А. в. суворов - создатель метода системного подход

Михаил Чернышов
А.В.СУВОРОВ - СОЗДАТЕЛЬ МЕТОДА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
ДЛЯ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Профессор
Чернышов Михаил Михайлович

Александр Васильевич Суворов стал победителем проекта, организованного  Российским военно-историческим обществом (РВИО) и Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией (ВГТРК), «100 великих полководцев».
Да, А.В. Суворов признан, а понят ли он нашими современниками? Может быть, он занял первое место по результатам голосования не за заслуги, а на основании народной молвы о нем?
Лично я признаю А.В Суворова таковым не на основании народной молвы, а осмысленно, что и хочу показать в этой статье. Хочу также привести примеры, как можно и нужно использовать его теоретическое наследие в самых разных областях политики, экономики, образования и т.п.
Для современного человека понять наследие Александра Васильевича Суворова сложно: прошло слишком много времени.
По своему опыту, я шел к этому очень долго и понимание пришло, в конце концов, как какое-то озарение, почти в один миг. На основе этого мне удалось построить некую таблицу (матрицу), смотри таблицу 1.
Читая Суворова и о Суворове, однажды задумался: а почему книга названа «Наука побеждать»? Если наука, то в ней должна быть методология, или, в крайнем случае, свой метод?
Известно, что всякая наука включает две составных части: методологию и сумму знаний данной науки, сбор и систематизация последних осуществляются на основе методологии.
Впервые прочитал Науку побеждать А.В. Суворова в 1979 году. Честно говоря, тогда ничего не понял. В памяти отложились лишь некоторые выражения, достаточно хорошо нам известные и часто приводимые в средствах массовой информации, типа «Пуля – дура, а штык – молодец…».
Кстати, эта цитата является неполной, вот окончание: «…пуля обмишурится, а штык не обмишурится».    В то время стрелковое оружие было несовершенным, и вероятность попадания пули в цель была низкой. Поэтому войска могли сойтись, не неся значительных потерь от стрелкового оружия при сближении,  в штыковом бою. А в штыковом бою побеждал тот, кто был лучше обучен, кто был сильнее физически и морально. Есть и другой исторический факт. В полку Суворова А.В. расход зарядов для обучения стрельбе был в пять раз выше, чем в других полках русской армии. Так что Суворов учил стрельбе, а не только штыковому бою.
Первой книгой о А.В. Суворове, которую я прочитал, был труд  военных специалистов Царской армии, которые перешли на сторону советской власти, под редакцией С. Лукирского, составили: А. Лукирский, М. Бонч-Бруевич и П. Изместьев. Эта книга была издана в Советском Союзе в  1926 году и называлась «Тактика в трудах военных классиков». Тогда впервые  проявилась у меня определенная систематизация наследия А.В. Суворова.
Потом наступил очередной этап понимания, когда я стал читать о знаменитых победах А.В. Суворова над французской армией в Северной Италии. В это время Наполеон-Бонапарт был в Египте, а Суворов освобождал Италию от французской оккупации.    Что тогда мне запало в память? Первое, что сделал А.В. Суворов, - испытал французские чугунные пушки, которые стреляли дальше, чем бронзовые, и выиграл первый бой.  По тактике того времени войска сходились до дальности стрельбы пушек шрапнелью, а потом быстро преодолевали оставшееся расстояние после выстрела пушек, пока артиллеристы противника их перезаряжали. А вот как говорил А.В. Суворов о значении средств вооруженной борьбы: «Бей противника тем, чего у него нет». Так в матрице появился столбец «Материальные средства вооруженной борьбы».
В Итальянском походе на просьбу князя Багратиона подождать с вводом в бой его корпуса, так как в ротах нет и 50% солдат  (остальные еще не подошли с марша), А.В. Суворов ответил: «Князь Багратион, наступай с богом, у Макдональда нет и 25%.
А что же могло получиться, если бы Багратион настоял на своем и с ним согласился Суворов? При соотношении два к одному, промедление во времени привело бы к пополнению рот противоборствующих сторон примерно на одинаковое количество, а, следовательно, превосходство в силах начало бы снижаться. Вот каково значение времени, вот он суворовский глазомер и натиск.
Вот как говорил о значении времени на войне Суворов: «На войне деньги – дороги, жизнь человеческая – еще дороже, а время – дороже всего».
