Трансцендентный фридайвинг

Гордеева Александра
Трансцендентный ФРИДАЙВИНГ

Целью моей работы является постановка и обсуждение вопроса использования психотехник и психопрактик во фридайвенге как основу тренировочного процесса.

Выход за пределы человеческих возможностей.
Фридайвинг, как метод работы со страхами, стрэссами, поведенческими реакциями, навязанными обществом паттернами. Сдвиг от осознанного к бессознательному, стирание барьера между этими двумя понятиями и перенос работы к подсознанию.
Оглавление

1.Что такое психотехники и психопрактики
2. Пределы возможностей
3. Сила намерения (как неотъемлемая часть любого процесса)
4. Другое измерение
5. Легкость бытия
6. Погружение в себя
7. Работа в бессознательном
8. Методики, помогающие приблизиться.
9. Феноменология измененных состояний сознания
(ИИС-измененные состояния сознания)
10. Психопрактики, направленные на достижения измененных состояний сознания.

Заключение
11. Выводы о проделанной работе
12. Список используемой литературы

Введение

Любой человек, со здоровой психикой может развить у себя различные сверхспособности: паранормальные, интеллектуальные, творческие, физические.
Но есть некоторые препятствия, мешающие этому, иначе бы мы жили в обществе всесторонне развитых людей.
Ясновидение, яснослышание, телепатия, осведомленность о будущем (или прошлом), левитация, совершенная интуиция, способность быстро перемещаться на большие расстояния, становиться невидимым по своему желанию, обходиться без сна, задерживать дыхание, сердцебиение на долгое время (неделями), обходиться без еды и воды, являть себя одновременно в двух разных местах, лечить болезни, воскрешать, способность материализовывать предметы и др.
Все это заложено в нас с момента зачатия. Или рождения, как кому удобней. И возможность воспользоваться этими качествами имеют все . Но лень, страх, отсутствие интереса, недоверие или безразличие, мешают нам заглянуть чуть глубже, чем закоренелые определения и сила привычек.
Я не хочу здесь углубляться в какие ни есть эзотерические дебаты или религиозные каноны, но все это очень тесно связанные структуры, включая энергию, психику, химические процессы, внешние, внутренние, физиология, и даже фазы луны, да и планет, одно перетекает в третье, переходит в четвертое и возможно мы когда нибудь сможем мыслить уже не в "три дэ "формате, а в более сложно структурированных потоках сознания.
Хочу сразу сказать что все это является не окончательным продуктом, а размышлением на тему т. к. Я не вижу возможности когда либо закончить размышление на тему или прийти к определенному мнению.
1.Что такое психопрактики и психотехники
Психопрактика — обобщенный термин, обозначающий сферу и способы использования психологических знаний в практической жизни и деятельности людей.
Психотехника (от греч. душа, и др.- греч. — искусство, мастерство, умение) — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии.
В настоящее время в психологии под «психотехникой», как правило, понимают конкретный комплекс психологических приемов воздействия.
В зарубежном театральном искусстве «психотехникой» нередко называют методику К. С. Станиславского.
При переводе работ историка религий М. Элиаде на русский язык термин «психотехника» был использован религиоведении для обозначения йоги.
Для меня это состояние или качество, - самодостадочное в своей работе, где физическое лишь контроль качества проделанной работы.

2. Пределы возможностей

Занимаясь чем либо, мы все как один стремимся к развитию, сознательно или без. И даже когда, стегаем себя саморазрушением, подсознательно мы либо пережидаем, либо боремся со своими страхами. А кто - то взял привычку запереть все в дальний ящик и надеяться, что все как-нибудь и где-нибудь, само собой... Но увы карма, не "авось" и догоняет в самый не подходящий момент. Что тоже довольно интересно. Но мы сейчас не об этом. Давайте припомним, все самые странные или страшные обстоятельства, которые вынуждали нас или кого-то, из знакомых, кто при стрессе выявлял "сверх" способности. Например: испугавшись собаки кто-то прыгал через двухметровый забор. Старушки, вытаскивающие из пожарищa, сундуки непомерной тяжести, что потом, не смогли сдвинуть и шесть здоровенных мужиков. Подобных случаев много, но сейчас речь, не о так называемых состояниях аффекта, а о качественном применении, этого состояния в жизни и спорте. Например все помнят прекрасного психолога, исследователя A.Р.Лурию. Он имел смелость изучать человека с феноменальной памятью. Но меня больше заинтересовало не то, что он имеет безграничную память, а то как он это делает. Лурия называл его Ш. Мы продолжим:

