Об абхазском языческом культе божества Афы

Леонид Колбая
 

       Принципиальная  важность  понимания  того  места,  которое  объективно  занимает  культ  языческого божества  Афы (Аf)  в   религиозных  верованиях  абхазов  в  целом,  делает  необходимым   остановить  более  подробно  на  нём  внимание  читателя.   
      В  примечании  редактора  к  работе   Арк. Ламберти  (У11 в.)  «Описание  Колхиды…», где  подробно  описан обряд  принесения  в  жертву  быка  в  Илорском  храме,  в  частности,  отмечается:  «Празднование  быка   в  память  св. Георгия  в  Грузии  совершается  при   многих   церквах,  называемых  Капоетскими  и   св. Георгия   А б х а з и  (Абхазского).  Древние  писатели  не  объяснили    начала  и  происхождение  устного  сказания,  по  которому  чудесно  являлся  сам  по  себе  бык. Католикос  Антоний  (ХУ111 век)  называл  это  празднование  «дьявольским».1 Н.Джанашия  в  своей  работе  «Абхазский  культ  и  быт»  описав  обряд  жертвоприношения  быков  в  праздник  под  названием  «ацуныхва»  перевёл  его  как  «общественная  молитва».  «Абхазы  не  припомнят,  чтобы  Бог  не  послал  им  дождя,  раз  они  совершили  эту  молитву», - отмечает  автор.2
    А  ещё  ранее,  в середине  Х1Х в., первый  абхазский  этнограф  С.Т.Званба  писал:  «Во  время  летней  засухи  деревенские  жители  обращались  обыкновенно  к  помещику  своему  с  просьбой  о  делании  жертвоприношения  для  Афы,  дабы  тем  выпросить у него  дождь». И далее: «В  молитве посвящённой Афы,  обращались  к  нему  словами:  «О,  повелитель  грома,  молнии  и  дождя! Сжалься над  нами,  бедными,  наши  посевы  засохли,  трава  выгорела;  скот  издыхает  без  корма, и  нам  самим  угрожает  голодная смерть. Повели  скопиться  дождевым  тучам;  повели  грому загреметь,  молнии засверкать  и  пошли  обильный  дождь  для  спасения  погибающего  народа». В ритуальной  песне  посвящённой Афы;  (Афыраш`а   Аf`ra;;a  =  Анw`f- hfi`f  Anc;ara;;a -  Л.К.)  запевала  произносит  разные  хвалебные  слова,  как-то: «О, ты  который  с  громом  с  неба  спускается  и  с  молнией   на  небо  поднимается…  Каждый  куплет  оканчивается  словами  «а х – д а у»   владыка,   великий  господин».3
    Причём  С.Т.Званба  подчёркивал,  что  обращение   «а х – д а у»  означает  «всевышний»,   из  чего он  заключает,  что  «абхазы  имели  представление  о  всевышнем  боге».  А  поскольку   автор  прямо  указывает  на  то,  что  жертвоприношения  совершались  именно   А ф ы  -  «богу   и  повелителю  грома,  молнии  и  всех  явлений  атмосферы»,  то  следовательно,  он  и   являлся   «Всевышним»  языческим   богом   абхазов!
    Затем  грузинский  исследователь  Евст. Сакварелидзе   в  1871  г.  отмечал,  что  абхазы  каждой  весной  -  в   мае  или  в  начале  июня,  при  отправлении  обряда  «ацуны;хва»,   к  Богу  небесных  сил  (т.е. Афы)  обращался  «уважаемый  в  селении  старик»,  получив  палочку  с  нанизанными  на  неё  печенью  и  сердцем  жертвенного    животного  и  стакан  вина,  став  во  главе  молящихся,  поворачивался  к  Востоку  и произносил  молитву:
  «Бог  небесных  сил, пожалей  нас  и  пошли  нам  милость  твою: дай плодородия  земле,  чтобы  мы  с  жёнами  и  детьми   нашими  не  знали  бы  ни  голода,  ни  холода,  ни  горя.  И  пока  я  этими  кусочками  печени  и  сердца  и  этим  вином  не  покормлю  Анчабадзе  (по-абх.  Ачба – Л.К.) и  Шервашидзе  (по-абх.  Чачба – Л.К.),  до  тех  пор  пусть  жёны  наши  и  дети  будут  здоровы  и  ни  в  чём  не  имеют  нужды»  (в  некоторых  местах  жертвенных  животных  обводили  вокруг  священного  дерева,  а  молитву  произносил  не  один,  а  подряд  семь  самых  старых  жителей  общины)».4   Чаще  всего  у  абхазов  священным  деревом   выступал  именно  дуб.