Из приведенного примера вытекает и другой вывод: если войска наступают с марша, то прибывающих можно направить на слабое место в боевом порядке противника. А это уже использование глубины пространства поля боя для маневра, это уже глубокая или двухмерная тактика (оператика, стратегия). Для современных военных специалистов понятно значение пространства в вооруженной борьбе. Думаю, что они согласятся с приведенными мной в таблице синонимами пространства.
 «Главный объект – противник» - так говорил А.В. Суворов. Запомнился такой пример из отечественной истории. После изгнания Наполеона из России три союзных армии (русская, австрийская и прусская) вошли на территорию Франции с целью окончательного разгрома Наполеона, чтобы заставить его сложить полномочия Императора. Во французской армии было примерно 100 000, а у союзников примерно по 100 000 личного состава у каждого. Наполеон давал частные сражения и тем самым всячески препятствовать соединению союзников для генерального сражения. Тогда русский Император Александр Первый предложил заменить цель военную: уничтожение армии Наполеона, на цель политическую: занять Париж. Что в итоге и сделали, ввели три союзных армии в Париж. Наполеон остался в поле и сложил с себя полномочия Императора. Давать генеральное сражение союзникам не потребовалось.  Отсюда вытекает такой вывод: цель может быть разной по содержанию, следовательно, надо вести речь о принципе цели, так как принцип – это правило, применимое в конкретной ситуации.  Так пришло понимание, как заполнить первый столбец матрицы.
Был и еще один этап. В начале 90-х годов в Военном университете Министерства обороны один офицер (как я помню, по фамилии Домнин) стал публиковать труды русских офицеров, написанные в эмиграции. Очередным открытием А.В. Суворова для меня стала книга генерала Головина Николая Николаевича. После этого и удалось построить эту таблицу. Конечно, потребовались и знания философии, достаточно назвать основные методологические категории философии: материя, пространство, время. А моральный фактор - это снова А.В. Суворов.
А теперь я сделаю маленькое отступление. Представим себе время, когда жил А.В. Суворов. Ведь до многого он  дошел интуитивно и на основе личного боевого опыта. Но назвал он свою книгу «Наука побеждать» вполне осмысленно, он понимал, что создал метод.
Не могу удержаться, чтобы не написать, как Н.Н. Головин описывает подготовку А.В. Суворовым штурма крепости Измаил и сам штурм.
Недалеко от крепости, на глазах неприятеля была выстроена стена и вырыт ров, которые точно имитировали стены и ров крепости Измаил. 
Суворов регулярно тренировал солдат в штурме крепости, на глазах неприятеля. Вначале артиллерия обстреливала стены, солдаты, играющие за неприятеля, спускались за стену и ждали окончания артиллерийской канонады, что, как заметил А.В. Суворов, и делали турецкие солдаты. Потом артиллерийская стрельба по стенам заканчивалась и на штурм шла пехота. Фашинами (связками хвороста) забрасывались рвы, ставились лестницы и солдаты забирались на стены. Сторона, играющая за противника, в это же время занимала свои позиции на стенах. Такие тренировки продолжались достаточно долго, они приучили неприятеля к стандартным действиям русских войск.
Штурм Измаила прошел примерно также, но с одной разницей. После окончания стрельбы по стенам ядрами и шрапнелью, артиллерия продолжила стрельбу холостыми зарядами. Получилось, что гарнизон крепости продолжал ждать окончания артиллерийской подготовки, а в это время солдаты А.В. Суворова оказались на стенах Измаила. Вся Европа была удивлена, что А.В. Суворову удалось взять Измаил. Ему снова удалось определить, где и как нанести главный удар, а на самом деле это обман противника.
Подобных примеров приводить можно много, но главным является то, что А.В. Суворову, по сути, удалось создать свой метод  научного познания вооруженной борьбы и принятия управленческих решений, я называю этот метод методом системного подхода, что и представлено в таблице.
Как понимать и применять эту таблицу, как в целом понять причину побед А.В. Суворова?
А.В. Суворов, при одинаковых средствах вооруженной борьбы того времени, по-другому использовал пространство поля боя, на линейную тактику противника – отвечал глубокой, опережал во времени, в лучшем управлении, а о моральном духе войск, руководимых Суворовым, и говорить нечего и, конечно, правильно определял цель боя. Таким образом, каждый из перечисленных показателей давал свой коэффициент превосходства над противником.