Ш. использовал сложную схему запоминаний, ориентированную на ощущения звуков, запахов, вкусов и выстраивал все это в сложный логический ряд. Ш. Называл это цветной слух: вначале встает цвет голоса, а потом он удаляется - ведь он мешает... Вы сказали слово - я его вижу, а если вдруг посторонний голос - появляются пятна, вкрадываются слоги - и я уже не могу разобрать. Ш. Постоянно сталкиваться с "пятнами", "брызгами" в словах. А как он видит буквы! "а" - это что - то белое, длинное, "и" - оно уходит вперед, его нельзя нарисовать, "ю" - это острое, оно острее чем "е" , а "я" большое, можно по нему про катиться ... он чувствует вкус каждой буквы... То есть у Ш. Не было той грани, которая у каждого отделяет зрение от слуха, слух от осязания, вкуса. Многомерность его восприятия и стертые границы между формой, звуком, вкусом, понятием и тд ставят его в моем понимании, в другое состояние само-осознанности человека. Человека с абсолютным восприятием мира каков он есть.  Те остатки "синестезия", которые у многих сохраняются лишь в рудиментарной форме (разные звуки имеют разный тона и окраски).

Вот те пути, которые использовал Ш. Для запоминания отрывка из "Божественной комедии": Nel mezzo del camin di nostra vita Mi ritrovai per una selva oscura. Chi is diritta via era smarita,
Ahi quanto a dir qual era e cosa dura.
"Nel - я платил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; меццо; - я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом - папиросы "дели"; тут же я ставлю камин, di - это рука показывает на дверь; nos - это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra - он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок - это vita, витализьм; mi - я поставил еврея , который говорит: " ми здесь ни причем"; ritrovia - реторта, трубочка прозрачная , она пропадает, и еврейка бежит и кричит "Вай" - это via... Она бежит,и вот на углу Лубянки - на извозчике едет пер - отец. На углу Сухаревки стоит милиционер, он вы тянут, стоит как единица(una). Рядо с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сельва; но что бы она, не была Сильва - над ней ломаются подмостки - это звук "э". Из трибуны торчит ось - она торчит по направлению к курице(oscura). Che - это может быть китаец. Рядом я ставлю жену - она парижанка, La Ritta - это моя ассистентка Маргарита..." и так далее. Обычный человек, не узрит тут логики. Но возможно здесь как раз и есть некая тайна пневмонистов, и остальных, не вполне "нормальных" в отсутствие логистики, привычных рамок трехмерного пространства, позволенного самим себе, повседневными личностями. Лурия, Выгодский, и другие психологи, того времени, с которыми, посчастливилось работать в одно время Ш., все пытались выяснить пределы его памяти, и как любой ученый измерить объем и проверить, прощупать .... Но как выяснилось, это увы абсурдное желание не воплотилось в жизнь. Ш. воспроизводил длинные ряды чисел, слов и через год, и через 10, и 30 лет со стабильным успехом, описывая обстановку, предметы интерьера, а также одежду и позу собеседника до мельчайших подробностей. Для меня Ш. помимо отсутсвие границ меж вкусовыми, звуковыми и тд., качествами материи, так же не имел четких границ времени и пространства, он переносил сознание туда и тогда, когда был там, создавая для сознания полное ощущения присутствия здесь и сейчас.
Я привела этот пример, для того чтобы мы смогли оценить всю неординарность запоминания, которая запутала бы любого нормального человека. Но для Ш. Это было нормой запоминания, он создавал себе некий трамплин и выпрыгивал от сюда туда лишь сознанием, перечисляя и описывая все что видит. Возможно у каждого из нас, есть своя форма, даже бессмысленная и запутанная, но через которую мы проникаем за пределы видимого, становясь свидетелями сверх сознания в самих себе.

На основании этого примера мы с сестрой тренировались, занимаясь разными видами активности, прийдя к выводу что развитие оно равноправно разворачивается во все стороны одновременно, не взирая на разность действия.

К примеру готовясь к чемпионату России по парашютному спорту мы ныряли фридайвинг 5 -6 месяцев, визуализируя, вместо моря - небо. Мы катались на виндсерфинг и немного на сноуборде. Все это в разных степенях и планах давало нам понимание работы своего тела, ума, психологических состояний. Мы так же достаточное количество времени удивляли йоге и динамической медитации (то есть визуализировали весь прыжок лежа на траве или на берегу и прокручивая программу много раз). В основном на отработку программы уходит 1000-1200 прыжков, в наше время аэродинамическая труба была только за границей и была не по карману. Мы сделав всего 50-100 прыжков на программу, и то в основном чтобы дать возможность оператору освоиться(фрифлай - это 2 перформера и 1 оператор, от его съемки зависит оценка выступления), выиграли соревнования, и выигрывали на протяжении всего времени нашего пребывания в этом спорте призовые места. О нас было много разных статей в основном нас называли примы воздушного балета.

