Вопрос писателям
Мария Выдуманная
И начинающим, и небожителям...
Как Вы думаете - в чем СВЕРХЗАДАЧА литературы?
И самой ЛИТЕРАТУРЫ - вообще, как подлинного искусства, ее высших проявлений,
и цели изучения данного предмета в школе?
Уж простите за "немодный" вопрос...
Интересно вдруг стало услышать разные мнения современных тружеников пера (или клавиатуры)...
Опубликовано 03.01.2015 16:04
PS, два дня спустя…
Спасибо авторам, пожелавшим выразить свою точку зрения в рецензии.. Подумала – что ведь суть в ответах… Один «голый» вопрос ничего не стоит..
Поэтому решила ответы эти сюда добавлять по мере поступления – не каждый ведь будет читать все рецензии…
А отвечать на каждую мне – как-то в данном случае не представляется удобным. Не хочется напоминать учительницу у доски, которая ответы учащихся выслушивает, потом свои реплики и оценки выдает…
Впрочем, именно это и послужило началом разговора с дочкой-школьницей.
Речь шла о том, как ПРАВИЛЬНО писать сочинения.
В общем, о том, должно ли сочинение семиклассника уподобляться профессиональному литературоведческому разбору…
По силам ли это ребенку – в данном случае не главное.
Главное – НАДО ЛИ ставить детям такую задачу?
Не вредит ли это восприятию произведения?
Отсюда и «понесло»: что вообще это такое – ЛИТЕРАТУРА?
В чем ее суть, смысл, сверхзадача?
Для чего дети должны это ПРОЙТИ?
ЧТО им надо ПРОЙТИ? Зачем?
Что-то ПРОЖИТЬ в этом ПУТИ – знакомства с шедеврами мировой литературы?
И – собственные впечатления, если они были – действительные, которые что-то задели в душе – уметь выразить. Уметь поймать собственную мысль, сформулировать ее...
Или – уметь вычленить конструкцию, анализировать композиционные приемы, жонглировать авторитетными мнениями… Забить память необходимыми для последующих аттестаций шаблонами... ну и так далее.
Или все-таки важнее для детской души «обрыдаться» над гениальным вымыслом? Над какой-нибудь собакой, которую между делом во время отдыха на даче приручили – и бросили, уезжая? А она, бедненькая, уж членом семьи себя вообразила… Когда поневоле лезут в голову вполне «приличному» ребенку совсем не термины умные, а одно слово - «сволочи»… которое в школьном сочинении неуместно…
В общем, разговор был долгий, примерно в этом ключе.
А потом захотелось мне задать этот вопрос людям, которые пишут… Как они понимают эту самую «сверх-задачу»?
Имея в виду примерно следующее: чем дорога им литература, в чем заключается ее притяжение? Сила?
Вряд ли кто-то обольщается мечтой разбогатеть таким образом… Для этого есть пути покороче и понадежнее… Что же ТЯНЕТ к «перу»? почему именно на этом поприще хочется успеха? Уважение к литературе и писателям – чем вызвано?
И если мечтает кто-то о том, чтобы когда-то его произведения дети в школе проходили – как бы он предпочел: чтобы плод его души воспринимали «напрямую» или через «переводчика», знающего откуда-то, как воспринимать ПРАВИЛЬНО, и что АВТОР вот этим ХОТЕЛ сказать – кроме того, что он САМ сказал?
Не хотелось писать никаких предисловий своих, ни какого направления мысли задавать, только сам вопрос... Вот и задала.
А дальше привожу ответы – рецензии авторов…
Если будут еще – буду добавлять сюда, без своих реплик…
Если интересно обсуждение - тогда лучше сами рецензии читать.. Все их сюда вставлять - слишком громоздко, мне кажется..
Рецензия на «Вопрос писателям» (Мария Выдуманная)
Так то - литература. Не смущайте авторов - они ещё не классики.
Женские Истории 03.01.2015 16:16
***
Спасибо за вопрос. Не смогла остаться в стороне. Начала думать, было интересно) Вспомнила слова своего преподавателя (художника) "Искусство должно задавать вопросы"... И если литература действительно стоящая, читатель начинает искать ответы. Пусть они у каждого свои, важно уже то, что возникает поиск, который ведет к росту/усложнению/эволюции человека.
Мари Люс 04.01.2015 00:31
***
Человек должен читать, быть чем нибудь заинтересован. Литература способна разбудить еще с детских лет в человеке личность, а личность это важнейшая составляющая общества...
Головкин Андрей 04.01.2015 14:16
***
Мой ответ банален. Литература - одна из форм познания мира... Высвечивающая множество оттенков, которые недоступны другим формам познания... Зовущая к свободе... Дарящая иллюзию свободы...
Валерий Хорошун Ник 04.01.2015 14:30
***
Оставить мысли, чувства - на бумаге. Может быть - кому-нибудь, когда-нибудь пригодится,:)
Кандидыч 04.01.2015 17:04
***
Интересно: кто, как думает, о чем думает,о жизни.О хорошем и плохом.Единственное что мне не нравится, когда начинают писать о новостях и тд.Ведь проза не газета.
Виктор Смирнов 4 04.01.2015 19:40
***
А зачем - сверх?:)
Это просто жизнь души, уж какая у кого есть)
Бэд Кристиан 04.01.2015 23:45