Короткая фраза: глазомер и натиск, а в ней заключены все шесть показателей.
Надо также отметить особо: научная мысль всего мира, начиная с 30-х годов 20-го века, работала над тем, чтобы разработать метод системного подхода, но работа так и не доведена до конца и в 21 веке. Мне же представляется, что это сделал А.В. Суворов с 18-ом веке. Вот в чем величие и заслуга А.В. Суворова перед мировой наукой. 
Для пояснения, как применять положения, представленные в таблице, приведу еще два примера.
Первый – причина постоянных побед монголо-татарских войск в течение продолжительного времени. При холодном оружии с обеих сторон, монголо-татарские войска применяли трехмерную тактику: охваты конницей с флангов и стрельба из луков из задних рядов по противнику. Противник, таким образом, поражался сверху и окружался конницей. То есть монголо-татарские войска применяли трехмерную тактику, а их противники - одномерную. А тактику от тактики отделяет целая эпоха.
Второй пример хочу привести по эффективному использованию источников тепловой энергии. Давно (в начале 2000-х годов) проводил занятия в Московской области в Пушкинском районе. Был конец октября. Мне пришлось беседовать в директором школы, который жаловался, что до сих пор не дали отопление.
Стал спрашивать о причинах. Оказалось, что достаточно давно в селе была построена котельная, которая работала на каменном угле. Совсем недавно  котельная была переведена на газ. Но оказалось, что вышли из строя трубы, по которым подавалась вода, а котельная находится на другой стороне села, примерно в 1 км от здания школы. Трубы не заменили до сих пор по причине недостаточного финансирования.  Уважаемый читатель, поставьте сами вместо материальных средств вооруженной борьбы источники тепловой энергии: твердое топливо, жидкое топливо, газообразное топливо, ядерное топливо. Конечно, надо променять и цели, например, доложить вверх, что отопление дали, освоили все выделенные средства, и их в итоге не хватило и т.п. Согласитесь, что все это российские реалии. 
А какой же вывод? При переходе на новый источник тепловой энергии, должно быть другое пространственно-временное и управленческое решение. В этой школе можно было установить локальную котельную, а газ подвести по одной трубе гораздо меньшего диаметра и тем самым в разы снизить расходы и выиграть время. А как снизить потери тепла в масштабе всей страны? Ответ тоже есть.
В целом же таблицу надо понимать так. Одной цели может соответствовать четыре положения материальных средств, а одному материальному средству – четыре положения пространства и так далее. Задача управленца как раз и заключается в том, чтобы из такого многообразия (четыре в шестой степени) выбрать оптимальный вариант, а это уже искусство управления.
В  качестве итога. Хочу написать в развитие этой статьи несколько статей. Сколько, еще не решил. 
Но по направлениям уже определился, это:
1. Образование в России.
2. Государственные и муниципальные бюджеты.
3. Дороги.
4. Промышленность и промышленная политика.
5. Сельское хозяйство.
Считаю, что научный метод А.В Суворова поможет мне это сделать, хотя направления очень разные.   
И это так, достаточно сформулировать правильные цели по каждой отрасли.
Например, какая цель должна стоять перед Министерством образования России? Представляется, что ЕГЭ должен занимать не более 5% в работе министерства.
Например, что является предметом бюджетной классификации, которая введена в России в 2005 году? Почему предмет бюджетной классификации в течение 10 лет не показывается в расходной части бюджетов всех уровней власти?
Например, какие критерии является главными (основными) для оценки качества дорог федерального, регионального и местного значения?
Например, почему в России работают 133 авиакомпании, а во Франции и Нидерландах – одна на две страны? Может при таком количестве авиакомпаний работать авиационная промышленность России?
Почему один район в одной из известных мне областей производит 33% сельскохозяйственной продукции всей области, а остальная часть приходится на 35 районов?

Пояснения автора:
 . В 1800-1801 г. Макдональд принимал участие в повторном нападении на Италию под руководством Бонапарта.
2. Никола;й Николаевич Голови;н (4 декабря 1875, Москва — 10 января 1944, Париж) — русский военачальник, генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба, военный учёный, историк и исследователь военного дела.