Инструменты Разума

Олан Дуг
     Самое важное: попытка разума описать самого себя собственными инструментами приводит к РЕКУРСИИ.

     Реку;рсия — в определении, описании, изображении какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса, то есть ситуация, когда объект является частью самого себя (Википедия)

     Физический аналог: отражение зеркала в зеркале – возникает бесконечный ряд удаляющихся изображений. То же самое, если видеокамерой отобразить экран монитора, построится бесконечный ряд все более уменьшающихся (или увеличивающихся) мониторов.

     Рекурсия исчезает если объект (которым в данном рассуждении выступает субъект) рассматривает или себя, как часть какой-то большей системы, или какую-то ограниченную часть себя.

     Исходя из этого можно сделать вывод, что попытка сформулировать вербально, что такое «Я» и  что такое «Разум» приведет к бесконечной Рекурсии. А вот вопрос : Какое мое положение и значение в Бытие и из чего Я состою, и как функционирует мой РАЗУМ – вполне корректны и ответы на них выразимы вербально (словами, ну, в крайнем случае, мимикой :-)))

     Из предыдущих рассуждений я вывел, что истоком науки и искусства является философия, которая в свою очередь является инструментом Разума. Вопрос состоит только в одном: какого Разума, индивидуального или коллективного?
     Главным инструментом и науки и искусства является имя. Различаются же  используемые имена однозначностью и многозначностью.
Если имя строго однозначно (термин) – результат его использование научен, если многозначно, то это уже область искусства.

     А вот уже внутри множества инструментов науки или искусства существуют свои классификации методов и инструментов для достижения необходимых результатов.

     Наука и искусство не являются объектами данного этюда. Сейчас я хочу рассмотреть основные инструменты РАЗУМА: сознание, память, рассудок, интуицию, мышление, эмоции и интеллект.
Основной инструмент Разума – чувственный образ.

     Формируется мозгом (как физическим носителем Разума) при помощи рецепторов: органов обоняния ( запах), вкуса (вкус), зрения (изображение), слуха (звук), осязания (прикосновение), равновесия (положения в пространстве).
В организме человека рецепторами являются:
- обоняния – нос;
- вкуса – язык;
- слуха – уши;
- зрения – глаза;
- осязания – кожа;
- равновесия – вестибулярный аппарат.

     При помощи этих рецепторов индивид «исследует» каждый объект (предмет, событие или процесс) попавший в зону доступности хотя бы одного из рецепторов. Эта функция свойственна не только человеку, а любому «живому существу», как объекту, входящему в лексический класс «одушевленные предметы», и носящему в философии термин (строго однозначное имя) «Субъект»

     Полный чувственный образ, таким образом, состоит из шести чувственных образов, одновременно формируемых и обрабатываемых мозгом.

     :-))) Вывод из этого вывода. Человек может управлять столькими объектами, сколько чувственных образов им используется для отслеживания объекта. Если все шесть – то только одним, если по три – то двумя, если по два – то тремя, если по одному параметру (органу чувств) – то шестью.
     То есть, исходя из предложенной гипотезы, можно предположить, что жонглер не может жонглировать более чем шестью предметами. (Проверить легко, хотя можно также предложить метод «длинного конвейера» где задействованы два органа, но управлять они могут любым количеством предметов, число которых зависит лишь от длины конвейера (высоты подбрасывания)).

     Процесс формирование чувственных образов носит имя – «Сознание».
Из практики использования имен, следующие выражения имею значения:
     «В полном СОЗНАНИИ» - задействованы все рецепторы для формирования чувственных образов;
     «Потерять СОЗНАНИЕ» - полное отключение всех рецепторов, ресурсы мозга направлены на регулирование и восстановление внутренних процессов.
     «Без СОЗНАНИЯ» - Обеспечение жизнедеятельности организма без участия РАЗУМА, а соответственно, и без создания чувственных образов.
     «Прийти в СОЗНАНИЕ» - восстановление связи рецепторов с мозгом и возобновление формирования чувственных образов.

     Другие определения «Сознания» имеют отношение уже к другим (частным) областям наук и искусств.

     Данные определения сформулированы при помощи собственных ощущений, сохраненных в моей памяти (жизненного опыта) и практики применения общепринятых имен.

     После создания ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ должен быть ЗАПОМНЕН.
Поэтому следующим инструментом разума в работе с чувственным образом является ПАМЯТЬ.

     Память сохраняет чувственный образ во времени. Но наряду с функцией сохранения, Память выполняет функция первичного анализа и сортировки чувственных образов на ЗАКОНОМЕРНЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ.
Это свойство памяти отражается в максиме: «Повторение – мать учения».
Запоминаются только чувственные образы тех объектов (предметов, событий, процессов) которые постоянно привлекают наше внимание (попадают в зону исследования рецепторов). Случайные образы забываются (стираются из Памяти)
В памяти остаются или закономерные события, или процессы и предметы, с которыми мы постоянно сталкиваемся (которые нас окружают).