Я бы могла привести еще огромное количество примеров: у меня есть друг, француз, который с детства страдал астмой. И казалось бы, любые задержки дыхания или эксперименты с легкими ему противопоказанны. Но назовем его А. Имеет силу воли + веру в себя, качественно составленную индивидуальную программу тренировок. И что мы видим: три месяца тридцать метров глубины, 6 мес - 70 метров, 9 мес - 104 метра. Правда А. Много тренируется: бегает по 4-8 км в день, занимается дыхательными практиками, не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни. Я уверенна , что это не предел его возможностей.
Пределы наших возможностей, находятся в нашем сознании и подсознании, в основном как нечто неопределенное и в массе пугающее своих носителей. Бесконечное, неизведанное то место тишины, глубинны, откуда приходят сны, мечты, странные картины, великолепные в своем сиянии мысли и воплощаются, живут бок о бок с нами, своей неведомой жизнью. Поэтому для меня та глубина, в которую я погружаюсь, лишь отражение моей, на сколько глубоко смогу проникнуть в свое неизведанное, также она примет, пустит в свою глубину. Кто когда нибудь сталкивался с отшельниками или просто сильными людьми, вибрации которых находятся за пределами человеческого "принципа чистоты", поймут то ощущение подъема, вдохновения, благости, которое испытываешь находясь рядом с ними. Тоже и с остальным, на сколько ваши и мои вибрации будут совпадать, на столько ясным станет взаимопонимание. Это относиться ко всем структурам бытия. Поэтому прослеживаю взаимную связь: чем шире моя внутренняя тишина и глубже пустота, тем легче мне двигаться внутрь чего бы ни было. Я считаю, что нет предела возможностей, а только разные уровни сознания и адаптации к ним.

И так на основание многочисленных примеров, мы пришли к выводу что, сверхспособности могут входить в тренировочный процесс, и их можно тренировать, работать сними, в них. Это некий процесс, постоянного погружения в свое неопознанное и доставание оттуда техник, практик активирующих работу бессознательного в сознании и с сознанием. Можно сказать, что это работа в многмерном пространстве. Очень похоже на работу в сновидении когда нет необходимости, отрабатывать сложные или экспериментальные техники "вживую", а вполне можно проходить подготовку будучи в состоянии измененного сознания.

3. Сила намерения (как неотъемлемая часть любого процесса)

Это сознательное стремление, завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предпологающее выбор соответствующих средств, с помощью которых человек собирается достичь поставленной цели. Короче говоря это мотивационная основа дейтельности. Для меня намерение - это некая сила которую я могу визуализировать, увидеть, попробовать, ощутить вкус и запах - когда, во сне смотрите на розу, а проснувшись понимаете, что она лежит у вас на груди.

Создать намерение - это не просто увидеть окончательный вариант, а просматривать без отрыва, прослеживать все линии его построения, все возможные варианты воплощения, не надеясь на результат, да он и не особо важен, тут важнее другое, нечто неосязаимое..., имеющее тонкий аромат, и вы поймав его привкус сталкиваетесь с абсурдностью описать его, кому бы ни было. Не имея цели, легче двигаться, а имея цель теряешь наслаждение движением. Когда мы говорим о намерение человеческого вида, нельзя не вспомнить юнговский термин "коллективное бессознательное" - его ядром является стремление к полному проявлению человеком, своей самости и все духовные дисциплины порождены именно этим намерением. Я бы сказала, на прозревание собственной сути. Это нечто вроде оформления причины в рождающийся цепи причинно - следственных связей . Провозглашение намерения это магический акт, утверждающий в нашем сознании связь с Силой, с энергией бесконечности. Такой человек способен входить настолько в гармоничное отношение с намерением, что кажется, будто весь мир становится его союзником. Кастанеда называет намерение "Активной стороной бесконечности".

4. Другое измерение

Как правило люди имеющие подвижное сознание, более адаптивны к новым пространствам и измерениям. Но они же и менее понятливы к ощущению своего предела. Почему? Каждый по своей причине: кто слишком доверив себя пространству забывает, что он сам представитель своего духа на земле и никто не скажет, - когда и зачем ему выныривать или пробуждаться от транса или... Кто - то чересчур натренирован и оттягивая себя ниже и глубже думает не о себе, а о победе. И самые главные претенденты на победу, в нашем..."соревновании". Это те, кто по природе своей "в неадекватном понимании собственных возможностей" но с ними отдельная работа, называется "глаз да глаз", или услуги Психолога. Другие измерения не здаються, их не берут приступом, в них медленно погружаются изменяя свое сознание и становясь идентичными, тем пространствах, в которые приходиться входить. Не обязательно иметь образование чтобы обрести мудрость и не каждому мудрецу необходим диплом. Если зерно "глубины" уже посеяно в вас опытом многих жизней, то оно когда нибудь прорастет. Иногда необходимо подтолкнуть это второе рождение, а когда и подождать. Для этого мы и учимся ясно чувствовать, ясно мыслить, ясно видеть... Чтобы помочь или не мешать своему духу развиваться, так, как это необходимо для нас самих. И все психотехники и психопрактики основаны не на то чтобы вам что -то дать, а для того чтобы избавить вас от лишнего груза и вы, мы смогли идти дальше относительно на легке. Легкость это то, с недостатком чего, человек сталкивается постоянно, но не понимает что же ему мешает, или чего не хватает, вместо того чтобы осознать что все вовремя, к месту и столько сколько нужно, но для этого сознания необходима легкость.
5. Легкость бытия

