12. Встанем же с колен, сначала Я...

Виталий Кондратов
 ... нет знания лучше чем то , которое дает инстинкт самосохранения всему Живому ... в том числе - человеку , семье , Роду , Народу , но людей ведут , как баранов на жертвенник ,,силы,, Лжи , Зла , лишая человека , семью , Род , Народ знаний данных им инстинктом самосохранения , притупляя самосохранение в человеке , в обществе , Ложью , как наркотиком перед мучительной смертью после мучительной жизни , принося таким образом жертву своим богам - Дьяволу , родителю Лжи и Смерти . Когда пришла Ложь в мир людей , тогда человек и ушел с пути духовной эволюции . Когда люди стали нарушать табу своего Рода еще живя в пещерах забыв кто они и знания данные их предками инстинктом самосохранения вида , Разумом выживания , самой Жизнью в процессе эволюции на Земле , самим вселенским Разумом ...
 Так, разве господа власть имущие нам друзья , братья мои и сестры , может что-то они для нас с Вами сделали хорошее ? Конфеты для детей моих , а сами чтобы господствовали, нас использовали и гробили , страну разграбили ... Да нет, - пусть сгинут во тьме, вместе с предательством , что не дает нам жить, со всеми теми, кто пришел обманывать и позорит нашу страну. Пусть идут себе туда все, кто Землю Родную презирает, кто свой Народ как баранов стрижет, угнетает, умирать к своим друзьям посылает. Пусть сгинут наши враги, на веки вечные, все как мухи, и чтобы российские , украинские господа не могли нас обманывать. Имперские воры кругом во власти поселились, их надо бить кнутом, а мы лишь размечтались ... но Мы  не остановились , мы передохнем и свергнем этих рабовладельцев и лгунов ...
  Философия простоты жизни в современном обществе .
Мы все живем в обществе и вся наша жизнь , ее условия зависят от общества в котором мы живем , нравится это нам или нет , но от этого нам никуда не уйти , не убежать , разве что - умереть .
Начнем с самого простого - Я .
Я со своим Эгоизмом , потребностями , желаниями , интеллектом и духовностью .
Я живу так как мне нравится , как я хочу , потому что я делаю то , что мне необходимо делать для того чтобы так жить как я хочу .
Если в твоей жизни это так и есть , и ты кайфуешь от жизни наслаждаясь ею - ты Молодчина и Талант , Ты добился и Получаешь то , чего Достоин , Жизнь Тобою будет прожита не зря , Ты наслаждаешься жизнью , я мог бы завидовать тебе , потому что Ты Умеешь Хорошо Жить , в кайф .
Но Я могу как и другие люди вокруг Тебя не завидовать тебе , потому что ты в моем понимании Жизни и Кайфа от Жизни , Ты стал Негодяем , Приспособленцем Добившись своей Хорошей Жизни в Кайф используя свой Талант , качества Лидера обманывая других людей вокруг себя , потому что ты их не Любишь ... Ты не Любишь тех кто рядом с тобой , своих Детей , будущих Внуков , Правнуков , потому что рано или поздно не тебя , так твоих детей , внуков , правнуков Негодяя накажет Созревшее Общество , в котором образуются Лидеры , которые накажут Негодяя , убьют или посадят . Ты спросишь почему вдруг до этого дойдет ? А все просто Негодяй воспитывает или помогает своему потомку стать таким же Негодяем больше или меньше , это уже вторично ... А вот то , что Развитое Общество Накажет Негодяя - это закон Развития Общества , который действует из покон-веков , убедиться можно было бы если бы Каждый из Них мог увидеть в сколькИ поколениях его Рода , наказывали , уничтожали и садили его предков , за то что тот был Негодяй для общества того времени ... И если бы ты был бы Умный , ты бы не был Негодяем жалея своих Потомков , воспитывая в них Любовь к Ближним , Совесть , что бы общество потом , в будущем не Наказало Справедливо твоего Потомка . Но ты идиот , эгоистичный Негодяй ! К которому рано или поздно постучат в дверь или поймают где-то как бы ты не прятался , знай это Негодяй , знайте это дети , внуки , правнуки Негодяя .
Теперь если Ты другой и живешь иначе но , хочешь Жить Хорошо , в Кайф и не быть Негодяем , понимая что твоих потомков или тебя рано или поздно , но накажет Развитое Общество . Если Ты так же Талантлив , Лидер , Добиваешься и Достоин Жить Хорошо , но так не Живешь , тому есть Причина и она уже кажется не в Тебе , Ты сам себя в этом убедил ... Ты просто не знаешь , что делать , как Изменить Свою Жизнь или тебе кажется что Знаешь и идешь Убежденно по этому короткому - длинному пути , возможно ошибочным или самым длинным Путем , рассчитывая на Свои качества или перемены в Обществе . Это ошибка - ERROR ! А может Ты просто Смирился и опустил руки - тогда ты Слабак , который превратился и живет как Баран на том уровне , какого Достоин . А если нет , то начни с Себя Добиваться Хорошей Жизни в Кайф , значит Ты еще не дорос в чем-то , не Готов .
А если Готов и Способен , тогда давай Действовать !
Ты - Готов и Все твои Качества Дают Тебе Право Жить Хорошо , но общество несовершенно и с Твоими Качествами не возможно реализовать Свое Право Жить Хорошо , так ведь ?
