чета Багратион

Татьяна Ульянина-Васта
 В Санкт-Петербурге установлен памятник герою Отечественной войны 1812 года князю Петру Багратиону. Открытие монумента состоялось в пятницу, 7 сентября, и было приурочено к 200-летней годовщине Бородинского сражения.

 Памятник установлен в сквере на улице Марата, на бывшем Семеновском плацу.

 Во время войны 1812 года Багратион командовал 2-й западной армией. В Бородинском сражении армия Багратиона составляла левый фланг российских войск, отразив практически все атаки французов на свои позиции.

 Сам Багратион в ходе контратаки был тяжело ранен - осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От ампутации Багратион отказался и через 18 дней после ранения умер от гангрены.

********

 Julia, дорогая моя девочка.

 Я получила ваше приглашение на свадьбу и спешу уверить, что рада бесконечно. И то, что вы уже взрослая девушка, и то, что ваш союз  с вашим дальним дядюшкой Nicolas обещает избавить вас от необходимости вести затворнический образ жизни.

 Со временем вы поймете, как это прекрасно быть женою человека, который вам безразличен. Сколько страданий причинила бы мне оторванность от любимого мужа либо затворничество под его крышей. Но мне несказанно повезло в самом начале.

 Не знаю, известны ли вам взаимоотношения вашего отца, моей дорогой сестры (вашей матушки) и вашей дорогой тетушки Catherine, как вы называете меня в своем письме. Сколько перемен произошло в нашей жизни с тех памятных событий. Забылся и глупый роман, вызывавший досаду и нетерпение, и обидные размолвки с Mariе. Ваша матушка, победила меня своей отвагой, и смогла получить с свои объятья очаровательного генерала von der Pahlen, но я не взыскую. Бедный император Павел оказал мне величайшую услугу – сделал меня свободной, выдав замуж за этого грузинского медведя.

Чудный отвратительно-уродивый лик мавра навсегда дал мне возможность уравновесить такое кощунство романтикой и блеском Европы.

О, каких восхитительных салонов и домов двери открылись передо мной в доброй и милой Европе. Я и думать забыла о непролазных снегах, несносных шубах с вечным запахом сундуков и нафталина, о русском невыносимом домострое, вечных старосветских сплетнях и счетах.

Бог услышал мои молитвы и не дал стать матерью детям варвара.

Моя очаровательная дочь Cl;mentine, ваша кузина, сама прелесть и очарование, не смотря, что девушке всего пятнадцать, но сформировалась она под нежным альпийским солнцем в настоящий розовый бутон.

Мороз пробегает по коже, когда подумаю, какой черной и нескладной была бы моя девочка от генерала Bagration. Это не великосветский лев, ваш отец, генерал von der Pahlen, который подарил вам в наследство, надеюсь, чарующую внешность ангела. Сообщу вам по секрету, что меня так и называют: «Le bel ange nu». Я помню вас столь же милым двухлетним Le bel ange и мне приятно думать, что наша порода не разбавлена кавказской дикой статью.

Отец моей обожаемой Cl;mentine обаятелен и тонок в чертах лица и характера. О, это настоящий аристократ Rhein, верю, что его выдающиеся способности будут явлены в девочке, только надо дать время созреть моему сокровищу в неге и ласке.

Совсем не хочется чтобы она воспринималась как русская здесь вдали от Росии, собственно это всегда было одним из препятствий нашего возвращения домой. Очаровательно быть для местной знати экзотикой, но еще лучше, мне кажется, быть среди них своей. А русской это сделать однозначно сложнее. Но не всё потеряно, даже у вышедшей под венец девушки. Ничего не имею против вашего венчания с Nikolay Samoylov, но надеюсь, мы еще встретимся с вами в Европейских салонах, и вам будет повеление свыше стать с Божьей помощью местной красавицей, быть милостиво встреченной в лучших семьях цивилизованных стран. Только не говорите мне, что я хочу пожелать вам неудачного брака.

Милая Julia, если бы я не помнила вас и не любила, поверьте, мне бы было всё равно: где пройдут ваши прекрасные годы жизни. Но мне не всё равно, ибо я вам желаю счастья. Того счастья, которое испытала сама и которого заслуживает каждая из женщин.

Тем более только здесь можно быть европейкой и в то же время русской – это так пикантно. Такие перспективы открывает перед умной и воспитанной женщиной, что и не снились в скучной, вечно недовольной и унылой России. Русской нужно быть вне территории этой безрадостной державы, и тогда вы ощутите всю прелесть положения.

Поверьте же мне, что при том состоянии нравственности и морали, каково оно в России, никогда не быть счастливой женщине высшего круга, одухотворенной и тонко чувствующей. Только вам не следует бояться, как не боялась ничего ваша тетушка. Помнят ли родные, что когда-то меня в шутку так и звали: «Chatte blanche», тем поставив преграду между моим sentimentale отношением к жизни и ужасным русским бытом и солдафонством князя Bagration.

Темне менее, став вдовой я испытала неимоверное облегчение. Тем более, что мои заслуги по борьбе с Bonaparte были долженствующим образом замечены и оценены. Сам российский император, во время конгресса в Вене посещавший мой дом, назвал меня: «Русская Андромеда», - так судьба моя принесена на алтарь победы над корсиканским чудовищем – Bonaparte. Я часто вижу себя прикованной к скале в одеждах прозрачного муслина, развевающихся как знамя, в ожидании неминуемой страшной участи.
Разве смогли бы в России оценить ту тонкую конфиденциальную линию, которая мне удалась при построении антинаполеоновской коалиции, к чему получилось склонить отца дорогой Cl;mentine, von Metternich-Winneburg-Beilstein, и друга моего дома - Graf Friedrich von Schulenberg.

Знают ли об этом в России? Слышали ли они кого именуют «Клеопатрой Курляндии» ?
Бог даст, и выйдет что-нибудь и из вашего союза.

Прощайте, дружок мой... Как бы я рада была с вами повстречаться, но подумайте что увижу в несносной, забытой мною стране.
Прощайте, целую Вас. <...>

Ekaterina Bagration, nee Skavronskaya
1825 год.
Paris

 © Copyright: Волна Поль Домби, 2012
 Свидетельство о публикации №21208261078