Сеанс 10. Экскурсия в Политехнический музей

Королёв Михаил
Исследователь шёл по улице, ошарашенный всем тем, что произошло с ним за это время. Он хотел разобраться, как устроено человеческое общество, но чем больше он узнавал, тем становилось ещё непонятнее.

«Странно, ведь люди уже в космос летают, уровень техники и технологий достаточно высокий, а свою социальную жизнь люди никак наладить не могут. Нет, так я ничего не узнаю. Надо бы к истокам вернуться, к морально-нравственным основам человеческой цивилизации», - думал Исследователь.

В этот момент что-то свалилось сверху на дорогу прямо перед ним.
«Сосулька что ли?... Хотя, какие летом сосульки… Ещё не хватало, чтобы башку здесь проломили… Совсем о других людях не заботятся», - с раздражением подумал Исследователь.

Он посмотрел вверх и увидел на фасаде обшарпанного здания надпись, от которой откололся кусочек: «МУЗЕЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ И ТЕХ…».

«Зайти что ли?... Для расширения кругозора? Хотя вряд ли это что-то даст для понимания, на чём держится человеческое общество», - размышлял Исследователь.

Тем не менее, он всё-таки открыл массивную дубовую дверь и оказался внутри помещения.

У входа за маленькой конторкой сидел старичок в синем рабочем халатике. Лицо его с небольшой бородкой чем-то напоминало лицо «Звездочёта» из кино, только он был как бы поменьше, постарше, и на носу его болтались круглые очки.

Перед старичком на столике стоял стакан жидкого чая и лежал надкусанный кусочек хлеба, вызывая жалостливые чувства. Старичок перехватил взгляд Исследователя, направленный на хлебушек, смиренно и, стесняясь, сказал:

- Зарплату опять задерживают, совсем интеллигенцию на один хлеб и воду пересадили. И раньше-то не жировали, но на колбасу все-таки хватало.

Убрав хлебушек в ящик конторки, старик встал и произнес:

- Вы на экскурсию? Какой темой интересуетесь? У нас отличная экспозиция, отражающая все основные направления эволюции техники и технологии. Десять залов. Прошу, приобретайте билет.

С этими словами старик положил перед посетителем слегка помятый прайс-лист, на котором было написано:

"Осмотр экспозиции:
  - Без экскурсовода - 10 руб.,
  - С экскурсоводом - 50 руб.,
  - Тематические - цена договорная"

Исследователю показалось, что у него дежавю, и всё это уже с ним было. Поэтому он спросил:

- А ортодоксы и спортсмены обслуживаются?

Старик хитро посмотрел на него и сказал:

- Нет, конечно, не обслуживаются, потому что у них мозги по-другому устроены.  А Вас всё-таки что интересует?

Исследователь вяло ответил:

- Если честно, то меня волнуют нравственные основы человеческого общества, а техникой я не очень увлекаюсь.

- Тогда Вам точно к нам, пойдёмте скорее, я покажу на образцах техники, как менялась мораль человечества, – возбуждённо затараторил старичок.

- Чтобы с чего-то начать, - продолжил он, увлекая Исследователя по коридору, - давайте вспомним хотя бы десять заповедей Моисея, поскольку в них сформулированы основы морали и нравственности человечества.

Они вошли в один из залов. На стеллажах лежало огромное количество самых разнообразных замков, от древних и примитивных до суперсовременных, электронных, последнего поколения.

- Вот видите, куда катится человечество! - возмущенно сказал старик. - Как искажается и деградирует его нравственность.

- Замки вижу, - ответил Исследователь,- а куда катится - нет.

- Ну, как же, это же представленная в металле наглядная иллюстрация, как деградировала одна из заповедей Моисея: «НЕ УКРАДИ». Видите, раньше одной заповеди было достаточно - и никто не крал, а чем дальше, тем хуже. Замки сложные потребовались.

- По-моему, Вы сильно передергиваете, объединяя разные вещи: заповедь Моисея «НЕ УКРАДИ» и технический прогресс дверных замков, – не согласился Исследователь.

- Почему же? Вовсе нет! – ответствовал старичок-экскурсовод. - Посудите сами: человечество изобретает и совершенствует только то, что ему необходимо, что пользуется спросом. Спрос на замки всё время рос – значит, воровства в мире становилось все больше. Замки становились сложнее и совершеннее – значит, воровство становилось изощреннее. Ну, в смысле наоборот – второе было причиной первого. Таким образом, человечество всё дальше на практике уходило от первоначальной нравственной идеи «НЕ УКРАДИ». Где же вы видите изъян в логике?

