Как писать

Константин Мелихан
(выведение из практической стилистики русского языка)

Прежде, чем начать разговор о стилистике русского языка, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.
Читателя утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, водокачек и т. д. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет этого сделать. А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке – ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ЦИТАТАМИ.
«Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова». Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно». Поэтому не увлекайтесь цитатами. «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: «Цитатум минимум» (Цитируй только в случае крайней необходимости).
ИЗБЕГАЙТЕ НЕНУЖНЫХ КРАСИВОСТЕЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно рубиновой звезде во лбу изумрудоокой принцессы Коралловых Гротов, которая выезжает из серебристого тумана на златогривой лошади с бриллиантовыми копытами.
Теперь спросим: что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли уж всегда необходим?
К скучному тексту также может привлечь внимание ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое.
ИЗБЕГАЙТЕ БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально.
ОРИГИНАЛЬНО – то, что не банально. Если б все вокруг было оригинально, писать банально было б оригинально, а писать оригинально – банально.
НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль – есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное – это повторение уже дважды высказанного.
ИЗБЕГАЙТЕ И БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ в одной фразе: одно, два числительных – куда ни шло; но три, четыре – уже много; пять, шесть, семь – очень много; восемь – предел; максимум – девять; хотя можно – и больше, если очень хочется, но лучше не надо.
Никогда ни при каких обстоятельствах не используйте ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ, если не уверены в их необходимости.
Непишите с литно то, что не обходимо писать поотдельности, и раз дельно – то, что по ложено писать в месте.
БУДЬТЕ ЛАКОНИЧНЫ, НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, который лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количество ГЛАГОЛОВ, различных необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно, в каком ПАДЕЖУ, из чего ясно, что крайне много появляется не только НАРЕЧИЙ, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-нибудь-кое ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ... прочих знаков препинания – в том числе – ТИРЕ, – если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шрифмами, потому что в КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ.
Несколько1 слов О ПРИМЕЧАНИЯХ. Примечания оправданы только в том случае, когда объясняют темные2 места3. Крайне4 редко пользовался примечаниями, например5, Пушкин6.
Поэт-му пиш-те, к-к вел-кий рус-кий п-эт. Помн., чт. КРАТК. – сестр. тал., однак. сокращен. над. использов. тольк. пр. остр. необходим.
Долой ШТАМПЫ! Найн ГЕРМАНИЗМАМ! Оревуар, ГАЛЛИЦИЗМЫ! АНГЛИЦИЗМЫ, гоу хоум!
Порою пииту младому довлеет АРХАИКА, каковая не токмо не споспешествует благомыслию, но и налагает на оные речения душепагубную печать, аки деяния злокозненные диавола богомерзкого.
Такую же пургу гонит и МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ. Фильтруйте базар, друганы, а то окажетесь в непонятках!
Если у вас возникла острая необходимость вставить кому-то перо в задницу, иными словами, ругнуться, используйте ЭВФЕМИЗМЫ, то есть слова, которые смягчают термины типа «дерьмо», «задница», «писька», хотя в данном примере они уже достаточно смягчены. РУГАТЕЛЬСТВА можно заменять названиями городов, например: «Эй, ты, Осло! Хочешь в Глазго? Сейчас как Амстердам тебе в Кривой Рог – у тебя в Череповце потемнеет!» Женщины вместо ругательств могут употреблять названия цветов: «Эй, ты, гладиолус! А ну, нарциссь отсюда! А то так тюльпану по маку, что враз обсиренишься!»   
Если же у вас в башке так мало мозгов, что вы не пендрите, как заменить ругательство, укажите просто количество букв, куда должен идти человек. Например: «Пошел на 3 буквы!» Правда, у того, кому вы указываете адрес, тоже может быть не голова, а продолженье шеи, и он может задать резонный вопрос: «Куда именно?» Поскольку 3 буквы – это и ОРЗ, и ОРТ, и США. А идти на США – это вообще башню оторвут! Поэтому лучше сделать намек – в виде начальной буквы, а именно: «Пошел на х..!» Для тех же, кто не просекает и это, можно сделать сноску в виде шестиконечной звездочки. В итоге получается так: «Пошел на х..!*»
Совренешно не вжано, в кокам ПЯОРДКЕ РАСЖОПОЛЕНЫ БУВКЫ. Говнале – чобты превая и псолендяя наидохлись на сових мтесах. Свола всё рвано поминаются без пробелм. Помоту что чееволк чеатит не по бувкам, а цикелом всё своло.
И еще хохоталось бы – О НЕОЛОГИЗМАХ. Неологизмы, безусовно, вносят ожвиляж, но злоупотреблятство ими не позволяет сконцендрючиться и вызывает головняк.
Предлагая свое произведение какой-нибудь редакции, НЕ ЛЬСТИТЕ РЕДАКТОРАМ. Редактора у нас – самые лучшие редактора в мире и не нуждаются в ваших похвалах.
ЗАКАНЧИВАТЬ произведение ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!
————————
Примечания:
1) Немного.
2) Неясные.
3) Имеется в виду – в тексте.
4) Очень.
5) К примеру.
6) Великий русский поэт (1799-1837), писал стихи.
________________________________________________
*) хер.