Именно общество настолько несовершенно во всем , что мешает Тебе реализовать Свое Право Жить Хорошо . Почему ?
Именно несовершенство общества в гражданской ответственности , ответственности не только перед собой сегодня , но и перед своими детьми , внуками , правнуками ,Потомками ... Оно не Думает сегодня о Них , о Тебе , о Себе , потому что они превратились в стадо баранов живущих семьями или каждый за себя и ради себя , не думая о Завтра , о Будущем . Они несовершенны как Граждане потому , что живут в гражданском обществе не осознавая , своей Ответственности , каждый ! Каждый живущий с Тобой рядом не Осознает свою Ответственность за свой Дом , где живет сам ! Эти люди Слабы и Бездейственны , они не Хотят и не Могут отвечать за свой дом , двор , квартал , улицу , город , область , государство ... Они просто бараны , как бы они с этим не соглашались , но так Есть , потому что они слабы и безответственны . Из-за них именно общество несовершенно и Ты живешь Плохо . Из-за них Негодяи в политике и во власти , как на верху , так и внизу ...
Это начинается Политика и как бы Ты не хотел , но Ты в Ней уже и Она очень сильно влияет на Твою жизнь , на все Гражданское общество , даже на Негодяев Живущих сегодня Хорошо используя общество баранов не доросших до Ответственного Гражданского Общества .
Общество баранов не доросло до того , что бы начать изменять себя и стараться Всем Жить Хорошо давая возможность Негодяям управлять собою , которые рвутся во власть любыми путями , любыми методами , стремясь все больше и больше ,,заработать,, денег , а проще говоря - украсть их у толпы баранов считая и Тебя бараном , тем самым не давая возможности Тебе Жить Хорошо .
Как тебе Реализовать Свое Право Жить Хорошо , Ты ведь Достоин и в Тебе Есть Все Необходимое для Хорошей Жизни ?
Начни снова с Себя , этим Ты изменишь не только Свою Жизнь , но и Гражданское Общество , Государство , Жизнь Своих Детей , Внуков , Правнуков , потомков . Возможно ты не ощущал в себе Лидера никогда ранее , на раб(оте) , которая тебе не Нравиться (как может нравиться РАБСТВО за деньги? Любимая работа - становится Приятным Увлечением , ты Самореализуешься + тебе еще и платят деньги .), это не показатель , возможно ты Лидер для Большего , но ты Сдался ( перестал искать Свое по Духу) , попробуй Стать Лидером в Борьбе за Свой Народ , за Построение Ответственного Гражданского Общества , может в Этом твой Талант и Дух , Спроси себя кто ты Есть ... Никогда не Бойся , люди теряют жизнь на пешеходных переходах , от болезней и прочего ...
Боясь Умереть - Мы боимся Жить . Страх потерять никчемную Жизнь преобладает в рабах по Духу , в трусах . Не Будь трусом , Будь Человеком , Встань с Колен !!! 
Начни со своего Дома , возьми Убери в Доме где Живешь , Поставь Все на Свое Место . Выйди во двор и сделай тоже самое , потом на улицу , потом в город , потом Убери и Поставь Все на Место в Своей Стране и Убери в Гражданском Обществе , поставь в нем Всех на место и Будешь Сам Жить Хорошо и Общество Будет Жить Хорошо , Страна Твоя Будет Жить Хорошо . Начни не отвлекаясь на мелочи , - то чем Тебя отвлекают Политики от нужного и необходимого действия , ведь Негодяи всегда придумывают как отвлечь таких как Ты и баранов вокруг тебя . Наберись Ответственности за Поступки и Действуй . Кто мешает Тебе , Людям таким же как Ты , Собраться и Остановить Негодяя у Себя Дома , во дворе , на улице , в городе , в Государстве ? Ты имеешь Право остановить Негодяя в Своем доме , а Государство включая место где Ты живешь , двор , улицу , город , страну и есть - Твой Дом , Дом Гражданского Общества в котором тоже живут бараны , которые не способны ни на что , потому что они бараны им пофиг их никчемная жизнь , они бездумны и безответственны , им пофиг когда ты Будешь Действовать !
Как Ты можешь Остановить Негодяя ? Желательно - Законно ! Но если Законы не работают , а Негодяи не дают Законам работать , потому что тогда Негодяев нужно садить в тюрьму или убирать физически , устраняя их от Власти и из Строящегося Гражданского Общества способного нести Ответственность от улицы до Государства ?
Если в Государстве не Работают Законы , Общество значит живет в беззаконии , нарушено правило Жизни Сообщества , отсутствует Справедливость в Обществе . Тогда наступает хаос и кто если не Ты способен Остановить беззаконие в Обществе и вернуть утраченную обществом Справедливость и Законность ? И Ты такой не один ! Такие Люди становятся Лидерами в Справедливой Борьбе за Справедливость в Обществе , Они готовы Нести Ответственность перед Обществом и Богом ( Люди Совести ) .
Они Достойные , Решительные , Совестливые , Способные на Поступок Ради Своей Страны , города , улицы , двора , дома , потому что Они Любят свой Дом , Свою улицу , Свой город , Свою Страну , Своих соотечественников и Своих Потомков и имеют полное Право Действовать . Наводить Порядок ...
