Хоббит-3 Битва пяти армий

Кузьмин Алексей
Посмотрели всей семьей, завершив почти 15-летнюю эпопею, если считать с первого "Братства кольца".

Сначала немного уточню некоторые моменты.

Да, Толкиен написал сначала "Хоббита", книгу для детей, не претендующую на глубочайшие смыслы. Но, поскольку он был взрослым человеком, и человеком талантливым, то в процессе рассказа он создал некий непротиворечивый мир, обладающий собственной логикой. Это мир ждал своего часа, и позже был использован для "Властелина колец". Поэтому к книге "Хоббит" не стоит, в самом деле, применять геополитический анализ.
А вот фильм "Хоббит" снимался после "Властелина колец" и несет все смыслы, геополитику, психологию. Более того, там появляются новые идеи, которых у Толкиена не было, их интересно обсудить.
Я бы отметил такую черту:
В оригинале у Толкиена эльфы - веселые шутники-непоседы, анархичные, смешливые, совершенно не технологичные. Ну, лук со стрелами и меткость...
В фильме мы видим неких роботов, подчеркнуто нечеловечных, способных длительно стоять строем в полной неподвижности, абсолютно холодных, абсолютно молчаливых, от них веет угрозой. Да, они привозят печеньки, но при этом они без-эмоциональны, глаза их - пусты.
Второй пример - орки. В книге это деграданты, стихийно собирающиеся вокруг главаря, любители пограбить, да, маскируются, да, передвигаются на варгах, но их планы просты, это, скорее, индейцы или дикие горцы.
В фильме - это явно осколки великой империи, это уже византийство, разведка. сыск, использование древних артефактов и активное создание военных технологий - неуклюжих и "совковых", монстроидальных, и устрашающих, как таран на голове.
У Толкиена люди - потомки нуменорцев, теряющие долголетие, связь с высшими силами, теряющие магию, но превращающиеся в "моральных животных", в обычных людей, которые наследуют землю Богов, и путем проб и ошибок учатся на ней жить своими силами, умом, и со своей моралью.
В фильме люди - жалкая кучка манипулируемых созданий, не способные себя защитить, нуждающиеся в опеке, не способные выжить самостоятельно в мире волшебства и магии. В лучшем случае им суждено быть подручными у эльфов и волшебников, жить вокруг центров эльфийской или гномьей цивилизаций, не претендуя на собственное величие.
Истинные проекции создателей фильма - волшебники и высшие эльфы, обладающие правом, интеллектом, и информацией, чтобы управлять процессами в Средиземье.
Этим высшим силам противостоят орки, у которых свое видение развития Средиземья.
Вот тут основное отличие фильма от книг Толкиена.
Кто не с эльфами - тот орк! Кто не с эльфами - тот орк!
(Ничего не напоминает?)


Теперь, собственно впечатления:
1. Уже совершенно не интересно. Эмоционального включения нет. Более того, уже нет четкого ощущения полярности Добра и Зла.
2. Про геополитику:
Если сам Толкиен был под впечатлением разделенности мира на фашистскую коалицию и коалицию "свободных народов", то в нынешней трактовке эти грани уже размыты. Золото совершенно не волнует орков, но жажда богатства поразила гномов, эльфов и частично, людей. Силы света как-то теряются перед властью денег, по-прежнему управляя животными, и создавая всякие волшебные чудеса.
Русским смотреть этот фильм вообще сложно. Когда показали, как дракон жгет Эсгарот, то сразу возникла аналогия с Донбассом... полагаю, что у англоязычной аудитории таких впечатлений не будет.
Мы там (в фильме), конечно же есть - но не на стороне сил Добра... само собой.
Колдовское Северное Королевство Ангмар - возрождение СССР - это самая большая угроза миру Запада, а Саурон теперь поселяется на Востоке, в периферийном Мордоре.
Мордор - отстой, Ангмар - реальная угроза! (Толкиену - привет!).
Итак, про главное я сказал. Ангмар идет на битву, сопровождаемый воинством летучих мышей, что они символизируют - я, признаться, не осознал.
Эльфы - американские боевые роботы. Дорогие, и малопригодные для ближнего боя. Приехали с печеньками, раздавали людям.
Гномы - два клана. Торин сошел с ума от жадности, его двоюродный брат Даин приехал на боевой свинье (нет комментариев).
Последняя атака гномов Торина была в эстетике Джексона - вместо блистающих доспехами, серебром, золотом, и драгоценными камнями гномов профессора Толкиена, на гоблинов бросилась кучка бомжей...
Вообще, с эстетикой проблемы. Сколько же надо было скурить травы режиссеру, костюмерам, и художникам, чтобы у половины зрителей в мозгу сверлили два вопроса
- есть ли вши у Гендальфа, и
- есть ли блохи у Бильбо?
О том, что Радагаста надо сдавать в автомойку и дезинфекцию, вопросов не было.
Ладно, к геополитике.
Тупые гномы, тупые эльфы, люди с Рыночной Площади и Ратуши Дейла - все это взрывает мозг аналогиями с майданом и демократией, коррупцией, и Кончиттой Вюрст (она/он там тоже появляется, и разгадать этот ход Великого Режиссера мне не по силам).
Ладно, вернемся к нашим оркам.
Их два отряда. Армия СССР с летучими мышами, и армия классических орков, ползущих в норах за червями из "Дюны". На драку классических орков Азога Джексону хватило сил и терпения, а армию СССР победили орлы, что было показано в самых общих чертах, без подробностей, с высоты птичьего полета. Похоже, тут у Великого Режиссера идеи иссякли.
Вообще, чем больше враг, тем больше слава, но с размерами явно творится несуразица, и гномы то маленькие, то большие, гоблины то вчетверо выше людей, то ростом с гномов, и битва становится делом весьма психоделическим...

Волшебники и эльфы-владыки:
Гендальф постарел. Больше о старике ничего сказать нельзя.
Галадриэль использует тактическое ядерное оружие (кольцо), и показывает свою истинную сущность - нечто среднее между бабой-ягой и Джейн Псаки.
Саруман - молодцом! Лихо бьет кольценосцев, и присягает Путину.
Папаша Элронд тоже постарел, и похож на Кощея Бессмертного.
Леголас выпал частично в мир компьютерных игр, и лихо побеждает всех.
Эльфийка полюбила гнома, в виде исключения из правил. Гном умер. Эльфийка ощутила чувство утраты. Остальные эльфы - бессердечные бессмертные арийской внешности. Исключение показывает общее правило.
Гибель людей, орков и гномов - так бывает.
Гибель эльфа - трагедия.
Американские войска будут все больше переходить на дронов, как я понял Джексона...