Папанин и приазовье. две страницы жизни

Геннадий Чумаченко
На днях в Центральном музее Великой Отечественной войны - к 120-летию со дня рождения - открыт бюст знаменитого исследователя Арктики, дважды Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина (1894-1986).
Старшее поколение помнит Папанина по легендарному дрейфу первой научной станции «Северный полюс». Менее известно то, что сделано им в последующие годы. О таганрогских страницах биографии Папанина знают разве что краеведы…

                Матрос бронепоезда
   В наш город краснофлотца-севастопольца Ивана Папанина судьба привела в годы Гражданской войны. О том времени ёмко сказал доброволец 1-го Екатеринославского Красного полка Михаил Светлов:
     Мы ехали шагом, мы шли на рысях
     И "Яблочко"- песню держали в зубах.
                Я хату покинул, пошёл воевать,
                Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…
   Над Таганрогом, пограничьем Екатеринославской губернии и Области Войска Донского, пронеслись все вихри гражданской войны в Приазовье. Немецкие войска, англо-французский десант, петлюровцы, гайдамаки, полки белоказачьего генерала Деникина и барона Врангеля, - с кем только и где не приходилось воевать Днепровской бригаде бронепоездов! "Сегодня - под Мариуполем, завтра - в Долгинцево, послезавтра - к Щорсу под Бердичев. Папанин работал и дрался споро, весело", - вспоминал ту пору его боевой товарищ, писатель (а тогда пулемётчик, затем старшина десантного катера) Всеволод Вишневский.
   В начале 1920 года, с восстановлением советской власти, в Мариуполе и Таганроге из разношёрстных судов воссоздается Азовская военная флотилия. Для координации работ туда направлены командующий морскими силами Н. Ф. Измайлов и комиссар оперативного отдела Иван Папанин. Флотилия прикрывает побережье от сосредоточившихся в Крыму войск Врангеля. Алексей Мокроусов, известный в Приазовье красный комбриг, формирует особый отряд для рейда в тыл врангелевцев и на такое опасное дело берёт своего испытанного боевого друга Папанина. Этот эпизод Вишневский описал так.
    "…Деникин и Петлюра послали корниловцев, дроздовцев, сичовиков. И в живых нас осталась едва треть. Нет бригады. С буруном за кормой летают чужие корабли вдоль наших берегов. Погибший наш флот у восточного мола лежит.
Подпольные наши комитеты в Крыму ждут помощи.
  Потому и едут в Таганрог Ванечка и Алёшечка, два браточка, с мандатами ЦК и Реввоенсовета Южфронта. В Таганроге много друзей, и у всех золотые имена кораблей на бескозырках. Был там у нас из грязеотвозных шаланд флот сделан. Не очень красивый, но всё ж гонял белых в Азовском море…  Но в живых нас осталась едва треть.
Идут Ванечка и Алёшечка по Таганрогу.
Поймают глазом своего братка, кричат ему с набережной:
  - Колля! Ето ты или твоя коппия?!
  - Браточки! Ой, яблачько, да ты на веточке!
Матросов десять набрали.
Теперь - в Ростов, в штаб Кавказского фронта! Мы перекидаемся в тыл Врангелю, в Крым…"
    Десант доставил партизанам оружие, однако из-за малочисленности изменить расклад сил не мог. По заданию Мокроусова Папанин из Крыма сквозь кордоны, кружным путём, возвращается через линию фронта за помощью. К тому времени флотилия из Мариуполя, оказавшегося под ударом кораблей Врангеля, перебазировалась в Таганрог. Здесь в октябре Папанин и формировал новый отряд: "Из штаба я поехал в Таганрог, получил два катера-истребителя, подобрал добровольцев для второго десанта - 24 человека. С ними мы прошли с боями от места высадки до Симферополя." В ноябре 1920 года войска Врангеля покинули Крым.

                С юга на Север
   Снова в наш город Папанин приехал через три десятилетия, - пройдя путь от матроса до контр-адмирала, от слесаря до доктора наук, от зимовщика до начальника Главного Управления Севморпути. В течение семи лет от действий Папанина зависела жизнь сотен тысяч жителей Севера, и сколько важнейших дел состоялось при его участии и благодаря его трудам! И командовать, и брать на себя ответственность ему приходилось в нештатных ситуациях, - что на льдине во время дрейфа, что полярной ночью - спасая зажатый льдами пароход «Седов», что в горящем от немецких бомб Архангельске. 
   С началом войны Папанин прибыл туда, чтобы под ударами авиации и подлодок врага обеспечить навигацию и приём грузов союзнических конвоев. Пришлось расширять порт, углублять фарватер, строить подъездные пути и причалы будущего Северодвинска, наводить ледовую переправу через Двину. Он и был строителем по складу души - строил радиоцентр в Якутии, полярную станцию Мыс Челюскин, обсерваторию на Земле Франца Иосифа, судоремонтный завод в Мурманске, порт в Петропавловске-Камчатском, курировал постройку судов для Арктики. Ему был присущ редкий дар превращать посторонних людей в соратников, - казалось, не было человека, который остался бы глух к его призыву: «Братки, надо помочь!»
   Сам он работал, как говорится, на износ… Два года «отлучения от дел» по болезни были для него тяжким испытанием.
   Осенью 1948 года Папанин возглавил Отдел морских экспедиционных работ Института океанологии, а затем такой же отдел Академии наук, - судьба расширяла его деятельность на просторы Мирового океана. К созданию научного флота он привлёк и наш судоремонтный завод.

