Работа над ошибками

Лорина Дымова
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ    

Женщина смеялась так "вкусно", так маняще, что все идущие по вечерней крохотной улочке, уставленной ресторанными столиками, замедляли шаг и начинали вертеть головами, чтобы отыскать эту сирену с чарующим смехом.
Когда-то и Дана смеялась вот так же, или почти так же: тогда она еще не знала, а когда ей говорили,  не верила, что жизнь - это не только упоительное приключение, и смех был ее способом выяснять отношения с этой самой жизнью. Подруги считали умение так смеяться талантом и, если кто-нибудь сдуру не соглашался выполнить какую-нибудь ее просьбу, советовали Дане: "А ты засмейся!"  Дана  смеялась - и любое ее желание выполнялось мгновенно.
Дана вспомнила все эти дела давно минувших дней, услышав в темноте колдовской, чуть хрипловатый женский  смех, и тоже немедленно стала искать глазами женщину, умеющую смеяться так, что движение на улице замедляется, а ход мыслей у гуляющей публики резко меняет свое направление.
Наконец, Дана ее увидела - она сидела за столиком около двери, видимо, с подругой, потому что были они примерно одного возраста, обе молоды, светловолосы, и Дана невольно замедлила шаг: девушка показалась ей знакомой, вернее, похожей на кого-то очень знакомого, может быть даже на близкую подругу, но не теперешнюю, а прежнюю, возникшую из молодости - подругу, о которой она давно забыла. Понятно, это был просто обман зрения и чувств: ведь любая ее прежняя подруга была бы ей  ровесницей, а двадцать, как этой девушке, Дане было ой как давно, страшно даже выговорить - почти тридцать лет назад!
А может быть, это дочка какой-нибудь из ее бывших приятельниц?..
Однако неудобно было стоять и глазеть вот так, бесцеремонно, на незнакомую девушку - пусть даже  ее слишком громкий смех и оправдывал этот интерес, и Дана неохотно побрела дальше, продолжая какое-то время слышать у себя за спиной смеющийся голос. Она уже собиралась отправиться домой - было около девяти часов, завтра рано вставать, а ведь когда еще она доберется до дома! - но что-то мешало ей сесть в автобус и покинуть этот пятачок в центре Иерусалима, заполненный фланирующей публикой, и она вернулась на тот же самый круг, чтобы еще раз пройтись мимо кафе, где сидит и смущает сердца прохожих таинственная незнакомка, чтобы еще раз увидеть ее или хотя бы убедиться, что она исчезла, и тогда уже со спокойной душой отправиться домой.
Но никто на заколдованной улице больше не смеялся, стоял обычный негромкий гул, какой бывает, когда множество людей разговаривают одновременно  вполголоса. Однако Дана сразу же увидела девушку. Ее подруга ушла, а может быть, просто отошла на минутку, и девушка сидела одна, потягивая через соломинку то ли сок, то ли лимонад, и без всякого интереса смотрела на плывущую мимо толпу. Дана на секунду заколебалась, пытаясь придумать какой-нибудь предлог, чтобы подсесть к девушке за столик, но тут же отказалась от этой мысли: зачем предлог, она просто подойдет и объяснит в чем дело.
- Можно? - Дана  дотронулась до пустого стула.
Девушку явно не привлекала перспектива провести остаток вечера в обществе незнакомой тетки, и она окинула взглядом кафе, чтобы убедиться, что свободных столиков действительно нет, однако рядом скучали в ожидании гостей  два пустых стола, и девушка вопросительно посмотрела на Дану.
- Я вам сейчас все объясню, я на минутку, - заторопилась Дана.
Девушка холодно пожала плечами:
- Пожалуйста…
Дана села, и из недр кафе, словно ладья из грота, немедленно выплыла официантка.
- Нет-нет, ничего не надо, спасибо, - сказала Дана, уловив в глазах девушки беспокойство.
Та, очевидно,  кого-то ждала, и боялась, как бы эта  женщина не застряла возле нее надолго. Ладья послушно вернулась в грот, и за столиком наступило неловкое молчание. Женщины внимательно посмотрели друг на друга.
  - Дело вот в чем… - извиняющимся голосом сказала  Дана. - По-моему, я вас знаю, но никак не могу вспомнить откуда. Я  второй раз прохожу по этой улице, смотрю на вас и уже абсолютно не сомневаюсь, что мы знакомы. Понимаете… Чем дольше смотрю, тем более уверена! Может быть, вы знаете, где мы встречались?
- Не знаю,  - сдержанно ответила девушка, стараясь не выдать раздражения. - Вряд ли я могу вам помочь. Я вас никогда не видела. Скорее всего, я просто на кого-то похожа.
- Да не просто похожи! Я  уверена, что знаю вас, причем у меня ощущение, что знаю очень хорошо!..
Девушка отрицательно покачала головой.
- Из какого города вы приехали?
- Из Москвы, - нехотя ответила девушка - только чтобы отвязаться от этой особы.
- Ну, вот видите, и я из Москвы! - обрадовалась Дана, будто это что-нибудь объясняло. - Может быть, мы жили в одном районе?
