Подруги

Светлана Когаринова
Света приехала из далекой Ухты к своим родственникам в центр России. Здесь жил ее дядя с семьей. Впрочем, у дяди было две семьи: старая и новая. Но по прошествии десяти лет жизни в новой семье, он вернулся к первой жене и своим сыновьям, оставив восьмилетнюю дочку Женю. Женя росла с мамой. Жили они материально тяжело. Мать Жени не подавала на алименты, но в день зарплаты отца отправляла дочку в гости к нему, и он жаловал Женю гостинцами, а когда стала постарше – деньгами.
Женя ничего не знала о существовании Светы много лет, но случилось волею судьбы, что в пятнадцать обе поступили учиться в одно училище в Женином городе и даже оказались в одной группе по специальности. Женя в то время уже осталась без отца, он умер от сердечного приступа, но по укоренившейся привязанности раз в месяц ездила в гости к своим братьям. Однажды, когда она позвонила к ним в квартиру, дверь ей открыла Света. Женя с удивлением вскинула на нее глаза и спросила:
- А ты что тут делаешь? - они уже месяц проучились вместе.
- Живу я здесь. У тети. Общежитие пока не дали. А ты как здесь оказалась? Адресом ошиблась?
- Нет. К братьям пришла, - улыбнулась Женя.
- Ну, тогда, милости просим! Только они сейчас на работе. Проходи! Я одна дома. Тетя Катя ушла за продуктами.
Девчата прошли в комнату Жениного отца, где сейчас квартировала Света. Тут состоялось их подробное знакомство с рассматриванием фотографий из семейного альбома. Когда тетя Катя вернулась из магазина, они уже успели привязаться друг к другу, как нашедшиеся после долгих лет разлуки родные сестры. Тетушка пригласила девчат к столу, она была рада, что племянница встретила хорошую подругу, и теперь можно быть спокойной за нее.
Вернувшись домой, Женя с радостью рассказала матери о своем приключении.
- Представляешь, мама! Мы теперь две сестры в одной группе! Это так здорово!
Но мать не разделяла восторгов дочери. Она все еще ревновала Катерину к покойному мужу. Она была уверена, что если бы муж не вернулся к первой жене, пожил бы подольше, потому что Катя не удерживала его от спиртного, вот и надорвал свое сердце. Она сказала Жене:
- Вы можете дружить, но в дом к нам ее не води. Не хочу видеть никого из его родственников.
Так они со Светой стали проводить время на нейтральной территории: то в общежитии, куда Света вскоре поселилась, то у Жениной подруги Сони, которая училась с ними вместе, но дружила с Женей с первого класса.
О Соне нужно сказать отдельно. Это была девочка из рабоче-крестьянского сословия. Когда она после восьмого класса решила пойти в педучилище, мать сильно воспротивилась:
- Ты подумала, как можно жить на зарплату учительницы? Это же нищета! Я зарабатываю триста рублей на фабрике, а ты будешь получать восемьдесят!
- Я не хочу работать на фабрике, – ответила Соня, – мне нравится заниматься с детьми.
- У тебя будут свои дети, и будешь с ними заниматься!
- Неизвестно, когда они будут, а я хочу работать с детьми, пусть даже с чужими.
- Ну, ладно... – в бессилии убедить, ответила мать, – вспомнишь мои слова, да поздно будет.
- Стать работницей никогда не поздно, а поступать учиться надо сейчас, пока есть возможность, в институт конкурс большой, могу не поступить, – ответила Соня.
Вскоре мать даже порадовалась, что в их роду появилась «интеллигенция», она рассказывала подругам на работе, что Соня очень способная, поэтому ей ни к чему терять здоровье на фабрике.
Соня долго не могла поверить, что Женя и Света связаны родственными узами. Она думала, что девушки ее разыгрывают. Но когда убедилась, что это правда, была еще больше озадачена происшедшим чудом. Как могло случиться, что из всех учебных заведений Света выбрала именно педучилище? А ларчик просто открывался. Дом тети Кати был через дорогу от училища, и Света решила, что надо попробовать туда поступить. Остальное, дело техники! Когда она выбирала отделение, то вспомнила, что ее мама мечтала стать учительницей начальных классов, и подала документы на школьное отделение, чтобы мамина мечта воплотилась через нее.