          С севера на юг
   В 1952 году Президиум АН СССР предложил Папанину на время возглавить научную биостанцию Борок на Рыбинском водохранилище. Нужна была помощь гидробиологов в решении насущных вопросов, связанных с эксплуатацией водохранилищ на Волге и касающихся не только охраны рыбных запасов и борьбы с загрязнением вод. Строительство ГЭС привело к изменению биоценозов, в частности, к бурному размножению моллюсков в  новых ареалах обитания, и это грозило закупоркой трубопроводов и сбоям в работе гидроагрегатов. 
   Вместо предполагавшихся двух-трёх лет Папанин отдал Борку двадцать лет жизни, превратив рядовую биостанцию в один из крупных научных центров - Институт биологии внутренних вод.
   Предметом его особых забот был экспедиционный флот института. Это и привело Папанина в Таганрог. В 1955 году на судоремонтном заводе был заложен первенец – гидрографическое судно. Историю его постройки рассказал директор завода М. И. Стенько: "Коллективу завода выпала честь выполнить полный цикл работ - от разработки проекта до спуска на воду. Первоначально предполагалось построить судно по готовым чертежам. Однако центральные КБ брались представить проект только через год-полтора.
   Завод взялся осуществить проект за полгода. В связи с постройкой и оснащением судна завод посетил И. Д. Папанин. Он интересовался ходом работ, познакомил работников завода с нуждами науки и планами использования судна. А на встрече в школе №10 Папанин рассказал об освоении Арктики."
   К осени 1955 года пассажирский катер № 78 (по заводским документам) мощностью 300 л.с. был готов. Он имел водоизмещение 105 т, размерения 26,8 х 5,3 м, осадку 1,9 м, скорость 11 узлов, оборудован гидрологическими лебёдками для кормового траления, располагал каютой для лаборатории. В сентябре заводская сдаточная команда (капитан А.Г. Варава, механик В.И. Шумаев) провела испытания теплохода, однако из-за ранних заморозков на Волге он был оставлен зимовать на заводе.
   В марте 1956 года из Борка для приёмки судна прибыл капитан А.А Филатов, а в мае на завод приехал и Папанин. Перед выходом судна в рейс заводчане сверх планового задания дооборудовали траловую лебёдку, внесли ряд усовершенствований в оснастку.
   27 мая газета «Таганрогская правда» дала краткую заметку: «Судостроители проводили научно-исследовательское судно «Иван Папанин» в далёкий путь.» В июне, по прибытию в Борок, его переименовали в «Науку».   
   Выбор Папаниным не был случайным: с директором Таганрогского СРЗ М. И. Стенько они познакомились ещё в Архангельске. Известный среди корабелов организатор судостроения, Стенько в предвоенные годы руководил Ростовским судоремонтным заводом, а незадолго до оккупации немцами Ростова был с частью рабочих направлен в Архангельск на судостроительный завод «Красная кузница». После войны он возглавил СРЗ в Таганроге. Наш земляк внёс весомый вклад в развитие отрасли, по ходатайству Папанина его именем был назван построенный в 1975 году сухогруз водоизмещением 12 тыс. т. 
    Через год завод получил заказ на второе гидрологическое судно. Закончено оно весной 1958 года и получило имя друга Папанина, академика С.И. Вавилова.
    Суда таганрогской постройки служили науке почти 30 лет, выполняя рейсы от Северо-Двинской системы до Цимлянского водохранилища. Сегодня «Академик Вавилов», когда-то флагман флота института, после капитального ремонта снова на-плаву: круизный теплоход в Ярославле. Суда оказались долгожителями, - как и Человек, ставший инициатором их постройки…
 
     На Красной пристани Архангельска установлены бюсты первопроходцев, отправлявшихся отсюда на север: О.Шмидта, В.Воронина, Г.Седова, И.Папанина. Почему бы нам не последовать этому почину – и к очередной круглой дате заложить в районе набережной или бывшего судоремонтного завода «Аллею мореплавателей», установив на ней (со временем) бюсты Седова, Папанина, Ушакова, Беринга? Их жизнь связана с нашим городом, отсюда они уходили в полную опасностей дорогу... Может быть, назвать именем Папанина один из переулков, установить мемориальные доски на зданиях заводоуправления и школы №10? Или (положившись на будущее поколение) сделать то, что не требует иных затрат, кроме движения души: рассказ о Папанине включить в школьный курс краеведения?

                (В соавторстве с Валентином Кривовидом)
                Таганрог - Москва - Борок

 Опубликовано: газета "Таганрогская правда" 25.12.2014 г.

 Полный вариант статьи: http://www.taganrogprav.ru/taganrogprav/article_info.php?id=244