О домашнем деспотизме

Михалина Сыгнэт-Прызба
…Отец мой, вечная, тёплая память ему, был домашним деспотом. Власть его была безграничной. Я не представляла, что случилось бы, если бы я сказала ему грубое слово. Например:

 - Ты дурак.

Или что-нибудь в этом роде. Скорее всего после такого кощунства заблистали молнии с грохочущим громом, а  от меня осталась бы кучка пепла. Но у меня не было необходимости говорить такие слова, поскольку я любила его и обожествляла.

Иногда только появлялась мысль, а что, если… И я мысленно ёжилась, представляя папу в образе разбушевавшегося Зевса.


…А папа в детстве мечтал стать деспотом всей страны. Он люто ненавидел партию, поскольку благодаря именно её прямому курсу выселили его семью с хутора Астроу в колхоз.  Поэтому в детстве он мечтал стать фельдмаршалом, совершить в стране военный переворот, а потом вернуть себе свой родной хутор.
И поэтому, лелея в душе эту мечту, он с радостью пошёл служить в армию, чтобы начать свой путь в фельдмаршалы с простого рядового.

Ну у того, кто ведал делами планеты, не входил в планы папин военный переворот. Поэтому ровно через год службы папа был списан на гражданку вчистую по причине тяжёлой формы туберкулёза, которым он внезапно заболел. И врач, выдворяющий его из армии, сурово ему говорил:
 
- Молодой человек, если ты не бросишь курить, ты больше года не проживешь.


…И пришлось папе ограничиться домашним деспотизмом…

…Я не знаю, бросил ли тогда папа курить, и что он предпринял, чтобы не умереть тогда через год. Я знаю только, что с тех пор люто возненавидел он и врачей. Теперь у него было два объекта ненависти. И он ликовал в душе, злорадствуя в адрес невежественных медиков, которые так ошиблись в предсказании…

…И сколько я помню, папа всю жизнь курил…

…И ещё папа терпеть не мог длинноволосых юношей…

- Чтоб я в моём доме волосатиков не видел! – грозно говорил он нам, трём сестрицам. – Лучше в подоле принесите, а волосатика на порог не пущу.

Я всё хотела спросить у папы, что ему принести в подоле, но не решалась, такой грозный у него был тон.

И ещё папа не любил стриженых девок и комсомол.

- Чтоб не смели мне коротко стричься и вступать в эту чёртову организацию!!! – так он нас регулярно предупреждал.

…Анька, как самая старшая среди нас, оказалась революционеркой. Она нарушила все папины запреты:
- Коротко постриглась.
- Вступила в комсомол.
- Поступила в медучилище, а после и в мединститут.
- И в конце-концов, вышла замуж за «волосатика»…

…Поглядев на совершенную Анькой революцию, папа вдруг с удивлением заметил, что он совсем не деспот, а обыкновенный, любящий своих детей, отец.
И больше не обращал внимания ни на наши стрижки, ни на комсомол, ни на наших друзей…