Света была очень жизнерадостной, эмоциональной и бескомпромиссной. Когда она слышала о каком-либо неблаговидном поступке, вскидывала брови и высказывала осуждение. Однажды учительница литературы предложила провести диспут «О настоящей любви». Девушки должны были подготовить рассказ-ситуацию для обсуждения. Женя подошла к Соне и сказала:
- Я придумала рассказ. Там я упоминаю свою подругу, но это вымышленный персонаж, не думай, что это про тебя. Но по-другому не получается, надо же подготовиться к диспуту. Только ты меня не выдавай, ладно?
Соня кивнула головой и удивленно пожала плечами. Сама она ничего не придумала. У нее не было на тот момент отношений с парнем, а сочинять было не в ее правилах. Впрочем, учительница не настаивала, чтобы все подготовились. Обсуждение ситуации, вопросы участников тоже считались важными.
- Ну, кто из вас готов рассказать ситуацию для обсуждения? Пожалуйста, поднимите руку, – сказала учительница перед началом диспута.
В классе была мертвая тишина. Ни одной руки.
- Что? Никто не приготовился?
Женя нерешительно подняла руку.
- Пожалуйста, Женя, выходите к доске.
Женя вышла вперед и начала свой вдохновенный рассказ. Соня только удивлялась, как ее подружка складно врет.
- У меня был парень, – вздохнув, сказала Женя. – Мы с ним долго дружили, ходили в кино, на танцы. Однажды он пришел ко мне домой, когда мамы не было. Я напоила его чаем, потом мы смотрели телевизор, общались и вдруг он меня обнял и стал целовать. Я поняла, что может случиться непоправимое и оттолкнула его. Он сказал, что обычно девушки ему не отказывают, встал и ушел. Больше мы с ним не виделись. Я рассказала об этом своей подруге, но она сказала, что я не права.
В этот момент все девушки с удивлением повернули головы в сторону Сони. А она, как нарочно, покраснела от неожиданности. Тут началось бурное обсуждение поведения Жениной подруги, так, что Соне хотелось выбежать из класса. Когда прозвенел звонок, девчата выходили на перемену, Света оказалась между Женей и Соней, и громко сказала:
- Молодец, Женя! А ты Сонька – дура!
Соня ничего не ответила. Просто отошла в сторону. С этого дня она решила не разговаривать с Женей и пересела от нее за другой стол. Девчата не могли понять, почему у неразлучных подруг произошел разлад, и стали пытать Женю об этом. Та во всем призналась, сказав:
- Я не думала, что все так случится, просто хотела получить пятерку за рассказ.
Услышав это, Света, как поборница справедливости, не удержалась и выпалила своей названой сестре:
- Неужели для тебя пятерка важнее правды? Не думала, что ты такая корыстная. Тебе нужно у Сони прощения попросить перед всей группой в присутствии учительницы! А пока этого не сделаешь, я с тобой разговаривать не хочу!
После этого Света подошла к Соне и попросила у нее прощения за свои слова. Соня ничего не знала о разговоре Светы с Женей.
На следующем уроке литературы Женя подняла руку, вышла к доске и во всем созналась, попросив при всех прощения у Сони. Учительница была удивлена таким поворотом дела. Но порадовалась, что девушки примирились. А случилось это еще по одной причине. Мать Жени спросила:
- Что-то Соня у нас давно не была, и ты не рассказываешь про нее, случилось что-нибудь?
Женя расплакалась и рассказала маме о случившемся и о том, что Света требует возмездия. Мать привлекла дочку к себе и заплакала, сказав:
- Никогда не подставляй людей, чтобы оправдать себя, у нас на фронте таких презирали. Лучше преодолеть свою гордость, чем быть предателем в глазах друзей. И еще. Пусть Света придет к нам в гости. Хочу познакомиться с ней.
В воскресенье у Жениной мамы был торжественный день, ей исполнилось шестьдесят лет. Она была самой старшей из мам Жениной школы. В восемнадцать лет пошла учиться на летные курсы и два года участвовала в боях Великой Отечественной. Женя позвала своих подруг на мамин день рождения. Когда они вошли в дом, Женина мама прослезилась, столько цветов ей еще никогда не дарили. Она обняла Свету и усадила ее на почетное место, рядом с собой.