- Всё равно, - подумав, произнес Исследователь.- Как-то ваши построения выглядят вульгарно и примитивно, я с ними не согласен.

- Да, - кивнул головой старичок, - вульгарно, примитивно. Но Вы ведь сами просили провести экскурсию кратко и без подробностей. А то, что Вы не согласны, к сожалению, не имеет никакого значения. Можно не соглашаться с законами гравитации, или даже не знать их, но яблоко всё равно будет падать вниз. Физические законы объективны. Законы развития общества - это те же физические законы, их нельзя обойти, можно только использовать.

- Ну, а это Вам как? - спросил старичок, когда они вошли в следующий зал.

- «Зал истории оружия и военной техники», - прочитал на двери Исследователь.

- Нет, это зал, иллюстрирующий деградацию заповеди «НЕ УБЕЙ». Смотрите, смотрите, как человечество все дальше и дальше отдалялось от данной идеи. Вот, пожалуйста, палка. Много ли народу ей убьёшь? А вон там, дальше уже мечи, пистолеты, танки всякие, и наконец – атомная бомба и другие виды современного ядерного, химического, бактериологического и психического оружия. К-а-а-а-к дал – и нет полчеловечества. Размах!

- А в том зале у вас что? – спросил Исследователь, чтобы собраться с мыслями.

- О! Там у нас иллюстрация заповеди «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ». Лучшие специалисты из квартала Красных фонарей Амстердама делали, из музея «Эротики и секса». Очень зал среди молодежи, людей нетрадиционной ориентации, педофилов и сексуальных маньяков популярен. Глядите, до чего в процессе эволюции человечество додумалось!

- Срамота, – сказал Исследователь.

- Почему? – деланно огорчился старичок. - Экспозиция рекомендована к показу даже в детских учреждениях в рамках курса по половому воспитанию. Это мультики про волка из «Ну, погоди!». Запретили, потому что волк курит. А здесь все естественно. Этим добром весь интернет забит. И услуги, какие хочешь. Все цивилизованно. А вы говорите, не прелюбодействуй. Пожалуйста, пройдёмте дальше.

- Вот тут у нас иллюстрация полной потери актуальности таких заповедей Моисея, как: «НЕ ВОЗЖЕЛАЙ ИМУЩЕСТВО СОСЕДА СВОЕГО, НИ ОСЛА ЕГО, НИ ВОЛА ЕГО», «ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ», «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА», - продолжил экскурсию старичок.

- Кумира? Это про что? – спросил Исследователь.

- Это зал, где собраны монументальные скульптуры вождей, портреты, информация о пиар- и политтехнологиях, достижения прессы и телевидения, и всё такое…
- Понятно… А где «НЕ ВОЗЖЕЛАЙ ИМУЩЕСТВА», это о чём?

- Это про развитие экономических технологий. Видите, как примитивно все начиналось! Натуральный обмен, потом появились деньги в виде монет, потом фальшивые монеты, затем векселя, ассигнации, кредитные обязательства. Росли возможности управления этими платёжными средствами: курсы валют, игра на бирже, дефолты и деноминации и так далее. Вот, видите, ваучеризация, ипотека…
А это вершина - электронные деньги. Их очень сложно простым смертным увидеть, и еще сложнее сохранить. Какой простор для исполнения заповеди! Не правда ли? А охват какой!! Не только имущество какого-то там соседа, а имущество многих-многих людей захапать влегкую можно.

А как бы без этого 80% всех богатств принадлежало бы очень небольшой группе людей? Нет, без современных технологий никак.

- Да, интересно. У Вас получается, что вся история развития техники показывает, что человечество все дальше и дальше отходит от смысла первоначальных заповедей, дарованных людям Богом.

- Разумеется, и не только. Сами заповеди трансформируются. Их становится все меньше. И звучат они все лаконичнее и проще. А как же по-другому? Жизнь-то меняется, ее темпы ускоряются.

- В каком смысле? - машинально спросил погрузившийся в раздумья Исследователь.