Так вот о легкости, если мы взяли тему фридайвинга, давайте разберем природу легкости на основе этого. Мне, конечно очень сложно считать фридайвинг спортом, но все имеет место быть. Вода способна передавать любую информацию и хранить память о ней почти безконечно, так же она способна менять свою структуру при взаимодействиями с различными, по уровню и качеству энергиями, или даже сопротивляться их влиянию. Сейчас, в интернете или в книжных, можно накопать массу информации поэтому поводу. Я только хочу, чтобы вы представляли каждый раз погружаясь в эту субстанцию, что она жива и подвижна, также способна на чувства и имеет свой характер!
Что мы несем в нее, а она в нас!? Кто мы для этой бездны? Кто для нас она? Что чувствуем мы, когда она обволакивает нас своей тишиной и глубиной? Может быть она может ответить на все эти вопросы, если мы сумеем правильно их задать и став идентичными ей, своей тишиной услышать ее шепот. Я считаю что не мы ныряем в нее, а она в нас.
6. Погружение в себя

Мы знаем множества разных психопрактик и психотехник, направленных к раскрепощению и развитию нашей личности. Но для начала можем ли мы ответить себе самим на вопрос, а что такое наша личность какими качествами она обладает и являются ли эти качества действительно нашими, приобретенными своим опытом или это то, что родители и все наше окружение готово принять в нас. А остальное просто считает вредными привычками, от которых, как они не старались, избавить нас не смогли? У каждого из нас есть свой "чулан" накоплений и свой "алтарь" благостей, которые так или иначе периодически или всего один раз проходят проверку на веру, некая стрессовая ситуация или просто момент озарения, это уж как до кого доходит. Можно постепенно шаг за шагом, выгуливать себя по лестнице своих проблем, поисков, но всегда есть возможность подняться на лифте. Мы живем в то время, когда мир ускоряться и на конфликты с самим собой просто нет времени. А единственно важными качествами становятся чистота и глубина, сила, мудрость. Мы думаем что копим или "имеем" силу, но что такое сила? В основном мы играем в силу с другими или с самими собой. Сила должна быть нежной и мудрой, глубокой и чистой, а иначе она превращаться в деспотизм.

7. Работа в бессознательном

Что же это такое? Для кого - то это Сидхи, для кого нибудь волшебство, кто то никогда об этом не задумывался. Для меня это работа на грани, на самом краю "человеческого" и еще чего-то такого, что не подается описанию, все определения слишком замусолены и уже не складываются в те, понятия какие я бы хотела описать, поэтому, не буду брать смысловые формы потерявшие всякий смысл. Назовем это состояние сферой другого сознания, не человеческого, не божественного, а только другого, - более чувствительного в органах восприятия, зрения слуха. Когда все замедляться и сливается в одну единую точку везде и нигде. Деконцентрация, похоже на это состояние, но другое сознание более глубоко заходит в нас, или мы углубляемся в него. Сознание всемогущества, с полным осознанием искреннего безразличия к этому, нахождение в моменте.
Начало работы в бессознательном лежит с момента зачатия и первые травмы, стрессы, страхи, а также любовь и привязанность, симпатию, ребенок формирует еще в утробе матери (и не только в своем психическом, а также физическом развитии). Например: в Греции, возле кровати беременной женщины, ставили статуи Аполлона и Венеры, дабы мать смотря на них, визуализировала физически красивых детей. Также оберегая "носительницу" от неприятностей, стрессов и прочего, считалось что дети родиться более гармоничными и уравновешенными. Процесс рождения до конца жизни влияет на нас и наше психическое, эмоциональное состояние.
Холотротпное дыхание (ХД) — метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания. Также наблюдается увеличение pH в крови, наступает респираторный алкалоз.
Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной, в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД.
Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки). А также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа.
Термин «холотропный» образован от др.-греч. «целый» и «направление, способ».
Да, это экспериментальный и спорный метод, также как роды в воду и сам фридайвиг, так как ученые говорят что ныряние на такие глубины (более 40 метров) влияет на отмирание связей в головном мозге (нейронов), к то му же ухудшает работу мозжечка. Но все это должно испытать на себе несколько поколений "холотропщиков" и фридайверов.