    По  многочисленным  сообщениям,  наиболее  ранние   из  которых  принадлежат  С.Т.Званба, абхазы,  принося   в  жертву  быка,  испрашивали  в  своих  молитвах   у  божества  Афы   послание   дождя   в  засушливые  дни.
   Впрочем,  эта  мысль  приводится  позднее  и  в  статье  грузинского  исследователя  К.Д.Мачавариани, который  писал: «Афы - бог  и  повелитель грома,  молнии  и  всех  атмосферных  явлений. Моления  эти  совершаются   самым  торжественным  образом.  В  день,  назначенный  для  молитвы,  что  бывает  при  отгоне  стада  в  горы и  при  возвращении  его  оттуда  осенью,  пастухи  селения  разделяются  на  группы   и  каждая  выбирает  какое-либо  живописное  место  в  лесу,  около  ручья  или  реки;  потом  режут  баранов  и  ст.  из  пастухов,  долженствующий  отправиться  в  горы,  обращается  к  Афу,  моля  его  сохранить,  как  их  самих,  так  и  стадо  их  от  громовых  ударов.  Женщинам  и  детям  строго  воспрещается  присутствовать  при  этих  молениях.  Во  время  продолжительной  засухи,  жители  совершают  моление  Афу. Все  приглашённые  должны  принести с собою  гоми, хлеб, непременно  пресный,  свежий  сыр  и  кувшин  вина.  После  этого  почётный  старик…  Аф - бог  и  повелитель  грома,  молнии  и  всех  атмосферных  явлений».   К  этому  божеству   обращались  в  связи  с   продолжительной  засухой,   при  грозе,  прося  Афы   послать  хорошую  погоду,   когда   домашняя  скотина  убита  молниею,   при  отгоне  стада  летом  в  горы  и  при  возвращении  его  оттуда  осенью  «моля  его  сохранить, как  их  самих,  так  и  стадо  их  от  громовых  ударов».5 Естественно  возникает  вопрос:  не  связан  ли  этот  запрет  с  андрогинным  характером  происхождения  языческого  культа  самого  креста? 
   Содержание  молитвенного  обращения  к  Афы  у  него  полностью  совпадает  с  тем,  что  писал  С.Т.Званба.   Автор  подтверждает,  что    после  закалывания   жертвенного  быка  (зооморфного  символа  плодородия!)  и  полной  готовности  к    пиршеству, «начинают  пировать  при  пении  хвалебного  гимна  в  честь  А ф а.  Гимны  эти  поются   и  при  грозе,  прося  А ф а   -  послать  хорошую  погоду. На  пирах  обыкновенно  один  из  почтенных стариков обращается к присутствующим  с  речью, в  которой напоминает, что  всё,  чем  они  пользуются  в  настоящую  минуту,  есть  благодать  данная  А ф о м   и  предлагает  возблагодарить  его;  тогда  один  из  присутствующих  начинает  прославлять   б о г а:  "Анца  дуква  зилипха  ххаура!   (точнее  «Fyw`f  ду6ef  psks9]a  ] [fehf»  -  Аnc;;  duk;;a  z`l`hha   hxaura - Л.К.)… О, ты,  который  с  молнией  с неба  нисходишь,  и  с  громом  на  небо  возносишься,  которому  известно  число  звёзд  на  небе  и  число  песка  на  дне  моря»  и  т.д.  и  оканчивается   воззванием  словами  «Ах – дау»;  все  присутствующие   разделены  на  две  группы,  поочередно  повторяют  каждый  куплет  гимна  и  непременно  по  т р и   раза».   