- Судите сами, задолго до Моисея, в культурах древних народов тоже были похожие заповеди. Например, Египетская богиня Маат сформулировала сорок два принципа праведной жизни, Бог Рамха «уложился» в тридцать три принципа, Будда провозгласил всего четырнадцать. Моисей же сумел донести людям всего десять основных правил, дарованных богом, да и то, кстати сказать, донес со второго раза, поскольку первые каменные скрижали он, по преданию, случайно разбил. Потом, сам уже, восстановил, как сумел. Вспомнил всего десять. Что было написано в первом варианте скрижалей, до сих пор никому не известно. Видите сами, количество заповедей на протяжении истории становилось все меньше, часть заповедей по пути эволюции общества куда-то терялась.

Но это еще не самое главное, часто осуществлялась подмена смысла заповедей, подмена понятий. Взять «Кодекс строителей коммунизма». Основа та же - заповеди Моисея, только все наоборот. Вместо Бога - преданность коммунизму, вместо терпимости - нетерпимость, вместо личного - общественное. «НЕ УБЕЙ», «НЕ УКРАДИ», «НЕ ВОЗЖЕЛАЙ», «НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ» вообще в кодекс не вошли.
Сегодня общество, на мой взгляд, уже давно живет только по трем заповедям, которые после серьезной трансформации остались от заповедей Моисея.

- Вот как!? И по каким же? - оживился Исследователь.

Старичок, довольный тем, что собеседник не потерял интереса к разговору, выдал:
 
- Если Вы помните десять заповедей Моисея, то можете заметить, что все их можно сгруппировать в три основных блока. Первая группа заповедей касается вопросов Веры, Бога и Религиозных обрядов. Назовем условно эту группу наставлений кратко: «Верь!» Вторая группа заповедей говорит о том, что нельзя совершать смертные грехи – убивать, прелюбодействовать и так далее. Надо бояться этого. Поэтому назовем кратко данную группу заповедей одним словом: «Бойся!» Третья группа в основном касается наставлений, связанных с чужой собственностью: не укради, не возжелай. Они говорят, что насильно или без спроса чужого брать нельзя. Ну, уж если очень хочется, то можно смиренно попросить. Помните? «…Стучите, и вам откроется, ищите, и обрящете, просите и получите…» Назовём эту группу кратко: «Проси!»

А теперь давайте подменим эти понятия с точностью до наоборот. Для этого добавим к каждому названию блока частицу отрицания «не». Что у нас получится?

- Не верь, не бойся, не проси! – догадался Исследователь.

- Вот! Верно уловили, – обрадовался старичок. - Этими простыми и понятными заповедями уже давно руководствуется определенная часть нашего общества, они их даже с помощью наколок на теле популяризируют. Видимо, эту часть нашего общества следует считать авангардом, пионерами и первопроходцами, а также локомотивом эволюции нравственных понятий.

При слове «понятий» старичок поперхнулся, закашлялся, пробормотал:
«Простите за каламбур».

И продолжил:

- ... Человеческой цивилизации. И главное, что радует, остальной народ не отстает, подтягивается, скоро они, заповеди то есть, наверняка официально будут узаконены как единственно верные нравственные ориентиры нашего общества.

- Послушайте! - сказал вдруг Исследователь, пораженный догадкой. - А Вам убывание числа заповедей во времени, ничего не напоминает? Уменьшающееся число заповедей очень похоже на ряд Фибоначчи, только в обратной последовательности. Ну, там плюс-минус. Или на скручивающуюся логарифмическую спираль. Если эти тенденции продолжаться, то, по идее, скоро должна остаться вообще одна заповедь, а потом ни одной. Интересно, как будет сформулирована эта последняя нравственная рекомендация человечеству?

- Не знаю… Не знаю, - задумчиво произнес старик. - Может, так: «Человек человеку не человек и вообще не человек». В любом случае, отсутствие нравственных заповедей о том, как следует себя вести по отношению друг к другу, означает разрушение общества. Конец цивилизации. Конец света.

Тут старик неожиданно резво вскочил на стоящую рядом табуретку, раскинул руки в стороны и вверх, и громовым голосом пророка провещал:

- Спираль эволюции нравственности, которая направлена в другую сторону, то есть скручивается, правильнее называть «штопором развития». Люди! Ваша нравственность в этой… Тьфу… В штопоре!!!

Исследователь понял, что ему пора уходить, и он, не прощаясь, заспешил по коридору к выходу.

Вслед ему доносились отдельные слова громовой, обличительной речи:

- …Содом и Гоморра!.. Геенне огненной...

Ему даже почудилось что-то типа:
 
- Люди, покайтесь публично… Отдай колбасу, я всё прощу… Где правда? Где справедливость?