8. Методики помогающие приблизиться.

Методики помогающие приблизиться, такие состояния измененного сознания имеются в огромном количестве во многих практиках йоги, медитаций, но это ходьба по ступенькам, а есть лифт, но мы можем сравнить себя с пещерными людьми попавшими в подъезд и предпочитающими пройти на сотый, а то и тысячный этаж, по ступенькам, чем оказаться в скоростной маленькой кабинке "летящей непонятно куда", хотя сами выбирали этаж, время захода в подъезд и тд.
Изучая разные восточный медитации, техники дыхания, шаманские практики выхода из тела, я пришла к выводу что любое переключение на дыхание, задержки или просто слежение за вдохом, выдохом делает меня более внимательной и восприимчивей к повседневной жизни, а более усиленная работа в этой сфере, поднимает новые или старые пласты жизненных картин и ситуаций.
Такая методика как ребефинг, фридайвинг, холотропное дыхание, работа с вниманием к вдоху и выдоху, это лифт. В какой то момент работы со студентами я столкнулась с людьми перенесшими какие то травмы, но не пережавшими их, удерживающие их на поверхности и пугающие на глубине. И на сколько правильно, четко они пытались за нырнуть более 5 метров дело не шло. (Здесь важно попасть к опытному специалисту, потому, как работа с травматикой, - это все же в некотором смысле "рулетка", если человек не готов пока работать с травмой, этого ни в коем случае делать не нужно! Есть много иных вспомогательных вариаций работы, в основном с симптомами и последствиями, пока субъект сам не скажет, что готов. Или вы, исходя их опыта и знаний  прийдете к пониманию, что пора без насилия над собой пойти в более глубокие эмоции связанные с ситуацией). Мы пробовали много разных вариаций, сочетаний практик и техник дыхания, с упражнениями, замками, с жиманнием и раскрытием, напряжением и расслаблением, с запахами (это отдельная история ребефинг на аромомаслах), иногда на это уходит неделя, порой мы не можем пройти дальше возможностей студента, на протяжении нескольких лет (это редкие случаи, буквально единичные, тем и привлекательные для нас) к сказанному выше добавлю: есть такое выражение во фридайвенге - потолок это как раз подходит и к ситуации упирания в этот потолок, стену, которую преодолеть ни силой воли ни монотонным биением по ней головой не возможно. Тут необходимо либо отпустить ситуацию и подождать, либо расслабиться и заняться другими вещами - переключить внимание, это очень помогает не биться в конвульсиях собственной беспомощности, а быть идентичными воде, - огибая препятствия или же постепенно растворяя их в себе. Мы стали "дышать" в эти препятствия, на следующий день студенты уходили на 10- 15 метров даже не заметив этого. Но в какой то момент, снова появлялся порог или пороги, на которых мы останавливались и дышали, делали расстановки, занимались разными йогическими практиками. И проходили пороги с новым интересом и открытиями уникальных качеств и навыков. Мы также использовали ребефинг в воде "водный ребефинг", это дало нам более интересные результаты, так как "наземный", не предсказуем в своих выходах и результатах. Водный же наооборот, может решать или скажем работать над заданными проблемами, не просто приходящими сами собой, а вводимые нами на проработку, те ситуации, которые, мы считали наиболее необходимыми. У нас у всех есть сосуды, капилляры и вены по которым протекают свободным потоком жидкости, обе сплачивающие жизнь нашего организма, но помимо физического есть ментальное тело, астральное, и другие. По всем этим телам как по венам и капиллярам, тоже идет движение но не жидкости, а энергии. И многие наши проблемы или страхи "или-лили" приводят к узлам, заторам в тех местах где она должна ровно теч. И если тромбы, мы снимаем при помощи врачей, то энергетические застои, можно снять при помощи дыхания.
То есть мы переключали внимание человека с внешних проблем (уши, нехватка кислорода, ногу свело), на внутренние импульсы (расслабление конечностей, слежение за тем, когда появляется первое желание вернуться и т. д.). "Глубокая работа с дыханием", отслеживание реакций, помогало нам переключиться на сразу несколько сложных факторов, влияние которых, мы должны отслеживать и эта работа приводила к постоянному переключению внимания.
Далее мы делали статическое "Апноэ с медитацией" (задержка дыхания в статическом апноэ плюс перепросмотр ситуации), этот термин я использую, когда прошу студентов отслеживать мысли, их частоту от начала до конца задержки, какие мысли и эмоции помогают в статике, какие поднимают к вдоху, а за которые, можно "зацепить внимание" и еще немного расслабиться. Так же я прошу их сосредоточиться на чем то любимом, например я люблю лошадей и когда мне уже тяжело удерживать себя под водой, я представляю их табуны или что то в этом роде, то есть ввожу образы, по собственному желанию.
Еще мы работали с сфере "неприятного", что тоже интересно, когда я просила думать о каких то спорных ситуациях, которые, нам стыдно вспоминать или мы повели себя не так, как на самом дели хотели и тд. Эти образы дают возможность полного переключение на себя, - "перепросмотр" событий помогает вернуть застрявшую в той или иной ситуации энергию и снять последствия, - психосоматику, иногда эти образы более плодотворно держат нас под водой пляс бонус, свобода от "флипа" (бега в замкнутом кругу неприятной ситуации). И в заключении еще об одной эффективной практике: ватсу, она пришла к нам и Японии, но сейчас вошла в моду у американцев. На человека привязываться поплавки к рукам и ногам (создаем плавучесть). Вода должна быть теплой и неглубокой. Инструктор медленно вращает в разных плоскостях, переворачивая когда студент выдыхает. Это длиться 1-3 часа и человек вводиться в состояние похожее на транс. Иногда проживает матрицы (Гроф), рождения, снимаются энергетические блоки и уходит психосоматических реакции: псориаз и прочие кожные заболевания, родовые травмы, и тд. как психо, так и физиология. Особо отмечу перемены в общем состоянии при работе с "особыми детьми и взрослыми" (ДЦП) как у детей так и у взрослых прогресс на лицо,- когда после недельно курса занятий с нами врачи не однократно говорили, что результат 6 месячной работы.
На основе занятий фридайвингом, ватсу и другими телесно ориентированными практиками родилась своя структура взаимодействия которой мы дали название: "Природа воды". Я добавила сюда гидрокостюмы, чаши, маски, подушки и удлинение задержки дыхания в течении всей работы, от меньшей к большей, задержки удлиняются и желание вдоха появляется не скоро (3 - минуты). Так же я добавила сюда точечный массаж, на определенные точки отвечающие за легкие, давления на эти точки отдаляют контракцию почти на 1 минуту. Также мы экспериментировали с запахами перед задержками, (отдельная тема).
Так вот действительное затишье или "безусые", легче достигается, когда с тобой работают в паре, занимают тебя, а когда ты в статике один на один с собой (естественно под зорким наблюдением партнера), занимать себя приходиться самому, это дело привычки.
Функция мысли заключается в том, чтобы всегда быть занятой. Большинство из нас хочет, чтобы наш ум был постоянно занят так, чтобы это не давало нам возможности видеть себя такими, каковы мы есть в действительности. Мы боимся оказаться пустыми, мы боимся глядеть на наши страхи, это дает возможность им глядеть на нас, а то и полностью нами владеть и управлять.

