  Все  идет  нормально,  уже  и  поели,  и  попили,  и  потанцевали,  и  попели. Гости  стали  расходиться.  И  тут  кому-то  в  голову,  далеко  нетрезвую,  пришла   мысль  наведаться  в  вечернюю   школу,  где  проходил  цеховой  вечер. Осталась дома  я  одна, укладывать ребенка. Виктор  ушел  с  компанией.
               
  - Я  скоро,  мамуля! -  сказал  он  уже  в  дверях.
               
  И  вот  это  “скоро” длится  уже  очень  долго. Второй  час  ночи. Сережа спит.
Вдруг  звонок  в  дверь. Открываю. На  пороге  моя  сотрудница,  а  в  дальнейшем  и  лучшая  подруга,  наша  копировщица  Надя  Гладкова,  взволнована,  в  слезах:
               
   -  Свет!  Помоги!  Сашка  руку  сломал,  упал  со  стула,  а  Николай  пьяный,  не  добужусь...  Присмотри  за Андрюшкой, мне  надо ехать  в больницу  с  Сашкой,  “скорая”  ждет.  Андрей  пока  спит!  (Андрюше  полтора  года), -  оставляет  мне  ключ  от  квартиры.   
               
    Итак, ночь, два маленьких  ребенка  на моем  попечении,- в разных  квартирах,  в  разных  подъездах.  Мужа  нет  и  неизвестно,  когда  будет.  Прислушиваюсь:  Сережа  спит,  надо  проведать   Андрея. Включаю  в  коридоре  свет, -  и  в  это  время  раздается  звонок. В дверь  вваливается  любимый  муж, в полном  “отрубе”,  с  остекленевшими  глазами, и плашмя  падает на пол, на  новую дорожку ( подарили  на  новоселье ),  вдоль  коридора.  И  в  ту  же    минуту   слышу  мощный  храп:  уснул,  слава  тебе,  Господи!
 
 Подкладываю  ему  под  голову  шапку,  хватаю  с  вешалки  шубу  и, закрыв дверь       на  ключ,  бегу  в  соседний  подъезд,  на  второй   этаж,  в  Надину  квартиру.

  Тихо,  Андрей  сопит  в  кроватке,  Николай  постанывает  на  диване.  Все  в  порядке,  перескакивая  через  ступеньки,  несусь  домой. Уже  в  своем  подъезде  слышу  стук и  громкий  мат  за  дверью  моей  квартиры. Едва  успеваю  повернуть     в  замке  ключ,  как  дверь  рывком  распахивается  и  меня  теснит  и  толкает  на  лестницу  голый  до  пояса  Виктор.
               
   -  А,  закрылась,  домой  не  пускаешь!  С  кем  ты  там...!,- кричит  он.
               
   А  снизу,  по  лестнице,  поднимается  мой  начальник  с  женой, они живут выше:
   
  -  Что  здесь  происходит?
               
   Я  что-то  лопочу, с трудом  заталкиваю  Виктора  в  квартиру, замыкаю  дверь.  “ Концерт”  продолжается.  Виктор  слегка  успокаивается  и  затягивает   пьяную   беседу-тягомотину  в  теме:  “ ты  меня  не  любишь,  не  жалеешь”...

   Подхватывается,  едва   удерживаясь  на  ногах,  натягивает  свитер,  пальто,    шапку,  и  со  словами:  "...ухожу,  я  тебе  не  нужен!  Повешусь... лес  рядом!  Не  стоит  жить!”,-  рвет  на  себя  дверь. Я  повисаю  на  нем, умоляю,  клянусь  в  любви  (дура!),  но  он  сильнее  меня,  отталкивает   и  уходит.  Что делать? Пьяный,  может  натворить,  что  угодно...
      
  Мне  бы  понять,  что  он  прекрасно  контролирует  себя  и  просто  испытывает  меня!  Что  ничего  он  с  собой  не  сделает, что это  игра  на одного  зрителя!   А я в  ужасе: как  же, а  вдруг  и  вправду  что-то  надумал!  Ведь  не  в себе!  Надо  спасать!
 
   Это  теперь, прожив  жизнь, я  понимаю, как  люди  могут умело  манипулировать  другими,  а  тогда  казалось,  что  все  так  же  искренни  со  мной, как  и  я!
               
    Бегу  к  соседям   на  первом  этаже,  к  тете  Шуре,  звоню.  (Это  очень    интеллигентная  семья:  муж,  пенсионер,  в  прошлом  инженер,  ленинградец,  был  репрессирован, затем  сослан  на  Алтай, да  так  и остался  здесь. Вызвал  семью  из  Ленинграда,  работал  на  станкостроительном  заводе  в Барнауле, теперь  его  сыновья  работают  на  нашем  заводе). 
               
    Тетя  Шура  открывает  дверь,  торопливо  запахивает  халат  на   груди.
               
   - Что  случилось? -  испуганно  спрашивает  она.
               
    Я,  в  слезах,  пытаюсь ей все обьяснить. И  тетя  Шура,  -  святой  человек!  – молча  забирает  у  меня  ключи  от  обеих  квартир  и  поднимается  к  нам,  а  я, в валенках  на  босу  ногу, в распахнутой  шубе  и  кое-как накинутом  платке,  бегу,  проваливаясь  в  сугробах,  к  заводскому  общежитию,  к  дружинникам.