    В  случае,  когда  молнией  убита  домашняя  скотина,  необходимо принести  жертвы  в  честь Афа,  -  в  противном  случае  следует  ожидать  вторичного  его  посещения.   Хозяин  собирает  целое  селение,  без  разбора  пола  и  возраста.  На  месте,  где  убито  животное, устраивается  вышка, сажени  полутора  вышиной,  чтобы  хищные  животные  не  могли  на  неё  добраться.  Все  присутствующие окружают убитое  животное,  берут  друг – друга  за  руки  и,  приплясывая  поют:  одна  половина  запевает:  «в о е т л а»,  другая  отвечает  -  «ч а у п а р».2  При  пляске  и  пении  подымают  животное  на  вышку  и  оставляют  его  там  на  съедение  хищным  птицам.  Затем  хозяин  убивает  б ы к а,  благодарит  А ф а  за  посещение,  но  просит  вместе  с  тем,  чтоб   более  не  посещал  его.   Потом  едят  мясо  с   кушаньем,  принесенным   из  дому  как-то:  хлеб,  сыр,  вино  и  пируют  целый  день.  День,  в  который  скотина  убита  молниею, считается  памятным  в  семье  и, ни  глава  семейства,  ни   дети  его  во  всю  свою  жизнь  в  этот  день  никому  и  ничего  не  дадут,  говоря,  что  в  этот  день  они  ожидают  посещение  Афа».  И  далее: 
    «С  человеком,  убитым  молнией,  совершается  тот  же самый  обряд, причём  во  время  пляски  около  трупа  воспрещается  плакать,  в  противном  случае  виновных  ожидает  поражение  громовым  ударом.  Тело  убитого  кладут  в  гроб   и ставят  на  вышку  до  тех  пор,  пока  не  останутся  от  трупа  одни  кости;  тогда  гроб  снимают  и  хоронят, совершив  над  ним  обыкновенный  погребальный  обряд  и  установленные обычаем  поминки».6
   «Богом  грома  и  молнии  в  Бзыбской  Абхазии,  частью  и  в  Абжуйской,  согласно  старинным  воззрениям,  считали   А ф ы.   Он, -  по  слова  С.Званба, -  повелитель  грома,  молнии  и  других  атомосферных  явлений.  В  Самурзакане  представления  об  этом  божестве  не  встречаются,  и  в  роли  распорядителя  грома  и  молнии  выступает  св. Георгий. 
   Согласно  религиозным   поверьям, - как  уже говорилось, - чёрт, преследуемый    ударами  молнии, обыкновенно  прячется  под  дерево, почему А ф ы (в Самурзакане  св. Георгий)  часто  ударяет  в  дерево».7
     Известный  абхазский  этнограф  Ш.Д.Инал-ипа  подчеркивал,  что:  «Бык  был  связан  с  основными  религиозными  идеями  а б х а з о в   и   р о д с т в е н н ы х   с  ними   кавказских   народов,  как  и  многих  народов   Древнего Востока».8 (Разрядка  моя – Л.К.)
    А  исходя  из  того  факта,  что  одна  и  та  же  ритуальная  песня абхазов  называется   то  «Песней  Афы» - «Афыраш`а»  (Аf`ra;;a),  то   «Песней  Анцва» - «Анw`fhfi`f»  (Anc;a- ra;;a)   несомненно  следует,  что  нарицательные  понятия а ф ы  (молния)   и  анц`а  (бог)   выступают  как   суть  тождественные! На  этот  важный  факт  для  понимания  того, что  же  являлось  у  предков  абхазов  высшим   божеством  языческого  пантеона,   впервые  обратил  внимание   Ш.Д.Инал-ипа.9
     Исторически   этот факт  важен  потому,  что   с  культом  именно  высшего  божества  абхазского  языческого  пантеона,  по  идее,   может   быть  связан   и   автоэтноним   абхазов  «;псуа»  (;рswa)!  (Как, например,  известное  из  истории   имя  урартийского  племени  «халды»  генетически  связано  с именем  главного  урартийского  бога   «Халди»,  потомками  которого  они  себя  считали).10 
    Исходя  же  из  того  факта,   что  культ  христианского  св.  Георгия,  в  эпоху  христианизации  абхазов,  фактически,   контаминировался  с  образом  и функциями их  главного языческого  божества молнии - А ф ы,  можно  безошибочно,  утверждать,  что  в  основе  самоназвания  абхазов   -  «апсуа»  (арswa)  и  лежит  имя       древне-абхазского  племени,  ставшего   основой  духовной  консолидации  близкородственных  племён  в  единый  народ  (нацию)  с  известным названием   «абхаз»  <*афхаз  (аfx;z),  где: аf   ; аf; - имя  божества молнии  и грома;  и  -x;z. 