9. Феноменология измененных состояний сознания
(ИИС-измененные состояния сознания)

Рассмотрим примеры ИСС, встречающихся в различных видах религиозной практики. Изменение эмоциональных состояний психики включает в себя как количественные изменения, связанные с изменением интенсивности обычных эмоций, так и качественные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.

В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно провести параллели между этими описаниями в разных культурах. Так, в индийской традиции выделяют следующие состояния
вира — «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности;
бхога — удовлетворенность, расслабленно - милостивое состояние;
йога — рефлексия и самоуглубленность;
абхичарика — состояние всепоглощающего гнева, потребности в разрушении.
Данные состояния считались идеальными, их, по представлениям индусов, в чистом виде могли достигать только боги или великие мудрецы. Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих состояний. Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека. Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Гроф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов (ребефинга, холотропного дыхания и т. д.), С. Гроф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами. Согласно теории базовых пренатальных матриц, одно из самых сильных потрясений, которое вынужден испытывать каждый человек, — это переживание собственного рождения. Действительно, представьте себе ребенка, который пребывает в теплых, ласковых водах материнской утробы, без труда получая все необходимые ему жизненные компоненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удобен. Внезапно стенки этого уютного мира начинают сдавливать его, мир становится агрессивным и враждебным, стремится — и это инстинктивно ощущает ребенок — отторгнуть, уничтожить его. Затем наступает следующий этап активной борьбы за выживание — ребенок пытается прорваться через узкий пульсирующий проход, пройдя который, испытывает очередной, последний шок от встречи с Большим Миром, с его ярким светом, громкими звуками, резкими запахами и температурными переменами. Каждый из четырех описанных этапов запечатлевается в психике ребенка как первичный опыт существования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецируется на все последующие события в жизни человека и прежде всего на его отношения к самой жизни. Каждая базовая пренатальная матрица (БМП) связана, согласно С. Грофу, с определенным набором мистических состояний.
Так, БМП-1 проявляется в виде переживания космического единства, основными характеристиками которого являются выход за пределы дихотомии субъекта и объекта, чрезвычайно сильная положительность (мир, спокойствие, радость, безмятежность и блаженство), особое чувство сокровенности, переживание чистого бытия и т. д
БМП 2 связана с состоянием космического поглощения, ощущением безвыходности и бессмысленности существования, страдания и обреченности. Знаменитые Четыре Встречи Будды и последовавшие за ними прозрения являются в рамках данной теории порождением именно этой матрицы.
БМП-3 дает переживания титанической борьбы, в том числе глобальных масштабов. Другой метафорой состояний, связанных с этой матрицей, является «вулканический экстаз.
БПМ-4 на символическом и духовном уровнях состоит в переживании смерти-возрождения. У человека может возникнуть ощущение истинного видения мира, открытие новых путей и возможностей и т.