Остальные же Либералы , которых устраивает приспособиться к Жизни Негодяев , в которой им тоже перепадает немного от Хорошей Жизни Негодяя и либералы так же надеяться когда то дорваться до власти сменив Негодяев что бы стать такими же Негодяями , которым наплевать на Твою Жизнь и жизнь баранов , которые Достойны того чтобы так к ним относились , баранов устраивает такая жизнь ...
Вот собственно и вся Политика , остальное - экономика .
Поэтому есть предложение ( исходя из Собственного Осознания Гражданской Ответственности перед Обществом , Государством , Действовать по принципу - Делай что Можешь для Своего Народа и Своей Страны ) - найти таких же Лидеров и Вольнодумцев создав международное сообщество Лидеров Патриотов Своего Народа готовых Действовать , Помогать Действующим Лидерам , что бы реально Начать Изменять жизнь , что бы Жить Хорошо Всем в стране в которой не работают Законы , нет Справедливости в Обществе , где Негодяи не дают Людям Жить Хорошо , где постоянно Либералы Становятся Негодяями нарушая Законы Государства и Справедливости в Обществе .
Международное сообщество , потому что многие соотечественники живут часто за пределами тонущего государства и со стороны с сожалением наблюдают сочувствуя баранам допустившим до этого , не совершенному обществу , в котором лидеры просто не способны Проявиться Взяв на Себя Ответственность ( или Боясь Ответственности ) , Просто Начав Собирать вокруг Себя таких же Лидеров , что бы Совместно Реально Начать Изменять Жизнь в Своем Доме .
Потому что все эти лидеры сегодня в нашей стране , в нашем государстве , кем бы они себя не называли , к каким бы партиям не принадлежали , где бы не лидировали , на каком бы должности не находились , они - ,,не доросли,, Реально Изменить Жизнь для Людей , для создания Развитого государства , они просто - НЕДОРОСЛИ , хоть может и Любят Свой Народ , Свою Землю !
Вот поэтому я и предлагаю создать Наше сообщество Лидеров Патриотов Своей Страны . Кто Готов Давайте Собираться и Действовать на Благо Нашего Общества и Государства , что бы Все Мы Жили Хорошо и больше не доходили до таких ошибок , до которых Мы дошли .
Кто Нам может Помешать ? Да никто , было бы Желание у Нас и Совесть , ведь за Нами Правда и Бог !
Жду от Вас для создания Сообщества Согласия и Вашего Участия в Реальной Жизни , которую Надо Менять для Нашего Народа и Государства .
   А вы бараны НЕ возмущайтесь , это не оскорбление - это ПРАВДА, скорбная и для меня, как и для вас таких ... Потому и вас я тоже Люблю, и Сердце кровью обливается , что вы такие ... Можно и себе лгать , что я не такой , но зачем , если мы приходим в этот мир для того , что бы стать лучше , Правдивее , Совестливее , научиться Любить , любить не только Себя ...
  P.S. Оригинальный текст написан был по-русски , переведен на украинский автором , так как автор - Патриот своей страны , Украины . Что бы украинцы осознавали все и Действовали изменяя Жизнь внутри своей страны , потому что благодаря их борьбе и революции можно понять , как долго мы смирялись , как долго мы молчим , как мало любим Бога .
  ,, ... и на обломках самовластья напишут Ваши имена . ,,
  Этот рецепт подходит для любой страны , для любого Народа , для ВСЕХ , кто умеет думать и Способен Отвечать не только за свое Его , но и Стать Гражданином Своей Страны Способным Отвечать перед Потомками за Свободу Своего НаРода от любого Рабства , которое используют Негодяи .
  Вы не Одни , Сделайте хотя бы листовки для Соседей , откройте Группу в интернете , Соберитесь хотя бы во дворе , что бы уже у Вас Был для Начала уже Ваш Двор ... Начните !
   Очень рекомендую перечитывать Тараса Григорьевича Шевченко всем Народам желающим жить по Законам Божьим - Развитого Гражданского Общества Своей Страны , Своего Мира , ведь все Люди Хотят Хорошо Жить ! Любите же Людей Вокруг , даже баранов ... и Действуйте ... Царство Божье Само к вам не Придет ...
  А Вы писатели попробуйте писать о более Важном для Человека , что бы человек Становился Свободным , Способным Быть Лидером , что бы Любил Людей вокруг , Учите людей Жить , ведь кто если не Вы ?
  Только что посмотрел рейтинги Ваших произведений ... Наверное об очень важном чем-то пишите , да ? А как Вам Дом ,,2...3..4...5,, , тоже Интересно , очень важная программа , правда ? Авторы , помогите Людям Научиться Жить в Своих Произведениях , потом они пусть читают то , что Вы написали до Сегодняшнего Дня , Откройте в Себе Свой Талант , Вы же Творцы ... Пожалуйста !
    Ну а для тех , кто хочет быть в ,,тренде,, - на первых местах в рейтингах , начинайте писать о ,,нечистой силе,, и ,,аде,, , людям будет очень интересно ознакомиться с местом куда они бегут и какие ,,силы,, их туда волокут ... Своего рода станьте рок-авангардом литературы , как раз время такое ... Можно стать очень популярным писателем ... Те силы вам помогут , не сомневайтесь даже ... На балу у Сатаны возможно и вас ждут ... Кто Знает ? Все по Вере Своей Получают ...
 

