Козёл и Лыцарь

Сергей Шелепов 2
Захирел один провинциальный городишко. От Царя далеко, Бог отступился от него, верно.
Все ремёсла, все заводишки прахом пошли. Боенка была, так скот извёлся в округе… Маслодельня была, так тоже в никудышну сторону свернуло. Сам маслозаводчик стал «мангарин» заморский есть, хоть и  плевался при этом: дескать, дёготь голимый… Винокурня то, было, процветала, а тут и сам винокурщик стал беду самогоном запивать…
Им Дурак один сказал, мол. Все беды у вас от железки – всё по ней увозят, а обратно шиш. Осердились люди на Дурака; «Как это может случиться, что от жилеза беда?»
Не иначе Козёл, воду мутит, решили. А как с ним совладать не знаю.
– Надо Царю сообщить, чтобы Козла извёл.
Собрались на площади. Хотели Козла призвать, да он был делом занят.
– Он из моёй винокурни жилезо таскает, чтоб всей своей родне козлячей нержавеюшшы корыта справить… – и к бутыли винокурщик приложился.
– Ак и без Козла обойдёмся…
– Мы его козью морду так распишем…
Решили в отсутствие Козла жалобу сочинить, а для убедительности живописца пригласили. Пусть, дескать, всех жалобщиков изобразит в доказательство того, что люди писали, а не иные козлы на другого козла.
Живописец пришёл к людям. Расписал их, как просили, чтоб все несчастья на рожах были выражены; чтоб все излом да вывихи душевные напоказ.
Получилась у художника произведение, как просили.
Винокурник – рожа красная, патлы сивые и бутыль с мутным зельём, ровно краля обнятая…
Маслодельщик с «мангариновым» брикетом – харя набок и глаз прищурен…
Мясник не пришёл, помер к тому времени…
И другие люди – одна образина жальче другой.
Царь, верно, нужде людей внял и послал своего Лыцаря на вороном мерине.
Лыыцарь, не входя в городишко, Козла пленил. На морду намордник, на рога верёвку и в город чинно-благородно въехал, было.
Однако случилось неладное. На мосту нога мерина в щель между досками настила угодила. Сбрящило Лыцаря с мерина. Да и сам коняга на бок завалился.
А люди-то по другу сторону моста стояли. Речи приветственны Лыцарю приготовили, а тут беда такая. Кинулись на помощь пострадавшему. Да уж поздно. Мирин ноги поломал, Лцарь шишку на лбу трёт, но верёвку с Козлом на конце из рук не впустил. Одним словом, геройски себя повёл.
Вправилось торжество. Козла к столбу привязали и всяк желающий мог в морду козью плюнуть или сказать, что думает.
Наплевались, насказывались. А дальше-то что?
Лыцарю надо Козла к царю вести, а мерина нет. И во всём городишке нет буланой масти коня. На другое же не согласен Лыцарь.
Всё ж нашли с выход.  Сперва порешили, раз нет буланого коня в городе, то пусть доставит Лыцарь Козла к губернатору. Для начала. А там либо мерин буланый выздоровеет, либо нужда отпадёт вести Козла к Царю.
Уговорили Лыцаря на простом коне ехать. Но оказалось и «простого-то» нет – никто своего не отдаёт. Даже ропот прошёл меж людей: раз такого мерина буланого угробил, то уж нашим-то лошадёнкам и вовсе не сдобровать, коли начнёт их подгонять Лыцарь.
Тут кто-то и предложил: мол, чё Козёл-то порожним будет идти до губернского города – пусть Лыцаря и везёт.
С почестями да почётом выпродили Лыцаря в губернский город и стали ждать милости.
Дождались… Лыцарь в почёте не только в городишке, но и во всей губернии. А Козёл? И этот в почёте – ведь простого-то козла одолеть много ума да доблести не надо, а вот Козла с почётом прищучить, так подвиг неслыханный…
Не стало Козла в городишке, но и жизнь без него баще не стала.
Верно, не в Козле дело, а всё таки в каких-то «жилезках»…