Деревня

Тамара Гаврилова
   В деревню Дмитрово Себежского района, Псковской области, что в шести километрах от Себежа, мы прибыли  ночью. Нас везли швейцарцы на своём беленьком фиате, в котором был холодильник, стол, четыре спальных места и разные игры,  в них мы играли во время путешествия. В 90-е годы  граница между Латвией и Россией была прозрачной, т.е. в Россию пропускали без визы.
Нас пропустили. Швейцарцы  радовались, как дети. Это была мечта всей их жизни. Оказавшись на русской Земле, Рита (так звали швейцарскую гостью) опустилась на колени и поцеловала землю.
 - У тебя что-то связано с Россией? - спросила я.
- Да, у моей бабушки-француженки был  русский друг, в моём детстве он очень много рассказывал о своей Родине. Я так мечтала увидеть Россию.
   Дорога, по которой мы добирались до деревни, была ухабистая и холмистая. Тёмные, круглые озёра, как у совы глаза, виднелись с каждого пригорка. Берёзки, стоящие вдоль дороги, своими белыми стройными стволами с  маленькими чёрными "застёжками," подчёркивали Российский пейзаж.
Пустынная, извилистая дорога вскоре привела нас к железнодорожному переезду, где проходил поезд Рига- Москва. Переехав железнодорожные пути, мы  оказались у деревни.  Наш дом  пустовал, скучали без нас сливы, яблони, малина, смородина и большое картофельное поле у пруда.
   На другой день, рано утром, пока гости спали, я побежала по деревне искать лошадь, чтобы распахать картофельное поле. Сосед Лёха, засматриваясь на беленькую машинку-домик со швейцарскими номерами, важно сказал:
-  Я щас приду.
Минут через двадцать нарядный Лёха с плугом и лошадью был на поле. Он впряг лошадь и стал погонять:
 - Маша, пошла,- но она ни с места. Он и вожжами пробовал её стегать, но кобыла стояла, как вкопанная. Когда я поняла, что лошадь кроме мата ничего не понимает, крикнула:
 - Лёха, да понужай ты её как раньше!
 - А как же люди? - Лёха кивнул головой в сторону машины.
 - Они не понимают по-русски.
 - А ты как с ними?
 - Я говорю по-немецки.
 - Ну ты даёшь! -  Лёха краянул матом и кобыла рванула.
  Я сидела на меже и смеялась, пока ко мне не подошла Рита и спросила почему я  смеюсь и почему, так долго стоявшая лошадь, вдруг пошла.
 - Да Лёха сказал ей слово, которое она понимает! 
 - Какое? - не унималась Рита.
 - Ты не поймёшь.
 - Лошадь понимает, а я не пойму, - сказала, обидевшись Рита, и ушла в машину.
   Всю картошку собрали к вечеру. Все кряхтели и держались за спины.С непривычки для них был тяжёлым такой  ударный труд. Наш родственник -  дед Ваня натопил баню, принёс берёзовых веников, квасу, самогона и счастливый ждал гостей.
 Первыми мылись мужики.  Армин (швейцарец), напарившись, долго пил в сенцах хлебный квас. Пока мы с дедом говорили, Армин достал кошелёк и подал деду доллары, уверенный, что за такое удовольствие надо обязательно платить.
  - Убери, убери сейчас же, -  дед побагровел - Спрячь.
Я объяснила Армину, что никаких денег не надо. Дед ворчал, криво поглядывая на Армина, потом изловчился и один выпил рюмку самогона.Выпил и при этом громко крякнул.
 
Следующими  мыться пошли женщины. Баня топилась по- чёрному.  Когда 
мы пригнувшись, вошли во внутрь, я увидела испуг на Ритином лице. Поставив таз с водой на лавку, я начала её парить берёзовым веником. Она поворачивалась с боку на бок, повизгивая. Позже  призналась, что  такого удовольствия она давно не испытывала.

   Сели за стол, когда уже стемнело. Он ломился от явств: огурцы, картошка, сметана, творог,  яйца, зелень из своего огорода, баранина,  свежеиспечёный хлеб.
 - Вы живёте как миллионеры - сказал Армин - деревянный дом и баня,  свежие продукты.
 - Что он болмочет? - спросил дед.
 - Да говорит, что ты миллионер.
 - Дааа.. , я и сам это знаю.
 
  Возвращались домой ночью Деревня спала.  Утром все сельчане стали приходить
 к машине и приносить подарки: ведро яблок, слив, огурцов, молоко, творог.  А под вечер мы сидели с Ритой на крыльце, она плакала и говорила, что такого она даже представить не могла.
 Назавтра  мы уезжали в Опочку, в Михайловское.И несмотря на ужасные дороги, на сквернословие я была очень горда за свой измученный, но душевно богатый народ -" миллионер".

Продолжение или вторая часть  - миниатюра "Доска почёта".