Рисунок в пятне на рукописи Андрея Шенье

Елена Шувалова
   
 
   
    На этой же странице с нарисованными Пушкиным конскими мордами есть ещё один, до сих пор никем из специалистов не атрибутированный автопортрет Поэта (или даже, если хотите, два автопортрета...).

    С правой стороны листка имеется пятно и в нём что-то тоже нарисовано. Мы увеличили это пятно и обнаружили в нём вот эти два удивительных лица.

     В одном из них мы узнаём, опять, самого  Пушкина, только в несколько шаржированном виде, - под Петрушку или просто - д у р а к а... И этот Пушкин горько плачет... Огромный удивлённый глаз налит слезами, и одна слеза уже течёт из него...

    Похоже, что этот Пушкин-Петрушка смотрит в зеркало, и там отражается - вовсе не он! Там отражается какое-то б е з о б р а з и е, с двумя ртами, без глаз... Не лицо, а какое-то расплывчатое пятно... Безликость какая-то.

    Мы думаем, что Пушкин таким образом показал обезличенность себя царским указом. (Потому что указ относился к Пушкину-функции (титулярному советнику, или кем он там числился до камер-юнкера...), а не к Пушкину-личности (величайшему поэту России). Очень ёмко сказал Юрий Михайлович Лотман: "этим указом Николай показал, что для него быть поэтом значит не быть никем". Вот этого "никого" и отражает зеркало. Да ещё и двуустого, - то есть, - поющего гимны и декабристам и царю с светским (свинским) обществом...
   
    Указ этот запятнал честное имя Пушкина. Потому он показан - как пятно, поставленное указательным пальцем, да ещё и левой руки! Неправый указ; Шемякин суд...

    Ну вот, собственно, на этом листочке уже возникли Пушкин-конь (конёк) и Пушкин-дурак, - главные персонажи сказки. Да и Спальник уже вырисовался...


                *    *    *

    Впрочем, это же невнятное изображение можно интерпретировать как царя Николая в виде, - извините, - Иуды, целующего Пушкина-Христа... Николай двуустый, - это несомненно (как и показано в сказке о Золотом петушке, - обещал одно, исполнил - другое...).




Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/19/1211