Два смехотерапевта-4

Владимир Цыкалов
В Ы В О Д Ы
Каждый анализ должен заканчиваться логическими выводами. Должен… Но обязательно ли это? Когда всем ясно, что не вилами на воде писано. А всем ли ясно? - осторожно или запальчиво спросите вы или кто-то.
Вопрос резонный. И для ответа на него просто необходим некий исторический экскурс в прошедший XX век.
В конце 60-х годов в популярной газеты явилась статья "О чём поёт Высоцкий". Её авторы - сотрудники Гос. института культуры, которые "очень внимательно прослушали многочисленные записи московского артиста В.Высоцкого… и старались быть беспристрастными".
В статье задавался вопрос: "Во имя чего поёт Высоцкий?" - и тут же следует: "Он сам отвечает на этот вопрос: "ради справедливости и только". Но оказывается, что эта "справедливость" - клевета на нашу действительность".
После этого приводилась разборка отдельных песен:
"Высоцкий сложил "Сказку о русском духе", который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, "супротив милиции ничего не смог". Забрала милиция "русского духа": "Вывели болезного, руки ему за спину - и с размаху кинули в чёрный "воронок"…
Так, например, взяв строку из поэмы В.Маяковского, он предлагает её в обработке: "И думал Буткеев, мне челюсть кроша, Что жить - хорошо и жизнь - хороша!..
И в погоне за сомнительной славой он (Высоцкий) не останавливается перед издёвкой над советскими людьми, их патриотической гордостью".
Войдя в раж, авторы статьи перешли в атаку иного свойства: "В школах, институтах, в печати, по радио много усилий прилагается для пропаганды культуры речи. Борются за чистоту разговорного языка лингвисты и филологи. А артист Высоцкий уродует родной язык до неузнаваемости. Что стоит хотя бы это - "из дому убёг", "чегой-то говорил", "из гаражу я прибежу" и "если косо ты взглянёшь, то востру бритву наточу", "чуду-юду победю" и т.д.
И человек не вдруг начинает воспринимать и высказывать чуждые взгляды. Сначала это просто сочувствие преступникам на том основании, что они тоже люди. Сначала – вроде шутя о милиции, которая "заламывает руки" и "с размаху бросает болезного", а потом возникает недовольство законом, правосудием… Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в текст - и вы поймёте, какой внутренний смысл таится за их внешностью".
Завершает статью обвинительная тирада: "Мы слышали, что Высоцкий хороший драматический артист, и очень жаль, что его товарищи по искусству вовремя не остановили его, не помогли ему понять, что запел он свои песни с чужого голоса".
О как!!! Как бы там не было, но, судя по всему, заказ выполнен. Это просто к слову пришлось.
Статья серьёзная, подход серьёзный. А вот как обстоит дело у авторов с чувством юмора? Это первое. Второе - что касательно борьбы "за чистоту разговорного языка" и "пропаганды культуры речи" - комментариев не последует. Прислушайтесь сами к речи окружающих и действительно "вы поймёте, какой внутренний смысл" результатов мероприятий, проводимых лингвистами и филологами. И третье: имеются факты и сведения о том, что даже очень агрессивные критики в досужие часы не без удовольствия и не без улыбки слушали и слушают раскритикованные песни..
Как говаривал Аркадий Исаакович Райкин в известном монологе: "Критиковать казий мозет. Казий мозет критиковать". А Высоцкий однажды спел: "Посмотрел ты, товарищ, на себя со стороны".
Пожалуй, цитат достаточно.
Ведь всем и отдельно взятому индивиду понятно, что Владимир Высоцкий в своём творчестве всегда дружен и с юмором, и с иронией, и с сатирой. Он осознавал, что они дарят слушателям не только смех и улыбку, но подспудно выполняют воспитательную функцию.
"Что мешает, смеясь, говорить правду?" - вопрошал великий французский философ Мишель де Монтень. И мы ответим ему через века: "Ни - что!"
Смеясь, человечество легче расстаётся со своими пороками и предрассудками. Сделанное с улыбкой лучше усваивается, способствует очищению и укреплению души. Назидательные нотации во все времена проигрывали критике и самокритике, замешанные на незлом лукавством озорстве и беззлобном смехе. Не так?
Владимир Семёныч, выбрав трудную стезю, с достойностью прошёл её. Его уроки для нас наука.
И ещё один вывод: можно спокойно утверждать, что оба юмориста - Владимир Высоцкий и Аркадий Райкин - были врачами, ибо они лечили смехом, юмором, сатирой,  иронией, тем самым оздоровливая наше общество, уводя людей от пагубных привычек, подводя к зеркалам жизни.
Теперь пора опустить приподнятый за краешек занавес. Спектакль юмора, иронии и сатиры завершён.
А Жизнь продолжается… 
И песнях тоже!