Медитативные методы основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация). Поскольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря, различны, и, более того, под понятием «медитация» понимают зачастую совершенно разнородные процессы, попытаемся сформулировать типологию медитаций по способу их выполнения. В качестве источников фактологического материала по теме медитаций читатель может обратиться к [375, 378, 386, 387] и другим книгам.

(Сафронов А. Г. "Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности"-2008)

10. Психопрактики направленные на достижения измененных состояний сознания.

В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта, причем делает это непроизвольно, когда пристально всматривается, прислушивается или принюхивается, а также «вчувствывается» в болевые симптомы или другие ощущения организма. Простейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака - концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика, практикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т. е. сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. А с другой - длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу.

Медитации второго типа - это различные формы внушения, т. е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды эти медитации можно разделить на визуализации, словесные и кинестетические внушения. Наиболее часто практикуются первые две.

При визуализации волевая команда передается подсознанию в виде некоторых понятных ему визуальных образов, картин, форм. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т. д. К словесным внушениям относятся медитации, при которых волевая команда подается в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки Шульца («Моя правая рука тяжелеет») и самовнушении Э. Куэ («Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях») Практикующие кинестетическое внушение волевым усилием пытаются вызвать в теле различные ощущения - тяжести, легкости, воздушности и т. д.

Объектом активного воздействия при медитациях второго типа могут быть не только физиологические ощущения, но и элементы мировоззрения человека, его жизненной позиции, самоощущения.

Духовные упражнения

Считается, что в западной психологии предпочтение отдается использованию активных техник (хотя, как видно из приведенных отрывков, это правило не безусловно); в восточных же традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойствия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. Но поскольку такие практики не подкрепляются исследованиями и наблюдениями, они не дают возможности человеку глубже понять себя и не ведут к свободному просветлению. Чтобы до конца постичь себя, необходимо соединять концентрацию ума с осознаванием и исследованием.

Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и является медитацией в полном смысле этого слова и представляет собой синтез обоих описанных выше типов упражнений. Практикующий одновременно дает волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцает свое состояние, что позволяет контролировать результативность команд и корректировать их, а следовательно, повышает шансы достигнуть желаемого состояния.
Я хочу подчеркнуть что мы говорим о медитации на задержке дыхания надводной и в воде.

Рассмотрим кратко психосоматические методы. О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность уходят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, таким как физиогномика - искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология - по линиям на ладони, френология - по особенностям строения черепа и т. д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно. Лишь в середине ХХ века В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты обнаружили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. А также, что верно и обратное: воздействуя на тело определенным образом можно оказывать существенное влияние на психику, например провоцируя катарсис или напротив, увеличивая психическое напряжение, связанное с некоторым объектом. Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает выглядит, согласно современным представлениям, следующим образом.

Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек «зажимает» желание высказать обиду или какую-либо другую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который «взвален» на человека, иногда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.

Грудная клетка, область сердца связаны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т. д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью, т. е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц (при ровном позвоночнике). Типичными болезнями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, не высказываемые обиды - к астме.

Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы - человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения.

Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае являются поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних половых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою.

Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло - на нос, сердце - верхняя губа, живот - зубы, таз - нижняя губа, щеки - руки, локти - желваки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела и соответствующих психологических проблем.

К психосоматическим методам можно отнести статические позы, подобные упражнениям йоги, особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, воздействующие на сознание через описанную систему психосоматических соответствий. Конкретную психологическую направленность каждой техники можно понять на основании анализа того, на какой телесный сегмент она воздействует, а также является техника закрепощающей или расслабляющей данный сегмент.

Еще одна древнейшая практика - повторение мантр - определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга. Согласно исследованиям В. Столяренко, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии.

К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия являются исследования фоносемантики, относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела различным звукам.

Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов - варган - использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя таким образом их деятельность.

Дыхательные методы достижения ИСС основываются на двух принципах воздействия.