      В  этой  связи  следует  напомнить,  что  известный  абхазский  религиовед  Л.Х.Акаба  отмечала:  «Под  А ф ы;  понималась  как   сама   молния,  так  и  сила,  извергающая  гром  и  молнию.   Иногда  под  А ф ы  понималось  божество  молнии.  Но  в  большинстве  случаев  А ф ы  выступает  не  как  божество,  а  как  могущественная,  часто,  карающая  сила».11  (Выделено  мной  - Л.К.)
    А  вот,  что  писал   об  абхазском  божестве  молнии  Афы  А.Иоакимов  ещё  в  1874г.:   «Гром  и  молнию  абхазцы  приписывают  божеству   а-Фу,  п о ч т е н н о м у   старцу   на   крылатом  коне,   с  извилистым   мечом  в  п р а в о й  руке.  Он   вечно  занят  преследованием   з л о г о   д у х а,  который  в  виде  мухи   перелетает  с  одного  предмета  на  другой».12
     А  Ш.Д.Инал-ипа   особо  подчёркивал,  что:  «Ах  (по-абх.   а h  - Л.К.) входит  в  обращение  к  «в е л и к о м у   з о л о т о м у   б о г у   г р о з ы   п о д   и м е н е м   А ф ы   (Афы  9t]fv,fh  f[ь  -  а]  le)  (Аf` pehambar  аx;  -  аh  du  -  Л.К.).13 
     Более  того,  исходя  из   неоспоримого  факта,  что  в одной  и той  же  ритуальной  песне  «Афыраш`а»   и  «Анw` fhfi`f»   понятия  «Афы»  и  «Анцва», фактически,  выступают  тождественными,  однозначно  следует  и  то,  что  под  верховным  богом  (Ах-ду!) абхазского  языческого  пантеона  разумели,  конечно  же,   божество  грозы  и  молнии   Афы.
    Причём,   даже  глубоко  архаичный  обряд  «воздушного  захоронения,  отмеченный  разными  авторами  на территории  Абхазии,  начиная  с  античного  времени  и,  между  прочим,  являющийся  одним  из  доказательств  пребывания  абхазов  со  времён  глубокой  древности,  имеет,  надо полагать,  своим  источником  тотемические  представления  ии  культ  божества  молнии  (Афы)»,  - пишет  Ш.Д.Инал-ипа.14
      «По  своему  происхождению,  -  отмечал   Ш.Д.Инал-ипа,  - культ  А ф ы   связан  с  обожествлением  о г н я.  Огонь  для  первобытных  людей  представлял  чудодейственную  силу…».15  (Разрядка  моя  -  Л.К.)  Неслучайно  абх. а-ф ы м ц а   означает  «электричество»   (букв.   «молниевый  огонь»).
     С  учётом  степени  распространения  культа  А ф ы   в  Закавказье   весьма  примечателен  факт  обнаружения  в  1871-1874гг  в  Степанцминдском  кладе  трёх  ф а л л и ч е с к и х  фигур  из   бронзы,  каждая  из  которых  была  вооружена  жезлом  (символ   власти)   и  стоящей   на  б ы ч ь и х   р о г а х (символ  изобилия!).  «Магическое  значение  изображения    быка   и   голой  фигуры  человека   с   определёнными  атрибутами,  -  отмечает   А.Н.Сихарулидзе  со  ссылкой  на  Ш.И. Амиранашвили, -  указывает  на  их  ритуальное  назначение.  Это  в и д и м о  божество  -  покровитель  кузнецов  и  других  ремесленников.  В  Абхазии,  это  божество  известно  под  названием  Шаша,  в  Сванетии  -  Солон,  которое,   н а в е р н о е,   родственно  с  древнейшим  божеством   грузинских  племён  -  Тешуби.  Обнаженность  фаллических  фигур  объясняется  их  культовым  назначением»,  - заключает  автор.3  Однако  следует  заметить, что     божество  Тешуби -  исконно  хуррито-урартское  божество,  известное  как  б о г   г р о з ы.16   
    Принимая  во  внимание  известное  ныне  в  научных  кругах  сближение   хурритской  культуры  с  абхазо-адыгской,  логичнее  было  бы  видеть  в  трёх  фаллических  фигурах  из  Степанцмидского  клада   идейную  связь  с    культом  абхазского  божества   грома   и   молнии  А ф ы,  а  не   с   культом   хуррито-урартского  божества  грозы  Тешуби. Верховное божество  «анатолийского»  пантеона  -  бог  грозы  Тешуб  (соответствует  шумеро-аккадскому  Ададу,  западно семитскому  Балу).  Его  спутники  -  быки  Хурри  (букв.  «утро»)  и  Шери  (букв.  «вечер»)  и  обожествлённые  горы  Нами.  Во  главе  женских  божеств  стоит   Хебат, -  супруга   Тешуба. 17
    Причём  эта  версия  тем  более   вероятна,  что   культ  божества  А ф ы   совершенно  не  отделим  от  зооморфного  культа  быка  у  абхазов!
