Дотянись рукой до радуги. Эссе

Вера Аникина
               

                Дотянись рукой до радуги
                И раскрась весь белый свет
                В цвет надежды, счастья, радости,
                И в любви вселенской цвет ….

         Жизненное кредо – вещь сложная и неоднозначная. Педагогическое кредо  -  ни сколько не проще. Порой проходит целая жизнь, прежде чем человек сформулирует свои цели, конечные цели, цели в глобальном масштабе, если хотите: потому  что и жизненное кредо, и  педагогическое, по большому счету,  зависят от цельности  и ценности личности учителя, его жизненных идеалов, его смысла жизни.
        Моя жизненная стезя – педагогика. Смысл моей жизни – дети: свои и чужие. По сути,  они все мне свои, родные, и тогда, когда приходят через много лет, чтобы поздравить с праздником, и тогда когда звонят и пишут, надеясь на поддержку и понимание. Мои дети - они такие же, как у моих коллег-педагогов, но чуточку другие: более цельные и настроенные  на позитив, что немаловажно в наше нестабильное время.
        И дело тут не в особой методической разработке либо каком-то специальном курсе– дело в метапредметном философском постулате, который пронизывает любую методическую основу обучения: восприятие мира через его эстетическую составляющую, воспитание потребности к совершенствованию мира вокруг нас, обогащение его новыми красками и оттенками.
       «Красота спасет мир»  считал Федор Михайлович Достоевский. Смею добавить, что только через умение  видеть красоту и творить ее своими руками, совершенствуется душа человека. И закладывать основы этой совершенной души надо в младенчестве. С появлением малыша  на свет, его должно окружать все только красивое: люди, вещи, природа, музыка, живопись … В дошкольный и школьный период развития ребенка первостепенное значение приобретает организация обучения: больше внимания нужно уделять эстетике помещения, в котором  живут и учатся дети; прививать любовь к порядку и чистоте, к культуре обучения и поведения в обществе.
     Есть у меня свое собственное видение этого процесса, «свои тараканы в голове»: приветствую художественно-эстетическое творчество детей и их родителей. Ни одна поделка детей не выбрасывается, если есть необходимость, то конструктивно критикуется: дети дают автору советы по переделке, предлагают помощь. Так что наш  класс, а порой  и вестибюль,  превращается в постоянно действующую экспозицию детских работ.
       Особой строкой в нашем творчестве стоят спектакли. Вот здесь небывалый простор для  фантазии: костюмы, сценарий, характерность ролей – всё – совместное творчество детей и взрослых, от которого все участники процесса получают эстетическое удовлетворение.
        К слову сказать, я – не руководитель этого процесса, я – катализатор и сторонний «любователь», иногда консультант, чаще всего соавтор красоты. Именно так мы с детьми стараемся «дотянуться до радуги» – эталона земной нерукотворной красоты.
    Эта  формулировка родилась много лет назад, когда я попросила моих четвероклассников продолжить фразу: «Если бы я вдруг стал волшебником и дотянулся рукой до радуги, то …»
    Ответы были разные, но суть их была одна: я не стал бы пользоваться этой красотой один - поделился бы с друзьями, родными, всеми людьми; раскрасил бы все вокруг яркими красками, чтобы все были счастливы.
    Только счастливые люди способны привносить в мир добро и красоту, именно ту красоту, что ежедневно, ежеминутно, ежесекундно спасает наш неспокойный мир!