Лысенко Виктория Никодимовна
Член МГО и СП России
Прикольно
Надежда Борисовна жила с мужем за городом в просторной трёхкомнатной квартире на третьем этаже шестиэтажного кирпичного дома. Сын с женой и трёхлетними дочками двойняшками, Ладой и Олей, часто приезжали к ней на выходные дни.
После обеда дедушка и бабушка обычно шли гулять с внучками в детский скверик – он находился через два дома. Там были небольшие аттракционы – карусели, которые нужно было крутить вручную, качели, горки, лесенки, турники.
В субботу семья сына в полном составе вновь приехала навестить бабушку и дедушку.
В тот вечер девочки после ужина отправились в свою комнату спать, а Надежда Борисовна ещё долго не могла заснуть.
Внучки не были похожи друг на друга ни внешне, ни по характеру. Когда к ним на Новый Год впервые пришёл Дед Мороз, Лада испугалась, а Оля – обрадовалась. Лада очень любила животных, не боялась даже крупных собак, а Оля предпочитала держаться от них подальше. Девочки весёлые, но чувство юмора пока у них никак не проявляется. Может быть ещё рано? Интересно, само ли оно возникает или этому можно научить? Во всяком случае, можно попробовать.
Надежда Борисовна вспомнила, что слышала по радио в рекламной передаче анекдот, который легко можно было переделать для детей. Пожалуй, стоит им его рассказать.
На следующий день она пошла гулять с внучками в лесопарк, который начинался сразу за их посёлком, и во время прогулки спросила, не хотят ли они послушать анекдот.
- Бабушка, а что такое анекдот?
- Маленькая смешная история.
- Расскажи.
В изложении Надежды Борисовны анекдот звучал так:
- Знаете ли вы, что означает скелет в шкафу?
- Нет, не знаем. А что он означает?
- Это мальчик играл с друзьями в прятки… и выиграл.
- Ну и что тут смешного?
- Мальчик спрятался в шкафу, его долго искали, а он вместо того, чтобы отозваться сидел там до тех пор, пока не превратился в скелет.
- Глупый мальчик?
- Конечно глупый! Выигрыш не стоил того результата, который получился.
- Всё равно, мальчика жалко!
- Жалко было бы настоящего мальчика, а это - мальчик, придуманный специально, чтобы дети не поступали так нелепо. Давайте, вы заучите этот анекдот, и Оля расскажет его маме, а Лада - папе
- Мама спросит, и кто тебя научил этим глупостям, - предположила Оля.
- И папа спросит, - поддержала Лада.
- Не спросят, - успокоила бабушка.
- А что они сделают?
- Увидим. Теперь попробуйте повторить анекдот. Оля начинай.
- Мальчик играл с друзьями в прятки и залез в шкаф.
- Нет, Оленька. Так анекдоты не рассказывают. Это всё подразумевается. Надо выучить так, как я вам рассказала в самом начале.
Девочки заучили анекдот, и все вернулись домой. Мама встречала детей в прихожей. Лада сразу побежала к папе в комнату. Оля тут же рассказала анекдот маме.
Мама смеялась и повторяла:
- Прикольно, ну до чего же прикольно.
Из комнаты донесся и папин смех. И тогда засмеялись и дети. Они прыгали и повторяли за мамой: «прикольно, прикольно».
Они заливались смехом не только потому, что до них дошёл смысл анекдота. Надежде Борисовне показалось, что в этот момент они поняли, или скорее своим детским восприятием почувствовали, уловили суть и природу смешного, и она была уверена, что каким-то загадочным образом именно отклик родителей способствовал этому.