- Я жила сначала на Масловке - это недалеко от метро "Динамо".
Дана рассмеялась:
- Не объясняйте мне, где Масловка. Я там прожила около десяти лет!
- А потом мы переехали на Флотскую…
- И я жила на Флотской! - воскликнула Дана. - Скорей всего где-то там мы и встречались. Но согласитесь, это удивительно! - почему-то заискивающе сказала она. - Чтобы совпали сразу две улицы!.. А как вас зовут?
- Дина, - нейтральным голосом ответила девушка, желая как можно скорее покончить с этим внезапным допросом. - Полное имя - Диана.
- Диана??? - от изумления у Даны  перехватило горло: - Может быть, Дана?
- Откуда вы знаете? - удивилась девушка. - Дана меня зовут только самые близкие. А в паспорте я Диана.
- Да, Диана  - в паспорте … - торопливо согласилась Дана. - А Дана - это домашнее имя, так?
- Так… - растерянно ответила девушка и вопросительно посмотрела на свою странную визави.
 Но что Дана могла ей объяснить? Только смутная догадка… Фантастическое предположение. Необходимо было сначала проверить, убедиться… И только потом уже вовлекать кого-то в свое сумасшествие.
- Диана, я вам непременно все объясню… - заторопилась Дана. - Вернее, то, что смогу… Но немного погодя, ладно? Я должна сначала еще кое о чем вас спросить…
Последняя фраза Даны прозвучала чуть ли не умоляюще, девушка это отметила про себя, но виду не подала, а только кивнула: ей и самой уже было интересно, откуда взялась эта странная женщина и почему она так взволнована. Женщина была ей симпатична, она отдавала себе в этом отчет, иначе разве могла бы та вытянуть из нее хотя бы слово?
- Сколько вам лет, Диана? Извините, конечно, за такой бестактный вопрос, но ведь я не мужчина, - не то пошутила, не то попыталась оправдаться Дана.
- Да нет, ради Бога! - улыбнулась девушка. - Пока еще я не скрываю возраста даже от мужчин. Мне двадцать четыре.
"Двадцать четыре… - подсчитала в уме Дана. - Три года, как я развелась…"
- Вы замужем?.. Только, пожалуйста, не сердитесь на меня за такие вопросы! Понимаете, я…
- Давайте договоримся, - прервала ее Диана, - или вы перестанете каждую минуту извиняться, или мы прекращаем разговор!
Но тут же, почувствовав, что фраза прозвучала чересчур резко, добавила уже мягче:
- Просто жалко времени!.. Я была замужем, - девушка сделала ударение на слове "была", - но недолго. Около двух лет.
Дана почувствовала такое головокружение, что вцепилась в стол руками.
- Вам плохо? - испугалась  девушка. - Что-нибудь сделать? Какое-нибудь лекарство?..
- При чем тут лекарство! - с досадой поморщилась Дана и разжала руки. - Все в порядке, это… так... Скажите, почему вы разошлись?.. Видите, я больше не извиняюсь.
Девушка улыбнулась ей глазами.
- В этой истории виновата я сама: нельзя выходить замуж за человека, которого не любишь.
- А почему же вы все-таки вышли за него?
- Понимаете, надо мной висит просто какой-то рок: я влюбляюсь только в женатых мужчин. И вот… чтобы не разбить его семью, я вышла за кого попало.
Земля под ногами Даны покачнулась.
- Вашего мужа… звали… Кирилл?
Девушка с изумлением посмотрела на Дану.
-  Вы его знали?..
- Нет… Я знала другого Кирилла! Моего мужа тоже звали Кирилл… И мы  разошлись через два года.
- Разошлись? - девушка тоже начала нервничать. - Из-за чего? Почему?!..
- Потому что я выскочила замуж за первого попавшегося… Чтобы не разрушать семью того, кого любила.
- С ума сойти… - пробормотала девушка. И тут же, догадавшись, прошептала: - Простите…Вас зовут… Диана?.. Дана?
Глаза ее расширились от ужаса.
- Да, я Дана. А в паспорте - Диана, - обречено подтвердила Дана. - И я поняла, на кого вы похожи…
- Я тоже… - потерянно сказала девушка. - Я тоже поняла… На вас? Да?
- На меня. Но на ту, какой я была тридцать лет назад.
Обе замолчали. Обеим надо было собраться с мыслями. И понять, чем чревато их открытие. Какую опасность оно в себе таит. А может быть, выгоду?
Первой очнулась девушка.
- Это значит… Значит… вы мне можете сказать… что со мной случится… дальше?
Она с трудом подбирала слова.
- Наверное, могу… - растерянно проговорила Дана. - Могу…Только… надо ли?
- Как это, надо ли?.. - возмутилась девушка. - Иметь такую возможность и не воспользоваться?!  А что… - вдруг догадалась она, - у вас… была такая ужасная жизнь?
- Да нет! - поторопилась успокоить ее Дана. - Вовсе не ужасная! Я бы даже сказала, что жизнь удалась, но…
- Но?.. - с тревогой спросила Диана.