Сергей Медведев
Мания Украины

Одна из удивительных метаморфоз российского массового сознания в 2014 году -- его патологическая фиксация на Украине. Cреднестатистический россиянин знает все о конфетном бизнесе Порошенко, визитках Яроша, активах Коломойского, косах Тимошенко, отлично разбирается в географии соседней страны, знает итоги парламентских выборов в Украине гораздо лучше, чем думских выборов в России или региональных выборов у себя дома, и готов часами говорить об «украх», «свидомитах», карателях и Бандере. Есть немало свидетельств того, как люди среднего и старшего поколения после просмотра российских теленовостей про Украину возбуждались до такой степени, что начинали бегать по дому, изрыгая проклятия в адрес «укрофашистов», так что впору говорить о «мании Украины», массовом психозе на почве телевизионной пропаганды. Украина превратилась в ментальный полигон постсоветского сознания, на котором отрабатываются речь вражды (hate speech), приемы конструирования Другого, методы массовой мобилизации населения.

Подобная нездоровая фиксация на соседней стране свидетельствует о глубокой постимперской травме. Украинцы были слишком близкими, слишком похожими, чтобы Россия позволила им так просто уйти. На протяжении всех 23 лет независимости украинская независимость воспринималась как недоразумение, анекдот — само это слово в России обычно произносится с ироническим подтекстом. Молдавскую, таджикскую, даже белорусскую независимость русские восприняли спокойно, а украинскую не смогли, причем речь идет не об имперцах и почвенниках, а о самых широких слоях образованного класса, смотревших на Украину как на банановую республику и одновременно затаивших глубокую обиду на неразумного «младшего брата», который дерзко отринул кровное родство. Эта обида в известном стихотворении Бродского «На независимость Украины» превратилась в неподдельную ненависть:

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Подобно Пушкину с его антипольской одой «Клеветникам России» диссидент и кумир либеральной интеллигенции Бродский здесь являет всю полноту уязвленного великодержавного сознания, которое он вывез из России вместе с памятью об имперском величии Петербурга.

Восстание рабов

И все же в ревнивом российском внимании к Украине в течение последнего года было нечто большее, нежели ностальгия по Империи. Постимперские фантомные боли переживали и Британия, и Франция, но никто из них не сравнивал себя с бывшими колониями. В случае России можно говорить о более глубоком психологическом механизме — о символической компенсации, переносе, проекции собственных комплексов и фрустрации на символическую фигуру Другого. Об этом в апреле 2014 года говорил в одном из своих последних публичных выступлений Борис Дубин:



«Это очень странный механизм, когда собственные проблемы и неспособность с ними справиться переносятся на других через барьер снижения этих других. Ведь все, что говорилось в России по поводу того, что происходит на Украине, — это же не об Украине говорилось, а о России, вот в чем все дело! Но благодаря такому ходу появляется возможность, во-первых, снять с себя груз всего этого, а во-вторых — в принципе обсуждать, хотя бы поставить эти проблемы, вывести их в область внимания. При этом сама Россия для себя остается “слепым пятном”, “отказывается” от собственного действия, “не видит” себя».

