Воспоминания о Варшавском Восстании - Часть 132

Константин Кучер
(с польского)

Неизвестный, псевдоним "Орловский" ст. стрелок батальона "Белт" рота «Скиба»

Мы занимали позицию на третьем этаже уцелевшего, еще не сгоревшего дома на Новогродской, 31 недалеко Маршалковской. Немцы засели напротив, в сгоревшем доме по другую сторону улицы. В квартире, в которой мы находились, был балкон, с которого мы обстреливали и закидывали гранатами немецкие позиции. Так как у нас закончились  гранаты, я пошел пополнить их запас. С гранатами за пазухой, на четвереньках я пробирался к балкону, когда меня накрыло  пламенем из огнемета. Я закрыл глаза и начал тушить огонь на голове и плечах. На моё счастье, товарищи - Земло и какой-то курсант - сорвали со стола покрывало и накинули его мне на голову, погасив огонь. Если бы не их сообразительность, уже через минуту взорвались бы гранаты у меня за пазухой и, скорее всего, мы бы все погибли.

В результате полученных ожогов лица и рук до конца восстания я больше не принимал  участия в боевых операциях.

Ева Кужняр Боратовская псевдоним "Ева", санитарка батальона  Белт" рота «Скиба»

11 сентября. Мы на Новогродской, 22. Немцы атакуют от Новогродской, 24. Боеприпасов мало и гранаты заканчиваются. Поручик "Скиба" посылает одного из солдат за гранатами на Журавлиную, 16. Посланец возвращается где-то через полчаса. Гранаты несет в «хлебаке» (1), который подвесил себе на шею.
Это повстанческие гранаты, запалы которых перед броском нужно потереть обо что-то, чтобы они воспламенились.

Парень с сумкой гранат, что болтается у его живота, сбегает по лестнице во дворик дома 22. Торопится. В это время из дворика другой солдат взбегает на лестницу. Тоже торопится. Парни сталкиваются. Запалы гранат воспламеняются и они взрываются.

Тот, что бежал с гранатами – погибает сразу. У второго - разорвана вся брюшная стенка, внутренности торчат наружу. Я бросаюсь на помощь. Рана большая, перевязывать её тяжело и неудобно. Просто накрываю ее марлей. Он просит о смерти. Я делаю ему укол морфина, после которого он словно засыпает. В таком состоянии его невозможно транспортировать подвалами и перелазами. Я сижу рядом с ним и жду, когда можно будет оказать помощь. Но смерть пришла быстрее. К сожалению, ни фамилий, ни псевдонимов обоих парней никто не знает.

На наше счастье, взрыв гранат не повлек больших потерь только потому, что остальные парни сидели на лестничной клетке на пол-этажа выше, за поворотом лестничного марша.

Примечания переводчика:

1 - «хлебак» - часть амуниции польского пехотинца времен 2-ой Речи Посполитой и Второй Мировой войны, предназначенная для переноски сухого продуктового пайка (равно, как неприкосновенного запаса), которая носилась под вещмешком и крепилась на ремень, но могла иметь также лямку, что позволяло носить её на плече или повесить на шею (как в этой части мемуаров)

+++++++++++++++++++
На снимке: Варшава, август 1944 г. Варшавский повстанец, подпоручик Ежи Сивец (Jerzy Siwiec) роты «Анна» батальона «Густав» бросает гранату Stielhandgranate-24 с улицы Слепеж на позиции немцев на Замковой площади (pl. Zamkowym).).
Автор снимка – Вислав Хшановский, источник - http://waralbum.ru