Об искусстве поэзии

Александр Абрамов 2
     У Поля Верлена есть замечательное стихотворение с названием «Искусство поэзии». Это стихотворение прекрасно перевёл Борис Пастернак. Сколько интереснейших мыслей разбросано в одном этом стихе:

За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
 
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песни, где немножко
И точность точно под хмельком.
 
Так смотрят из-за покрывала,
Так зыблет полдни южный зной.
Так осень небосвод ночной
Вызвезживает как попало.
 
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона.
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон.
 
Нет ничего острот коварней
И смеха ради шутовства:
Слезами плачет синева
От чесноку такой поварни.
 
Хребет риторике сверни.
О, если б в бунте против правил
Ты рифмам совести прибавил!
Не ты, — куда зайдут они?
 
Кто смерит вред от их подрыва?
Какой глухой или дикарь
Всучил нам побрякушек ларь
И весь их пустозвон фальшивый?
 
Так музыки же вновь и вновь.
Пускай в твоём стихе с разгону
Блеснут в дали преображённой
Другое небо и любовь.
 
Пускай он выболтает сдуру
Всё, что впотьмах, чудотворя,
Наворожит ему заря...
Все прочее — литература.

Некоторые утверждают, что Пастернак наполнил Верлена собой. Но, ей Богу, когда один гений наполняет собой другого, то это очень даже неплохо. Вспомним переводы Пушкина, Лермонтова, Маршака.  Не правда ли, что строки

Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песни, где немножко
И точность словно под хмельком.

(Мне, признаюсь,  не очень нравится Пастернаковское «И точность точно…».  Вот уж кто, действительно,  не церемонился с языком, так это Пастернак!) перекликаются с Пастернаковскими:

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Какая глубина в строках:

Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона.
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон.
 
Искусство начинается всегда с этого магического  «чуть-чуть», неуловимых полутонов. Какой-то штришок, мазок кистью, и картина заиграла! А сколько  мудрости в следующих строфах:

Нет ничего острот коварней
И смеха ради шутовства:
Слезами плачет синева
От чесноку такой поварни.
 
Хребет риторике сверни.
О, если б в бунте против правил
Ты рифмам совести прибавил!
Не ты, — куда зайдут они?

Сколько существует стихов, где глубина содержания подменяется неглубокими шуточками, а элементарная человеческая совесть и не ночевала! И совершенно потрясающий финал:

Пускай он выболтает сдуру
Всё, что впотьмах, чудотворя,
Наворожит ему заря...
Все прочее — литература.