1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения, и достигается за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции легких. Увеличение концентрации углекислого газа достигается за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга. Первый тип методик использовался преимущественно в первобытных культах, второй - в индийских практиках. Комбинируя соотношение длительностей вдох - задержка - выдох - задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достигать различных «калиброванных» состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались в йоге, магической практике нин-дзюцу, в даосских психопрактиках.

2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности дыхательными, была отмечена А. Лоуэном. Он же предложил метод активизации психических функций посредством изменения типа дыхания. Однако в религиозных практиках подобные методы использовались достаточно давно. Так, в индийской йоге различали три базовых типа дыхания, в шаманизме использовались различные виды «дыхания силы» и т. д.

Духовные упражнения

Вопрос об использовании наркотических веществ для достижения ИСС - один из самых деликатных в религиозной проблематике. С одной стороны, это вызвано неприятием данного метода различными морализаторствующими силами общества, а с другой стороны, тем, что господствующие религии настаивают на проведении четкой грани между мистическими состояниями и состояниями, искусственно вызываемыми с помощью наркотиков или других методов. Так, доктрина римского католицизма гласит, что мистический экстаз - дар благодати, а потому не может контролироваться человеком.

Между тем использование наркотических средств всегда являлось значимым элементом религиозной практики. Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся коренной американской (индейской) церковью, и мексиканские священные грибы, известные более двух тысяч лет, индийскую сому (хаому) и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, который «везде... учил людей культуре виноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», питури австралийских аборигенов и, вероятно, мистический кикеон, который ели и пили во время завершения шестого дня элевсинских мистерий, христианский ладан.

В большинстве случаев подобные вещества использовались для того, чтобы вызывать измененные состояния сознания, прежде всего видения религиозного характера.

Мне ближе метод Голтиса работа с голодом и измененными состояниями связанными с этим (но это отдельная тема, на сегодня достаточно букв)

Как уже упоминалось, существует точка зрения, подтвержденная в ходе различных экспериментов, согласно которой психоделические состояния не являются подлинно религиозными. Так, У. Панке из Гарвардского университета провел следующий эксперимент: десяти студентам-теологам и профессорам перед службой в страстную пятницу ввели псилоцибин. Эксперимент был «дважды закрытым», т. е. ни У. Панке, ни испытуемые не знали, кому ввели псилоцибин, а кому - плацебо. Результаты эксперимента показали, что «испытуемые, получавшие псилоцибин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные... категориям, выявленным нашей типологией мистицизма».

Вывод
Целью моей работы было через психотехники ипсихопрактики проникнуть в глубокие пласты подсознательного, а также сверхсознания человека. Работа в сложных условиях, в удержании внимания сразу в нескольких моментах, работа с внутренним диалогом и тишиной, концентрацией и деконцентрацией внимания. По сути мы все периодически впадаем в эти состояния незаметно для себя и выходим и них ничего не почерпнув и попросту не понимая того, что каждый день засыпая сталкиваемся с этими состояниями и имеем возможность работать с ними и в них. Не исключено, что именно транспарсональный опыт станет полезным для обоснования нового культурного проекта. В нем не будет фатального разделения физического и духовного аспектов человеческого существования, не будет "утеснения" духовных традиций, спонтанности человека, его тяги к трансцендентному.
Вы скажете "Хорошо, но как это все подходит к фридайвингу?" Ответ только в вашем погружении, насколько глубоко вы сможете пустить себя в себя. И основное: сто это связь с двумя главными "вещами" в человеческих жизнях, производная кислорода и воды, от вдоха до выдоха, от рождения к смерти. По мне так нет ни того ни другого, проходя сквозь шар, никогда не знаешь точно где у него пол, а где потолок. Есть лишь развитие и внимание, а фридайвинг как самая трансцендентная практика немеющая равных по своей глубине.

Литература

Леонард Орр "Целительная сила нового рождения"-2005"софия"
Гроф Кристина и Станислав "Неистовый поиск себя"-2003" Издательство Института трансперсональной психологии"
Колин П. Сайссон "Экстаз дыхания"-1999"Breathe"
Сафронов А. Г. "Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности"-2008 Сафронов А. Г. Коваленко А. В. Харьков
Коваленко-Маджуга Н. П.-2001 "БиС"
Карл Густав Юнг "Mysterium coniunctionis"-1997"Рефл-бук Ваклер. Москва
Блаватская Е.П. "Антропогенезис"-1937"Riti"
Лурия А.Р. "Романтическое эссе"-1996"педагогика-пресс" Москва
Марков В. Б. "Философская антропология" -1997 "лань" Санкт-Петербург
Конференция с участием Далай-ламы XIV "Элиста" Boston 1997
Прана Пранояма Прана Видья "северный ковш" Москва 2007