По сути, Дубин описал классическое состояние ресентимента, не употребив самого этого слова. В этике ресентиментом принято считать чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач (к «врагу»), бессильную зависть, сознание тщетности попыток повысить свой статус в обществе[1]. Это продолжение комплекса неполноценности, который в качестве компенсации формирует собственную систему морали, отрицающую ценности врага и возлагающую на него вину за собственные неудачи.



Понятие ресентимента впервые было введено Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мысли немецкого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов — низшей расы, которая не способна к исторической деятельности, к изменению обстоятельств собственной жизни. Ресентимент, согласно Ницше, проявляет себя в «восстании рабов»:

«Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности… Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция исходно является реакцией»[2] («К генеалогии морали», 1:10).

Иными словами, как выразился Яков Кротов, «ресентимент — это ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода»[3].

Ницше писал о ресентименте в 1887 году, но его слова по-новому зазвучали через четверть века, накануне Первой мировой, в 1912 году, когда монографию о ресентименте написал Макс Шелер, немецкий лютеранин, перешедший в католичество. Человек трагического мироощущения, покончивший с собой в 1928 году, он предчувствовал грядущие потрясения и фактически предсказал «Веймарский ресентимент» в послевоенной Германии, из которого родилась такая фигура, как неудавшийся архитектор и художник Адольф Гитлер. Гитлер (как и семинарист-неудачник Сталин) — это фигура из Достоевского, злобный и мстительный «подпольный человек», дорвавшийся до вершин власти, Смердяков на воеводстве. Не случайно в своей работе Шелер обращается к образам русской литературы:

«Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета»[4].

По сути дела, Россия — страна классического ресентимента. С одной стороны, в ней век за веком воспроизводятся различные формы сословного рабства — от крепостного права до советской прописки и нынешнего корпоративного государства, причем в государственном рабстве находится не только тягловое население, но и привилегированные классы, включая дворянство, которое обязано власти титулами, поместьями и самой своей жизнью, не говоря уже о промышленном и торговом сословиях, чья собственность всегда была условна, зависима от прихотей власти. В этих условиях в обществе развивается чувство обиды, невостребованности, непризнанного таланта, появляются такие ресентиментные фигуры, как «лишний человек» и «подпольный человек», показывающий в кармане фигу Хрустальному дворцу рационального мироустройства — а от него уже рукой подать до Петруши Верховенского, до террористов, бомбистов и нечаевщины.

С другой стороны, вот уже триста с лишним лет, если отсчитывать от Петра I (или без малого пятьсот, если отсчитывать от первого столкновения России с технологиями пороховой революции при Иване IV), Россия ревниво копирует Запад, то и дело открещиваясь от этого подражательства. Феномен догоняющей модернизации и сохраняющееся отставание от лидеров глобального мира (Британии в XVIII—XIX вв. и США в XX—XXI вв.) по основным социально-экономическим показателям — благодатная почва для внешнеполитического ресентимента. Россия то видит себя в качестве Золушки, несправедливо забытой мачехой и сестрами, то представляет себя как народ-жертву, который своим телом спасает мир от гибели: от татаро-монгольского ига или от «фашистских орд».

Эту виктимность русских неоднократно подчеркивал Розанов, сравнивая их с евреями, у которых также силен комплекс народа-жертвы. Не случайно в России развита конспирология, фантазия о «мировой закулисе», которая веками плетет заговоры против нашей страны, — но все это лишь вариации на тему ресентимента, происходящего от неспособности изменить внешние обстоятельства своего существования, от невозможности догнать Запад, преодолеть собственную провинциальность. Бессилие выливается в демонизацию противника, в создание вымышленной реальности, где Россия в одиночку противостоит всему остальному миру.

Путинский ресентимент

Россия нулевых — яркий пример ресентимента, ставшего государственной политикой. Одним из главных пропагандистских мифов путинской эпохи, который начал активно раскручиваться едва ли не с первых месяцев прихода Путина к власти, стала «теория поражения» России, начиная с ламентаций о «крупнейшей геополитической катастрофе XX века», каковой был распад СССР, и заканчивая расхожим мемом о «лихих девяностых». По здравом размышлении мирный роспуск Советского Союза (в отличие, например, от взрывного распада Югославии) был не поражением России, а шансом для нее, сохранив основную территорию, население, ядерный потенциал и правопреемство от СССР, избавившись от затратного имперского балласта, совершить постиндустриальный переход, присоединиться к «золотому миллиарду» глобального Севера. Собственно, активная часть российского населения, включая всю правящую элиту и самого президента Путина, этим шансом успешно воспользовалась. Россия нулевых, оправившись от кризиса 1998 года, используя попутный ветер слабого рубля и растущих нефтяных цен, неуклонно поднималась с коленей, удваивала ВВП, вступала в ВТО, сотрудничала с США в войне с террором — но при этом для домашнего употребления тиражировался миф о геополитическом поражении, унижении и разграблении России мировым либерализмом и его ставленниками Ельциным, Гайдаром и Чубайсом.

