__
Я раскрываю книгу и смотрю на эти строчки, причудливо рубленые запятыми и каждый кусочек фразы дает новый – и неожиданный - поворот и все так чисто, словно промыто прохладной водой и ты скользишь, завороженный, от поворота к повороту… - нет, никогда мне этого не достигнуть.
Все же только у Дост. преобладает яростное желание постичь, а не забота о благообразии - которую я замечаю даже у тех, кто, вроде бы, очень беспардонен.
Закрываю книгу и говорю себе: «ты – ходячее небытие».
Присматриваюсь к совету «умереть – уснуть» поэта по фамилии Беккер.
Впрочем, все ничего не значит – и вся писанина тоже – если жизни нет, если в жизни ты несостоятелен. Вспомни Аркашу Долгорукова.
Пока читал, был очарован, но отошел и говорю себе: «всё это смакование, рассусоливания и красоты, т. е. ерунда».
«Все не то, все мура» – ну, разве можно жить с подобным мироощущением?!
Итак, основная задача в том, чтобы описать, как это было или как это могло быть, т. е. дать необходимую информацию, а остальное – приложенье от лукавого.
Впрочем, вот ты говоришь правильно, но разве это все, что можно и нужно сказать? Не механическая детальность нужна, а освещение всеми настроениями от черного до белого. Конечно, это не всегда уместно, но, по крайней мере, нельзя выдавать сказанное за все, что можно сказать. Банальный пример: «человек слаб» – верно, но если не учесть и другие факты, имеющие место быть, то вывод будет неверен.
Тебе плохо? Не гони слабость, послушай и ее мнение. Пусть говорит, раз уж пришла. Ведь если нет горя, то нет и радости - полюса друг друга высвечивают.
Да, я мечтатель, но разве такой уж праздный? И что, кстати, Библия говорит о мечте и мечтателях?
Итак, задача: сопрячь красоту, образность и чистоту языка Мастеров с яростным, вибрирующим и докапывающимся до самой сути мироощущением Достоевского. И дай место мечте и идеалу /вспомни как у Дост. в «Подростке» паренек мечтал о музыке, и вспомни фильм о миме/.
А на непослушность слова все жалуются. Быть может, пытаемся заставить его выполнять несвойственные функции - т. е. слово непослушно, потому что непослушно понимание.
Может, у каждого поверхность монотонна и однообразна, а темные глубины полны такой жизни, которую нам трудно выразить.
Внимание: жаргон.
Внимание: иностранное слово.
Внимание: общее место.
Внимание: заезженный оборот.
…Все же, есть что-то нездоровое и намеренное в твоем словесном излиянии. Тебе лишь бы поудачнее воплотиться в словах – в словах, за которыми не последуют дела…
Факт – нет такой тенденции, что искусство приближает к силе и Богу, к делам и жизни.
…Это же самая обыденная и житейская вещь – рассказ о том, как что-то было; мы все, собственно, без конца этим занимаемся. Конечно, есть и свои мастера такого вот обо всем и ни о чем рассказа, но к поискам и открытиям, волшебству и тайне все это имеет весьма слабое отношение.