- Как вам сказать…Тяжелого тоже было достаточно. Очень тяжелого…
- Так, может быть, я смогу чего-то  избежать?
- Избежать?.. - Дана помолчала. - Не думаю. Ведь судьба любого человека пишется там, наверху, один-единственный раз - и сразу набело. Работа над ошибками в этом диктанте не предусмотрена. А коли ничего нельзя исправить, зачем знать? Человек, знающий, что его ждет, будет жить с ощущением обреченности.
- И все-таки… - умоляюще сказала девушка. - Всего несколько вопросов!..
Дана кивнула: разве могла она отказать ей, а вернее, себе - молодой?
- Я тоже не буду извиняться?
- Не надо, - улыбнулась Дана.
- Вы замужем? - щеки девушки пылали.
- Да, - успокоила ее Дана. - Второй раз я вышла замуж в двадцать восемь лет. И конечно за женатого человека. На этот раз я все-таки разбила семью. Его зовут Валентин. Он художник.
- Ужасное имя, - поморщилась девушка.
- Привыкнете, - пообещала Дана. - Мне тоже сначала не нравилось.
- А вы, кстати, художница? - спросила девушка.
- Нет, архитектор.
- Как это архитектор? - удивилась и даже возмутилась Диана. - А я  - художник. Театральный художник! Вот видите, оказывается, не все совпадает!
- Не спешите, - улыбнулась Дана. - Вам двадцать четыре? Значит, еще шесть лет вам предстоит работать в театре. А потом вы переквалифицируетесь.
- Но я в архитектуре ничего не смыслю!..
- Вы окончите специальные курсы.
Девушка с сомнением и неудовольствием покачала головой. Ей нравилась ее теперешняя работа!
- А дети у вас есть? - осторожно спросила она после небольшой паузы.
- Сын.
- Только сы-ы-н? -  разочарованно протянула она. - А я хочу сына и дочку…
- И чтобы мальчик был темненький, а девочка светленькая… - подсказала ей Дана.
Девушка улыбнулась и кивнула.
- Ничего не поделаешь, придется обойтись только сыном.
- Я назову его Дмитрием. Димкой… - торопливо проговорила девушка, пытаясь опередить Дану, чтобы та не навязала ей опять какое-нибудь бездарное имя.
- Конечно, - согласилась Дана. - Кстати, за разговорами я забыла позвонить моему Димке - он, наверное, беспокоится, не может понять, куда я подевалась.
- Правда? Димке? - недоверчиво покачала головой девушка. - С ума сойти! Подождите! Еще капельку! Ну, еще что-нибудь!
- Хватит, - сказала Дана. - Вы и так уже знаете слишком много. И, кроме того, знаете самое главное - что спустя тридцать лет вы будете гулять по вечернему городу и беседовать с молодой женщиной, похожей на вас, а значит, будете живы и здоровы. Что же касается мелочей?.. Ну, как-нибудь вы их переживете, это-то как раз знать не обязательно.
Она встала, а вслед за ней поднялась и девушка. Они не торопясь вышли из ресторана и влились в толпу. Улица хоть и бурлила, но народу на ней стало  меньше. Время незаметно перетекало через границу, разделяющую вечер и ночь, и по ту сторону границы разлилось уже море тьмы.
Девушка проводила Дану до остановки. Автобуса долго не было, и женщины,  ожидая его, почему-то испытывали неловкость и не знали о чем говорить. Наконец, автобус подкатил, и они с облегчением простились. Автобус весело мигнул огоньками и скрылся в потоке машин, а девушка долго еще стояла на остановке и смотрела ему вслед.
Наверное, надо было взять у этой странной женщины телефон. Мало ли что? Да нет, чепуха все это! Это обычная сумасшедшая. Сбежала из сумасшедшего дома и ходит по улицам, вовлекая всех кого ни попадя в свое безумие. Но придумано здорово! Приятно думать, что через тридцать лет ты еще не превратишься в развалину, а будешь летними вечерами бродить по городу и рассказывать людям сказки…
А Дана сидела с закрытыми глазами, обессиленная, опустошенная, словно вернувшись из дальнего путешествия. Она думала о том, что Диана, к счастью, не задала ей таких вопросов, на которые она не посмела бы ответить честно - ни про то, почему дома ждет ее только сын, ни о том, каким был ее путь сюда, в Иерусалим. И самое главное - она не спросила о цене, которой заплачено за теперешнее равновесие и покой. Все равно она узнает обо всем сама,  ни к чему забегать вперед.  Всему свое время.
Главное, чтобы у этой милой недоверчивой девушки хватило сил прожить жизнь и не сломаться, а у нее их хватит, потому что ей предстоит - и это уж точно! - спустя тридцать лет брести по ночному летнему городу и где-то в таинственном сплетении переулков услышать девичий смех, оповещающий прохожих о том, что жизнь не имеет конца. И через тридцать лет она подойдет к смеющейся девочке и передаст ей эстафетную палочку своей судьбы.