Мысль о поражении и чувство обиды на реформаторов и на окружающий мир стали удобным оправданием для социального иммобилизма и паразитизма путинской эпохи, совпали с глубинной российской склонностью к ресентименту. Как заметил Михаил Ямпольский, «все российское общество, от Путина до последнего стрелочника, в равной мере является носителем ресентимента. Для Путина его истоком является непризнание его и России равными и уважаемыми игроками на мировой арене, для стрелочника — беспомощность перед лицом полиции, чиновников, судов и бандитов. <…> Ресентиментные фантазии власти в какой-то момент вошли в странный резонанс с ресентиментными фантазиями обывателей»[5].

Современный российский ресентимент делится на два слоя. С одной стороны, есть умело сконструированная политтехнологами и провластными аналитиками тема «унижения» России Западом: Сергей Караганов говорит о «продолжавшейся почти четверть века ползучей военной и экономико-политической экспансии в сферы ее жизненно важных интересов, по сути — версальской политике “в бархатных перчатках”, которая порождала у значительной части элиты и населения страны чувство унижения и желание реванша»[6]. Как представляется, происходил совершенно противоположный процесс: на протяжении 25 лет Запад пытался интегрировать Россию в свои институты, предлагая ей привилегированные условия партнерства как с НАТО, так и с ЕС, в то время как «униженная» элита спешно приобретала за нефтедоллары западную недвижимость, гражданство для своих семей и образование для своих детей. Но Россия в целом не воспользовалась открытым окном возможностей, продолжая твердить мантру про обиду и унижения и раздувая войну НАТО в Косово в 1999 году до размеров вселенской катастрофы. Операция «Союзная сила» действительно была поспешным, непродуманным и неправовым актом, но она не была направлена непосредственно против России, и уж тем более эта ошибка Запада не дает России права строить на ней свою внешнюю политику по принципу: «Западу можно, а нам нельзя?».



Внешнеполитическое мышление Владимира Путина, как следует из его «валдайской речи», произнесенной на заседании Валдайского клуба в Сочи 24 октября 2014 года, полностью вписывается в парадигму уважения и унижения:

 

«Помните замечательную фразу: что позволено Юпитеру, не дозволено быку. Мы не можем согласиться с такими формулировками. Может быть, быку не позволено, но хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще, он считается у нас хозяином тайги и не собирается, я знаю это точно, куда-то переезжать, в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст. <…>

Да, Советский Союз называли Верхней Вольтой с ракетами. Может быть, но ракет было — завались. И были такие яркие политические деятели, как Никита Хрущев, который сапогом в ООН стучал. И все в мире, прежде всего в Соединенных Штатах, в НАТО, думали: да ну его на фиг, этого Никиту и иже с ним, возьмут долбанут, ракет у них полно — лучше относиться к ним с уважением[7].

Как следует из всего образного ряда «тайги», «медведя», «сапога» и «ракет», для российского президента важны «мужские» понятия об «уважении» и «авторитете». В этой логике Запад должного уважения не проявил, не ответил на открытость России к сотрудничеству после 11 сентября 2001 года, когда Владимир Путин первым из мировых лидеров выразил поддержку Джорджу Бушу и предложил ему глобальное партнерство в борьбе с террором. Как свидетельствует многолетний наблюдатель кремлевской жизни Игорь Юргенс, «и Путиным, и ближайшим окружением овладело чувство humilation and betrayal — унижения и предательства со стороны Запада (во всяком случае, так им представлялось)»[8].

Точкой перелома, очевидно, была осень 2004 года: сначала теракт в Беслане, в котором президент Путин неожиданно обвинил некие необъявленные силы за спиной террористов, которые хотят урвать от России «куски пожирнее», явно имея в виду Запад[9]. А затем была «оранжевая революция» в Украине, в которой Кремль прямо обвинил США, якобы стремящиеся ослабить Россию, оторвав от нее ключевого партнера. Упорное нежелание Путина видеть реальные силы и процессы, приведшие к Беслану и к Майдану (крах поддержанных Москвой неопатримониальных режимов на Кавказе и в Киеве), стремление все свалить на происки США — это типичный ресентимент, попытка перенести собственные неудачи на фигуру внешнего врага.



С другой стороны, существует и массовый ресентимент широких слоев населения, не сумевших адаптироваться к новой рыночной реальности, к глобальным потокам финансов, информации, образов, мигрантов, технологий и вымещающих свою обиду на российских либералах и реформаторах. Выразителем настроений этих слоев служили многие партии, от КПРФ до «Родины» и «Справедливой России», но полнее всего последние 20 лет их представляет ЛДПР Владимира Жириновского, которая очень точно сформулировала лозунг отечественного ресентимента: «За русских, за бедных!». В этом броском слогане обида русских постулируется как аксиома, никто не объясняет, почему русские бедные и чем они беднее, скажем, таджиков, молдаван и прочих попутчиков по постсоветскому транзиту. На наших глазах дискурс обиды становится доминирующим в общественном поле, превращается в особый жанр российской политики.