  Здесь  встречает  меня  удивленный  Василий  Васильевич Коростелев,  начальник     заводской  охраны,- он  сегодня  ночью  дежурит  в  штабе  дружинников.  Василий  Васильевич  хорошо  знает  меня,  так  как  часто   приходит  к  нам  в  отдел  к  моему  шефу:  они  друзья,  и  оба  относятся  ко  мне  с  симпатией,  проявляя,  как  мне  кажется,  отеческую  заботу.  Как  и  тетя  Шура,  он:
               
   - Светочка,  что  случилось? – и  я  реву  уже  белугой.
               
    Старый, дребезжащий  милицейский  газик  медленно  движется  по шоссе  вдоль  кромки   леса.  Я  сижу   впереди,  рядом  с  водителем,   на  заднем  сидении   Василий  Васильевич  и  двое парней  из  общежития, дружинники. Все   внимательно  всматриваемся  в  снег  на  обочине,  ищем  следы,  ведущие  в  лес...

 Шоссе  и  пространство   между  ним   и   лесом  ярко   освещают  электрические  фонари  на  столбах.  Снег  девственно  чист,  и  сверху  все  сыплет  и  сыплет,  как  в  новогоднюю  ночь. Следов  нет. Возвращаемся  в  поселок,  к  моему  дому.  Водитель   останавливает  машину  у  подъезда.   И,  о  счастье!  На  скамейке,     удобно  откинувшись   на  ее  спинку, спит   живой  и   невредимый   Виктор  Александрович...
               
    ...Июль. Сереже  четвертый  год.  В  гости  к  нам  приехала  моя  мама.  Все  ей  здесь  нравится,  особенно   природа,  и  мы   с  гордостью,  словно   свою  собственность,  показываем   ей   растущий   поселок,  березовую   рощу,   озеро,  которое  дети  прозвали  Варежкой  по  сходству  с  ней,  сосновый  бор.  В  роще  и  в  лесу   полно  земляники,  но  комары!
               
    ...И  снова  зима. И опять  приехала  мама:  я  в  декретном  отпуске,  ждем  пополнения  семейства. В  поселке  и  городе  грипп,  эпидемия.  В  детском  саду  карантин  и  Сережу  домой  не  отдают. Я, как   волчица,  брожу,  таясь,  вокруг  садика,  чтобы   увидеть  его  на  прогулке,  и  однажды  он  замечает,  как  я     прячусь  за  оградой, и по сугробам, напролом,  торопится  ко  мне,  проваливаясь  по  пояс  в  снегу.
               
-  Мама, жабели (забери)  меня отсюда!– запыхавшись, зовет он, и  воспитательница  быстро  уводит  его,  плачущего,  в  помещение.
   
     Я  в  слезах  ухожу  домой. А  вскоре  нам  отдают  его  вместе  с  гриппом,  которым  он  заразился  в  карантине, -  с  температурой,  соплями  и  кашлем.  И  так  до  последнего  ребенка,  пока  садик  не   остался  совсем  пустой,  все  переболели  гриппом...
               
    Конец  января. Ранним  утром  начались  схватки.  Мама  с  Виктором  приводят  меня  в  нашу  поселковую  больницу.

  Я   не  знаю,  что  со  мной  было,  помню  только,  как  кричала  и  сестричка  удерживала  меня,  чтобы  не  носилась  по  отделению, а  я,  в  перерывах  между  схватками,  бросалась  к  столу  и  жадно  ела  суп. Почему-то  страшно  хотелось  есть.  Потом  рассказывали,    что   своим  криком  я  подняла  всю  больницу.  Было  очень  неловко...
               
    Ребенок  родился  очень  быстро.   Акушерка   едва  успела  поймать  его  и  произнесла:
               
 -  Ой,  девочка!
               
    И  у  меня  в  голове  почему-то  мелькнуло:  Любка.  Хотя  никогда  даже  не  вспоминала  это  имя.  И  вдруг:
               
 -  Ой,  нет,  мальчик! С сыном  тебя, Света! – это  Клава,  акушерка,  и  кладет  его  на  стол  под  лампу.
               
    Малыш  не  плачет,  таращит  глаза  на  лампу  и  недовольно,  как  котенок,  чмыхает  носом:  дескать,  куда  я  попал?  А  я  смотрю  на  него и  думаю:  ну,  копия -  баба  Лена!
               
    Долго  не  могли  придумать  имя.   И   вот   получаю  передачу  от  соседки,  Ани  Деминой:  поздравляю  с  сыном  Андрюшей!  Так  и  решили - Андрей.               
               
    Время  летит  незаметно. Сереже уже  пять  лет, Андрюше – год. Оба   мальчика  в  детском  саду,  правда,  садики  у  них  разные.  Поселок   молодой,  детей  много,  мест  в  садиках  не  хватает.  Сереже  дали  место  сразу  же,  как  только  я  обратилась  в  совет молодых  специалистов,  так   как   Виктор   был  студент.  Теперь  же  пришлось    снова  идти  на  прием  к  директору.  И  опять  я  услыхала:
               
 -  А,  одесситка!  И  как  работается?  Муж  закончил  институт?    А  почему  не  у  нас  работает? Понятно,  работает  в  институте...  Ну, так  что  надо-то?  Садик...  Для  второго?  Хорошо. Будет  вам  садик,  идите,  работайте.

    Прямо,  как  в  сказке  о  рыбаке  и  рыбке!
               
    Место  нашлось  в  другом  детском  саду.  Виктор  уезжал  в  институт  рано,  а  я  брала  Андрея  на  руки,  Сережу  за  руку  и  разводила  их  по  садикам,  благо,  они  были  почти  рядом.  Зимой  усаживала   обоих  на  санки,  укутывала  шарфами  и  своей  шалью  и  развозила  по  местам.