Дедушкина история

Майский Цветочек
По истории задали «крепостное право». Я урок пропустила и мне не всё понятно. Пошла к дедушке: «Объясни». Объяснил.

- Дедушка, я не понимаю историю, возможно, поэтому и не люблю её. Посоветуй, что мне почитать?

- Исторические романы. В них нет истории, зато понятно и интересно.

- Да, но если там нет исторической правды, как же я узнаю историю.

- История – это ангажированный взгляд на придуманное прошлое. В ней нет правды. По учебникам ты не поймёшь истории и не запомнишь её. А по художественной литературе ты поймёшь и запомнишь. А к правде и учебники и беллетристика имеют одинаково мало отношения. История – ремесло. И как пишут – собачье, приходится вилять и лаять, в зависимости от власти.

- Но были же великие историки, может их почитать.

- Были. Но всё ценное, что у них есть, перетащили в учебники и романы, там и читай.

Скажем, был такой Карамзин Николай Михайлович. А у него знаменитая «История государства Российского». Его история заканчивается царствованием Ивана Грозного. А именно с Грозного-то и началась история России.

Или взять Соловьёва Сергея Михайловича. В свою «Историю России с древнейших времён» он, естественно, включил всё лучшее, что было у Карамзина и других историков.

К великим можно отнести и Ключевского Василия Осиповича. В своих трудах он описывает историю России, включая в неё всё лучшее, что было у Карамзина и Соловьёва.

Но и после Ключевского прошло уже более ста лет. Современные историки переписали всё ценное у предшествующих учёных. Однако и их читать не надо. Их истории очень уж далеки от Истории. Тебе вполне достаточно учебника, учителя и исторических романов.

Вот если бы ты захотела серьёзно разобраться в истории России, тогда я бы тебе посоветовал «Очерки по истории русской культуры» Милюкова Павла Николаевича. Это единственный историк России,  трудам которого можно доверять.

Что касается крепостного права, то об этом можно почитать у Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», у Тургенева «Отцы и дети», у Аксакова «Семейная хроника».

Я взяла у дедушки в шкафу нужную книгу, стала читать, уснула. Но на уроке в школе получила пятёрку.