Обиженные и оскорбленные

В брежневские времена ходил анекдот о шестом чувстве советского человека — «чувстве глубокого удовлетворения», которое надлежало испытывать при ознакомлении с материалами очередного Пленума. Теперь, похоже, основным инстинктом постсоветского человека становится чувство противоположного свойства: обида на окружающий мир.

В публичном дискурсе существуют специальные группы, от имени которых формулируются обиды, такие, например, как ветераны. Еще в 2009 году ветераны во главе с В. И. Долгих были оскорблены вывеской кафе «Антисоветская шашлычная» и высказываниями Александра Подрабинека, который предположил, что среди возмущающихся есть чекистские палачи. Вслед за Подрабинеком ветераны обиделись на Леонида Гозмана, сравнившего СМЕРШ и СС. Похоже, что ветераны (совсем не только войны, их как раз остались единицы, а чаще всего труда, ЦК или ЧК) -- это группа особого реагирования, от имени которой удобнее всего клеймить и осуждать; они нужны во дни народных праздников и народного гнева, в иные дни календаря государство о них благополучно забывает, оставляя их наедине с нищенскими пенсиями и пособиями.

Другая группа обиженных — это «православная общественность», которая то и дело усматривает кощунство в спектаклях, от «Идеального мужа» в постановке Константина Богомолова до «Иисуса Христа — суперзвезды» в Ростове. К хору потерпевших неожиданно присоединились и силовики: охранники храма Христа Спасителя испытывали «моральные страдания» при виде перформанса Pussy Riot, а хрупкие омоновцы Болотной пугаются прилетевшего из толпы лимона и предъявляют скол зубной эмали в качестве телесного повреждения. В наши дни впору выставлять в музее не плачущего большевика, а плачущего силовика[10].

Советские речевые практики возвращаются в активный оборот. Властью был воскрешен симулякр «возмущенной общественности», «писем трудящихся»: «Тольяттинцы выступают против памятника Солженицыну», «Новгородцы недоумевают по поводу опроса на телеканале Дождь». Это типичный феномен коллективизиции речи, создания коллективного тела с его сакраментальным «Пастернака не читал (Pussy Riot не видел), но возмущен». Это общинное тело, говорящее устами ветеранов, охранников, «Уралвагонзавода», лояльных деятелей культуры, партактивов «Единой России» и дрессированных журналистов на прямых линиях. Появляется целый класс профессиональных обиженных, которые под видом «гласа народа» транслируют волю «хозяев дискурса» и по сути своей являются эффективным инструментом репрессий, всепроникающей цензуры коллективного бессознательного[11].

Насаждая дискурс обиды, власть фактически производит зачистку местности руками общественности; подобно вирусу ресентимент самовоспроизводится в обществе и порождает новые запреты, табуированные темы и группы обиженных граждан. Формально режим ни при чем, он лишь законодательно оформляет «волю народа», выраженную в разного рода истериках, доносах и коллективных письмах — но по сути он эту волю конструирует и ею же манипулирует[12].

Марш проигравших

Из подростковых комплексов власти, детского разочарования элиты в Западе и социального инфантилизма населения родился миф об украинском фашизме. Ресентимент требовал объекта для символической мести: за двадцать лет шельмования условный «гайдарочубайс» уже приелся, Болотная была разгромлена, Америка, казалось, далеко, и тут случился Майдан. Украина во второй раз за десять лет посмела ослушаться старшего брата и попыталась выбраться из патерналистской парадигмы на путь буржуазно-демократической революции и европейского развития. Ответом стал консолидированный российский ресентимент, в котором слились неудовлетворенные амбиции Кремля и ревность «старшего брата». Украина была объявлена предателем, и это предательство казалось тем более обидным, что украинцы считались своими по крови, ближайшими в славянской семье. В теме украинского предательства явственно слышны отголоски веймарского ресентимента и теории Dolchstoss, еврейского «удара в спину», которая была популярной в Германии 1920—1930-х годов.

Изобретение украинского фашизма — дьявольский триумф политтехнологов, которым удалось создать миф о «бандеровцах», «карателях» и «правосеках» и внушить его власти и пресловутым 96 % населения посредством телевидения. На весь 2014 год Россия, включая президента Путина, переехала жить в телевизор, в бесконечный сериал, в параллельную реальность, где по Киеву маршировали фашисты, каратели сбивали малайзийский «боинг» и распинали мальчика в Славянске, а Запад спонсировал Майдан, планировал принять Украину в НАТО и разместить корабли Шестого флота в Севастополе.