Прошло несколько лет. Лада и Оля пошли в первый класс. В конце сентября в очередной приезд к бабушке они попросили найти для них детские частушки. Им дали такое задание принести частушки в школу. Девочки пошли гулять в сквер (теперь они гуляли уже самостоятельно), а Надежде Борисовне стала думать, как найти частушки. Искать в интернете не хотелось. Там любой сможет их найти и получится, что многие принесут одно и то же, а это не интересно. Больше искать было негде, но одну частушку она знала:
На качелях я качалась,
И верёвка порвалась,
Я с милёнком поругалась,
И с подружкой подралась.
Такую частушку предлагать для школы было как-то неудобно. Детям она не слишком-то подходила. Пришлось её немного переделать и дописать несколько куплетов. Получилось вот что.
Опоздала на уроки,
Не успела я на них,
Ведь случилась по дороге
Цепь событий роковых:
На качелях я качалась,
И верёвка порвалась,
Я с подружкой поругалась,
А с мальчишкой подралась.
Надежда Борисовна задумалась и представила, что за этим могло последовать.
Синяки на лбу остались
И косички растрепались.
На носу – царапина,
На коленке – ссадина.
Кофта с юбкой загрязнились
И ботинки развалились.
Буду долго я потом
Этот вспоминать облом.
После прогулки Надежда Борисовна прочитала внучкам частушки
- Прикольно, – похвалили девочки.
Дедушка спросил, как они погуляли, что делали в сквере.
- Мы играли и катались на слонах.
- На каких слонах?
- А их сегодня из зоопарка для детей привезли.
- Как же вы на них забирались?
- К ним сбоку придвигали специальные стремянки. Они смирно стояли, пока мы на них усаживались.
- Надя, пойдём скорее в сквер, посмотрим, что за слоны.
- Дедушка, ну какой ты смешной. Откуда могут взяться слоны в нашем посёлке? Мы катались на карусельных слонах.
- Вот уж действительно, прикольно, - с улыбкой произнёс дедушка.
После обеда девочки стали просматривать книги на книжных полках и нашли тоненькую книжечку анекдотов. Читали они в то время плохо: медленно, по слогам, путаясь и ошибаясь. Внучки убежали с книжкой в свою комнату и закрыли за собой дверь. Вскоре из комнаты донёсся их оглушительный хохот. Надежда Борисовна зашла к ним.
- Бабушка, послушай, что здесь написано:
- Василий Иванович, а твои носки воняют сильнее моих.
– Так ведь я и постарше тебя буду, Петька».
Дальше Лада и Оля читали книжку без малейшей запинки.
На новогоднем школьном концерте внучки выступали с прикольной частушкой.
В зрительном зале рядом с родителями сидела Надежда Борисовна. Как же она удивилась виду, в котором внучки появились на сцене!
Оля была одета в костюм санитарки, в марлевой шапочке, на рукаве – белая повязка с красным крестом. В руках у неё были пузырьки с лекарствами, расчёска и щётка. Лада была загримирована под девочку-сорванца, с нарисованными «боевыми ранами» и разлохмаченной причёской, что впрочем, её ничуть не портило, а напротив, даже шло ей.
Первые два куплета пела Лада, как бы оправдываясь и рассказывая сестре о приключившихся с ней несчастьях. Следующие куплеты спела Оля, заменив в своих словах местоимение «я», на «ты». Во время пения она смазывала Ладе болячки, чистила одежду, причёсывала волосы. Но на этом частушка не закончилась. Продолжила снова Лада:
Не могу я веселиться,
Есть причины горевать.
Подскажи, моя сестрица,
Как всё это исправлять.
Оля отвечала:
Ты с подружкой не ругайся,
А с мальчишкой не дерись,
Больше спортом занимайся,
И старательней учись.
.
Последние четверостишия они сочинили сами. Заканчивалось выступление русской чечёткой.
Это был успех. Девочки ушли со сцены, однако аплодисменты не стихали, и им пришлось ещё раз выйти на поклоны, как настоящим артисткам. Они посмотрели на родителей и бабушку и помахали им.
А бабушка хлопала в ладоши вместе со всеми, улыбалась и почему-то платочком вытирала глаза.