    Исследовательница  А.Н.Сихарулидзе,  посвятившая  специальную  статью вопросу  о  значении  изображения  быка  на  триалетских  вешапах  и  вешапоидах,  пришла  к  заключению  что:  «… на  Кавказе,  в  частности,  в  Грузии  должен  был  существовать  тотем  быка, что  должно подтвердиться  дальнейшими  исследованиями  в  этом  направлении».18 
     В  этом  отношении,  по-видимому,   есть   в с е   основания   полагать,  что  тотемный   культ   быка,   ещё  в  доэллинистическую  эпоху,  действительно   существовал  в  Кавказе,   но   не  в  самой  Грузии,  а   в   древней  Колхиде,  которая,  между  прочим,  была  известна   как  «Вторая  Эфиопия».  А  если  при  этом  учесть  тот  факт,  что  культ  египетского   священного   быка   А п и с а  был   не  только  всеегипетским,  но  и   распространен  в   древнем  мире, куда  распространялось  политическое влияние Египта, то его  наличие  в  древней  Колхиде  -  в  т.н.  «Второй  Эфиопии»  (тогда  как  Эфиопия  в  древности неофициально  называлась  «Абиссиния»  и  некогда  являлась  политическим  ингредиентом  Египта), -  не  может  вызывать  никаких  сомнений!   
  Этот   факт  подтверждается   широко  развитым   с   глубочайшей   древности   и   дожившем   до  нашей   эпохи  культом  исконно  абхазского  божества небесных  явлений  А ф ы,   земным   зооморфным   олицетворением   которого  как  раз  и  выступал   б ы к.   Более того,  фетишистским  символом   абхазского   божества   А ф ы  неизменно   выступал    культовый   атрибут  -  к о п ь ё  (по-абх.  а-пса  -  «копьё»,  «штык»,  «пика»),  которые  находят  как  в  языческих   святилищах,  так  и  в   наиболее  древних  храмах  исторической   Колхиды.      
    Между  тем,  само  понятие   «копьё»,  как  полагают  языковеды,  генетически  восходит  к   основе  глагола  «копать». 19  Копьё  колющее  и  метательное оружие. Применялось  во  время  войны  и  на  охоте  большинством  народов  мира.   Его  появление относят  к  эпохе  раннего палеолита. Первоначально  копьё представляло  собой  палку  с  заострённым  концом  (вспомним  абх.  а-псалаба  или  а-лабашьа  -  палка  с  железным  наконечником); в  дальнейшем  состояло  из  древка  длиной  от  1, 5  до  5 м  и  наконечника (в  каменном  веке  - каменного  или костяного,  с  эпохи  бронзы  -  металлического).  Особенно  широкое  распространение  копьё  получило  в  железном  веке.  В  древнем  мире  и  в  средние  века  копьё  главное  оружие  пехоты  и  конницы.  До  введения   огнестрельного  оружия копьё   составляло  главное  оружие  на  войне.  Разновидностью  копья   является  т.н.  д р о т и к  -  метательное  оружие  с  каменным,  костяным,  металлическим  наконечником.  Употреблялись   с  каменного  века  до  средневековья.  Ясно  и  то,  что  копьё  древнее  стрелы. Позднейшее  название  копья - «пика» происходит  от  франц.  слова   piquer  - «колоть» ].