     Совместная работа Сознания и Памяти заключена в запоминании чувственных образов, созданных сознанием, и идентификации (узнавания, распознавания) новых объектов.

     Алгоритм работы следующий:
- создание чувственного образа;
- «отождествление» созданного образа с хранящимися в памяти «шаблонами отождествления»;
- отнесение «отождествленного образа» к определенному «типу» образов, и отождествление по более подробному шаблону.
- «узнавание» (распознавание) объекта при помощи «ветвления» шаблонов отождествления;

     В результате совместной работы памяти и сознания мы узнаем объекты и, исходя из «Жизненного опыта», определяем их «опасность» и «безопасность».

     Конечно, можно (и даже нужно) более подробней остановиться на теме сознания и памяти, но в таком случае я не смогу «нарисовать общую картину». «Общую картину» можно «нарисовать» только до предела упростив «детали».

     В моей модели «Разума» Рассудок выполняет функцию анализа созданных Сознанием и сохраненных Памятью чувственных образов объектов (предметов, событий, процессов), распознавание уже знакомых и созданием «шаблона отождествления» для незнакомых, выявлением взаимных связей чувственных образов. Данный процесс мы называем Мышлением.

     Функция Интерполяции (разворачивание в будущее) осуществляется Интуицией. Механизм прост.
     Если Рассудком установлена постоянно повторяющаяся связь между событиями А-Б-В-Г-Д, то при наступлении событий А-Б-В-…Интуиция с опережением предсказывает наступление событий …-Г-Д.
     Этот механизм обеспечивает при  «узнавании» объекта предсказывать его «опасность», «безопасность» и «полезность».
     В паре с Интуицией Рассудок формирует  Цель, которая позволяет избежать «опасности» и достигнуть «полезности» при помощи «управляемых»  импульсов внутренней энергии, которые изменяют положение тела или воздействуют на «выбранные» объекты.

     Степень реакции на «опасность» и «полезность» определяют Эмоции.
Эмоции – это положительные и отрицательные обратные связи с исполнительными механизмами (эффекторами - мышцами тела).
     Положительная обратная связь определяется положительными эмоциями и обеспечивает «усиление»  «полезности».
     Отрицательная обратная связь определяется отрицательными эмоциями и обеспечивает «ослабление» «вредности».

     Я перечислил «основные» инструменты «индивидуального» Разума. Может быть, я что-то упустил, но в дальнейшем эта модель будет «уточняться».
При помощи этих инструментов Разум создает «мысленную модель Бытия», которую общепринято называть Мировозрением.

     Теперь обратимся к термину «Интеллект».  Из практики его применения я предполагаю, что он имеет отношение к «способности выражать свои мысли». То есть способности передавать другому индивиду свои чувственные образы и установленные связи между ними.

     Иными словами Интеллект – это способность Разума к коммуникации с другим Разумом. То есть Разум или есть или его нет. Причем если отсутствует хотя бы один инструмент Разума – субъект считается «Неразумным».
     Интеллект в отличии от Разума поддается «совершенствованию» и «развитию». Он может быть «примитивным», если выражает «примитивные» мысли, и «высоким», если информация передаваемая субъектом отличается высокой степенью «сложности».

     Информация может передаваться следующими способами: мимикой, жестами, звуками, словами.
     Единственным условием является строгое соответствие выбранного знака (выражения лица, жеста, звука, слова) чувственному  образу. Причем такое соответствие обязательно для обоих субъектов общения, иначе они не поймут друг друга.  Координация соответствия знаков и образов достигается посредством Обучения.

     Результатом обучения и координации действий Индивидов является Культура. Таким термином называется «коллективная модель Бытия» созданная «Обществом»,  которая является субъектом, т.е. носителем Разума более высокой ступени организации. Этот субъект носит имя «Цивилизация».
     А на вопрос, инструментом какого Разума является философия, ответ однозначен. Это продукт интеллектуальной деятельности человека, и, следовательно, это инструмент коллективного разума или Цивилизации.

     Таковы основы Моего «Мировоззрения» в части определения Разума.
     Я попытался описать свою модель при помощи простых терминов и определений, усвоенных мной из опыта общения. Специально не обращался к терминам, предложенным другими участниками ФШ. Любая «прочтенная» или услышанная мысль накладывает «штамп» на твое мышление.

     Если предложенная мной версия будет совпадать с определениями данными другими индивидами, то это и будет истиной, а если нет, то открывается громадное поле для  поиска «Истины». :-)))