Характерно использование российской пропагандой образа фашизма как синонима абсолютного, финального, зла, окончательного расчеловечивания противника. Фашизм в российском дискурсе обладает универсальной ценностью Другого, вся новейшая российская идентичность построена на идеологеме победы над нацизмом. Происходит онтологизация конфликта с Украиной как борьбы абсолютного добра с абсолютным злом.

И здесь ресентимент, согласно Ницше, создает свою собственную систему ценностей, «мораль рабов», которая говорит «нет» внешнему, иному, не-себе. Михаил Ямпольский вспоминает французского политического философа Этьена Балибара, который называл ресентимент «антиполитикой»: «антиполитика — не просто результат кризиса государственности, но и продукт ницшевского ресентимента, укорененного в неспособности позитивно действовать. Мы всюду имеем, как считал Ницше, лишь чистую негативность, реакцию на сопротивление внешнего мира»[13].

Война России в Украине — пример антиполитики, чистого негативизма, основанного на чувстве собственной ущербности, компенсация комплекса неполноценности элиты по отношению к Западу и населения — по отношению к обстоятельствам собственной жизни. Власть не может изменить роль России на международной арене при помощи «мягкой силы», качественного экономического роста, добиться уважения и признания партнеров. Подавляющее большинство населения, запертое в рамках восстановленной Путиным сословной системы, также не в силах выйти за пределы государственного патернализма (по сути, сословного рабства) и социального паразитизма, синдрома выученной беспомощности. Символической компенсацией стало создание вымышленного врага в лице Украины и вымышленных побед — аннексии Крыма и создания пиратских республик Донецка и Луганска. Но по сути «Крымнаш» и фактическое отторжение Юго-Востока Украины стали «маршем проигравших». Это последний парад сил, потерпевших историческое поражение в борьбе с глобализацией. Они проиграли в столкновении с открытым обществом и с мобилизацией горожан, с интернетом и Евросоюзом, с современным искусством и финансовыми рынками, с «мягкой силой» и сложными структурами. Крымский ресентимент — это контракт власти с критической массой дезадаптантов, это апология слабости, защитная реакция уходящей натуры, исторический тупик.

Ирония ситуации еще и в том, что выдуманные ресентиментные обиды становятся реальностью. Россия так усердно взывала духов конфронтации, что в итоге получила санкции, которые еще только начинают сказываться на экономике и уровне жизни. Отечественные геополитики так красочно пугали нас сказками о расширении НАТО на Украину, что своей параноидной политикой в итоге превратили Украину в недружественную страну и добились решений НАТО о расширении военного присутствия и постоянном базировании в странах Балтии. А Путин так долго и демонстративно обижался на Запад, что тот, наконец, ответил ему взаимностью, изолировав российского президента на саммите в Брисбене. Ресентимент — это замкнутый круг, порождающий враждебное окружение: на обиженных воду возят.

В перспективе неизбежно столкновение России с реальностью, исцеление от пустых амбиций, придуманных обид и комплекса неполноценности, примирение со статусом страны средних доходов и средних возможностей (a mediocre state, как обрисовал ее перспективы в недавней статье сэр Роберт Скидельский), понимание того, что нет никакой глобальной войны с Западом за ресурсы, а есть лишь желание Запада видеть Россию стабильной и неагрессивной, пусть даже и с авторитарным правительством. Остается только надеяться, что излечение России от постсоветского ресентимента не окажется столько же мучительным и кровавым, как исцеление от веймарского ресентимента для Германии.


[1]  Гусейнов А. А. Ресентимент. В кн.: Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 410.

[2]  Ницше Ф. К генеалогии морали. В кн.: Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 424.

[3]  Кротов Я. Свойства без человека. http://krotov.info/yakov/essai/2_svoystva/resentiment.htm

[4]  Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. С. 49.

[5]  Ямпольский М. В стране победившего ресентимента. COLTA.RU, 6 октября 2014 г. http://www.colta.ru/articles/specials/4887

[6]  Караганов С. Избежать Афганистана-2. Ведомости, 28 июля 2014 г.
[7]  Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», Президент России, 24 октября 2014 г.  http://www.kremlin.ru/news/46860

[8]  Юргенс И. Развернуть страну назад невозможно. Ход истории сомнет такой алгоритм. Новая газета, 17 ноября 2014 г. № 129. http://www.novayagazeta.ru/politics/66099.html

[9]  Обращение Президента России Владимира Путина, 4 сентября 2004 г. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/09/76320.shtml

[10] Медведев С. Обиженные и оскорбленные: как «письма трудящихся» помогают репрессиям. FORBES.RU, 4 февраля 2014 г.
[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Ямпольский М. В стране победившего ресентимента. COLTA.RU, 6 октября 2014 г. http://www.colta.ru/articles/specials/4887