Девяностые годы давно прошли...

Валерий Раппопорт
Пишу по горячим следам. Сегодня третье января две тысячи пятнадцатый год. От начала девяностых нас отделяет почти двадцать пять лет. И сегодня в праздничный день идёт фильм «Анютино счастье». Почему? Почему такая тематика длится уже двадцать пять лет?
Десятки, а может быть сотни фильмов, штампованных по одной матрице. Богатый меценат, бедная девушка. Она приезжает в город, работает на грязных работах. Случайно пересекается с богатым меценатом. Он берёт её нянькой для ребёнка. Начинается вражда между нею и его женой. Проходит время, и бедная девушка становится принцессой.
Это один из многочисленных вариантов сценария.
Другой вариант: молодой фермер открывает своё дело. Оно идёт успешно. Но это не нравится соседям- тоже фермерам. Начинается вражда. Жгут постройки, убивают скот, и, наконец, подручные соседей расправляются с фермером самым жестоким образом.
Таких матричных сценариев полно на Первом канале, России 1.
Я не говорю об НТВ и множестве других каналов. Невероятно грустно смотреть эти, с позволенья сказать, фильмы. Двадцать лет молчали, и, вдруг, полилась река фильмов. Не просто фильмов, а гигантских многосерийных лент, которые разные каналы с удовольствием покупают.  Все сценарии- дешёвые поделки, ничего хитроумного там нет. А тема одна: порядочность и желание работать одних и жестокость других. Зависть, злость, ненависть, кровь, пытки, избиения, поджоги, автомобильные катастрофы, даже рабство, кражи детей, продажа детей, обмен детей в роддомах за деньги, обманы с квартирами, выкидывание людей на улицу, и ещё множество омерзительных вещей. Их можно перечислять долго.
Я не говорю, что все подряд фильмы плохи. Нет. Есть и хорошие. Но они не обходятся без различного рода сцен, где главного героя хотят подмять или уничтожить. Люди оказываются за решётками без всякой вины, хотя должен сесть кто-то другой. И везде – следы коррупции. Мы не можем уже жить без коррупции, неважно чего она касается.
И, хотя коррупция в России была давно, ещё при царях, но им – царям и в страшном сне не приснилась бы та коррупция, которая разыгралась сейчас в начале двадцать первого века в России. А фильмы на НТВ с теми же артистами, но уже в дорогих машинах и с мобильными телефонами снова разыгрывают карту девяностых. Снова звучат весь фильм тюремные сленги, снова ищут воров в законе, «общаки» и так далее.
Пятый канал много лет с одними и теми же артистами разыгрывает «След». Сколько можно?  А ведь это смотрит молодёжь.  Она не смотрит фильмы типа «Война и мир», она не смотрит фильмы Никиты Михалкова, они идут поздно. Сегодня, пожалуй один из немногих продюссоров, Никита Михалков, который не ставит штампованных фильмов. Последний его фильм «Солнечный удар» поражает глубиной чувств русских белых офицеров, горячо любивших Россию. Он, я бы сказал, потрясает. Вот фильм, поставленный талантливым человеком.
Каналы «Звезда», СТС тоже бедны. Нет блеска, таланта. Показ старых фильмов- единственная их заслуга. Канал «Домашний»- они сидят на своём коньке: показ Шерлока Холмса, доктора Ватсона, мисс Марпл, и много подобного другого. Пожалуй, лучше других выглядит «Культура», но у неё свой контингент зрителей. Прекрасно смотрится RTG- о природе, животном мире, о просторах России.
Все важные политические передачи начинаются ПОЗДНО! Главный контингент: пенсионеры- ложатся спать в это время. А молодёжь эти программы не смотрит. Дослушать до конца ценой ночного времени невозможно, смотря программу Соловьёва. Споры, споры, перебивание друг друга. Передача кончается, и непонятно о чём они говорили.
Исчезли настоящие политические обозреватели, с толком и расстановкой доносившие до людей суть происходящих событий.
Очень много рекламы. Некоторые фильмы невозможно смотреть, их постоянно перебивает реклама. Понятно: телевидение живёт от этого и тот прав, кто платит деньги. Нет контроля на телевидении, а раньше был.
Канал «История» - замечательный канал! Но он ещё очень беден. Почти каждый день повторяется одно и тоже. Его не перебивает реклама.
Сегодня я лично дошёл до того, что смотрю «Время», «Культуру» выборочно, «Историю» тоже выборочно. Больше не покупаю газет с программами. Зачем? У нормального человека нет времени даже просмотреть эти газеты с бесчисленным морем каналов.
Но, возвращаясь к современным штамповкам «художественных» фильмов можно сказать с большой точностью кто стоит в очереди на съёмки на одном и том же разрушенном заводе, чтобы показать криминальные разборки. Я их узнаю. Мало мысли, мало или почти нет таланта. Конечно, есть труд, есть работа. Но эти фильмы уходят в Лету толпой «угрюмой и скоро позабытой». Одни заполнили сетку вещания, другие сделали деньги.
А ведь у нас были талантливейшие режиссёры, постановщики. Ставилась классика. Там нужно было много думать и денег нужно было много. Но они шли в кинотеатрах и люди толпами шли их смотреть. Мы перешли на коммерческое телевидение и на коммерческие фильмы.
Не хочется уже смотреть о милицейско-полицейских фильмах, где руководители в связках с кланами и как трудно их распознать.
Где таланты? Есть прекрасные артисты. Им нужно жить, кормить семьи. И они идут сниматься в эти никчемные фильмы. «А что делать? Жить-то надо». Это не я сказал.
Плеяда артистов-пенсионеров- очень талантливых людей. Наверное, с грустью смотрят на экраны телевизоров. И не все из этих артистов имели или имеют обеспеченную старость.
Знаете, можно было бы продолжать это повествование ещё долго. Большинству оно не интересно. И чем меньше в школе будет даваться русская классика, тем меньше будет у неё зрителей. А кто они сейчас эти зрители? Даже простые пенсионеры выключают телевизор, говоря: «Смотреть нечего». И словами одного из героев фильма "Солнечный удар" хочется сказать: "Как это всё случилось?"
Мы не видим фильмов, которые показывают на мировых фестивалях, за которые авторы получают золотые статуэтки, служащие признанием таланта их создателей.
Хочется больше видеть российских имён на этих фестивалях и видеть их работы.
Всеволод Иванов писал свою картину "Явление Христа народу" двадцать лет. Ему не нужно было здесь и сейчас. А сегодня работает только такая формула, поэтому нет шедевров.

3 января 2015 год.