   Причём  на  территории   Абхазии, -  как  отмечает  З.В.Анчабадзе:  «В  самом  конце  мустьерского  периода  (поздняя  культура  раннего  палеолита  - Л.К.)  в  качестве  оснащения  охотничьего  оружия,   появляются   первые  наконечники  к о п и й   из  камня,  а   ещё  раньше,  надо  полагать,  употреблялись простые  деревянные  к о п ь я  и  рогатины».20  (Разрядка  моя  -  Л.К.)  В  гроте  Хупынипшахва,  в  слое  конца  верхнего  палеолита,  была  сделана  «чрезвычайно  редкая  на  территории  СССР  находка  -  выпрямитель  для   стрел  и  дротиков,  изготовленный  из  плоско  обточенного  и  отшлифованного  предплечья  пещерного  медведя…».21
     Неслучайно  же   по  сведениям   абхазского   археолога   М.М.Трапш: «Для   инвентаря  абхазских   мужских  погребений  характерно  наличие  наконечников  к о п и й  и  д р о т и к о в.  Между  тем,   в  могильниках   кобанской   культуры   показательным  является  не  только  отсутствие  наконечников  стрел (общая черта  для  всей  территории  колхидско-кобанской  бронзы),  но  также  и   отсутствие  наконечников  к о п и й    и   д р о т и к о в».22   А  О.Х.Бгажба  по  поводу   наконечников  копий  отмечает:  «Наконечники   к о п и й    о ч е н ь  ч а с т о   в с т р е ч а ю т с я  в  апсилийских  погребениях».23  (Разрядка  моя  -  Л.К.)
     Известный  русский  ботаник  Н.М.Альбов,   описавший  жертвенники  на  перевалах  Дзина,   Химса  и   Авчар  отмечал:  «Жертвенники  эти  состоят  из  нескольких  сложенных  в  виде  четырёхугольных  камней. Сюда каждый переваливший  через  хребет  обязан  положить  какое-нибудь  приношение  Духу  Гор,  который  иначе  пошлёт  ему  на  дорогу  туман  или  снежную  вьюгу.  Приношения  эти  бывают  самого  разнообразного  характера….  Никто  из  путников  не  смеет  присвоить  себе  какую-либо  из  находящихся  на  жертвеннике  вещей  под  страхом  неминуемого  наказания  свыше. Описываемые   жертвенники   принадлежат,  очевидно,  глубокой  древности,  так  как  на  некоторых  из  них  в  груде  накопившихся  веками  приношений  находятся,  между  прочим,  железные  наконечники  с т р е л   и   к о п и й…».24 (Разрядка  моя  - Л.К.)
      «Подобные  жертвенники,  называемые  абхазами  «места,  где  лежат стрелы»,  - отмечают  Ю.Н. Воронов  и  В.Б.Левинтас,  -  известны  и  в  ряде  других  высокогорных  пунктах  Западного  Кавказа  (озеро  Кардывач, ущелье  реки Бзыби,  урочище  Хабью  и  др.),  а  также  в  Верхней  Сванетии». 25
     Так,  общее число  железных  наконечников  стрел  только  Напринского  святилища,  расположенного  во  внутри  прямоугольной  жилой  ацангуары  (по-абх.  fqfyuefhf),   составляет  более   15000  экземпляров  самых  разнообразных  форм.   Здесь  же  было  найдено  около  десятка  грубо  обработанных  железных  к р е с т о в,  более  двух  десятков  серебряных  монет,  кости  животных  и  др.… «Материалы  из  Напринского  жертвенника,  - отмечают  далее  авторы, - позволяют   впервые  приоткрыть  завесу  над  одним  из  очень  важных  моментов  религиозной   жизни  населения  Абхазии  в  средние  века  (Х1 - ХУ11 вв.),  подчёркивают  тот  факт,  что   духи  гор  занимали  видное  место  в  языческом  пантеоне  абхазов».26
    Однако  следует   учесть  и  тот  факт,  что   культовые   жертвоприношения   традиционно   совершались  пастухами  в  связи  с   подъёмом  и  спуском  стад  с  альпийских  пастбищ,  причём   именно   божеству   А ф ы;  владевшим  всеми  небесными  явлениями!  Об  этом  в  частности  писал  и  С.Т.Званба  ещё  в  1855г.:  «При  подъёме  стад  на  горы  в  начале  лета   и   при   спуске   их   оттуда   осенью  пастухи   приносят  в  жертву  богу  А ф ы   барана,  прося,  чтобы  он  предохранил  как  их,  так  и  стада  от  громовых  ударов.  Мясо  жертвы  употребляют  в  пищу».27  Об  этом  же  писал  и  Г.Ф.Чурсин.5  и  др.   Наконечники   с т р е л   и   к о п и й    являются   также   постоянными   атрибутами   инвентаря  дольменных  захоронений  и  погребений  колхидской  бронзы.28  (Разрядка  моя  -  Л.К.)
      «Священная  дубовая  роща  в  общине  Блабурхва  Гудаутского  уезда  интересна  в  том  отношении,  -  отмечает  Г.Ф.Чурсин, -  что  на  поверхности  стволов  некоторых  деревьев  торчат  воткнутые  в  них  железные  с т р е л ы.  Эти  стрелы  являются   жертвенными  приношениями  прежних  почитателей священной  рощи.  В  настоящее  время    абхазы   не  только  не  приносят  таких  даров  священным  деревьям,  но  не  могут  даже  объяснить,  кем  и  когда  вбиты  в  деревья  стрелы».29  (Разрядка  моя  -  Л.К.)
     Летом  1967  года  гребень  горы,  к  которой  ведёт  горная  тропа  из  с. Блабурхва,  где  расположена   гигантская  пихта,  посетил  Ш.Д.Инал-ипа.  Ствол  этой  пихты  со  всех  сторон  на  уровне  человеческого  роста   «облеплен  старинными  железными  стрелами,  гвоздями,  патронами  и  гильзами,  подковами  и  прочими  металлическими  предметами.  В  течение  веков  они  приносились  в  жертву  священному  дереву  для  спасения  от   грозы  и  благополучия  в  пути»,  -  отмечает  автор.30 
    Известно  и  то,  что  в  Илорский  храм  богомольцами,  даже  в  первой  четверти  прошлого  века  приносились  в  дар  Св. Георгию  железные  стрелы,  большей  частью,  раздвоенного  типа.  Их  приносили  специально  с  целью  наложения   проклятия.  «Если  кого-либо  обокрали  или  обидели,  он  приходил  в  Илор  с  железной  стрелой   и  произнося  проклятие  на  своего  обидчика,  втыкал  её  в  стену.  Некоторые  вместо  стрел  втыкают  в  таких  случаях  в  дерево  железные  гвозди,  осматривавший  Илорский  храм  8  мая  1925  г.  Там  же  ему  был  показан  железный  лук  длиной  около  2  метра,  с  железной  тетивою.  В  народе,  однако полагают,  что  этим  луком  некогда  пользовался  св.  Георгий»,  -  пишет  Г.Ф.Чурсин.31
     И.А.Кипшидзе  в  статье  «borzali»  (borzali)  своего  словаря  отмечает,  что  так  называется  железное  копьё,   стрела.  «Одно  такое  копьё  имеется  в  Цаишской  церкви,   остриё   расчленено  в   д в а   ствола,  рукоятка  короткая;  складом  таких   к о п и й   является  джегетская   церковь  (jege св.  Георгий),   ныне  пустующая,  в  селе  Х е т а  Зугдидского  уезда; по  народному  верованию,  эти  к о п ь я   доставляет  в  церковь  св. Георгий,  причём  не  в  одинаковом  на  каждый  год  количестве:  то  больше,  то  меньше; чем  больше  к о п и й  в  церкви,  тем  счастливее  будет  год  и  обратно».4 (Разрядка  моя  - Л.К.).  Далее  автор  поясняет,  что   Джег;та» (груз.  jegeтa) -  «возвышенность  в  селе   Хета  (Зугдидского   уезда)    со   старинной  церковью,   где  будто  бы  хранятся    к о п ь я  «borzali»   св.  Георгия.1  Причём   мингр.  borzali   соответствует   грузин. borZali  и   абхаз.   (абж.)  абрзал  (аbrzal )  -   в  том  же  значении.
 
   г. Москва,   
               март  1999 год