Волен ли в себе человек?

Фёдор Киприянович Чернов
               
 Семён Иванович Резонов закончил урок русского языка, по сигналу оглушительно верещащего звонка отпустил учеников на перемену. Зашёл в учительскую. Впереди – «окно», до пятого урока можно слегка расслабиться.

После перемены в месте отдохновения остались две учительницы, оживлённо вспоминавшие встречи с выпускниками школы. Первая коллега рассказывала второй:
- Представляешь, в субботу иду домой, а по дороге мимо иномарка катит. Вдруг останавливается, выглядывает молодой симпатичный  мужчина:
- Здрасте, Анна Алексеевна! Садитесь, подвезу.

Оказывается, это Вася Анисимов, не сразу узнала его: лет десять не видела. Села, в машине жена его сидит, красивая, модная. Пока доехали, поговорили. В Тюмени живёт, таксистом работает. Та-ак изменился, не поверишь! Настоящим человеком стал!

- Да уж, помню его – озорник был, каких поискать, - откликнулась собеседница.

Резонов вспомнил, как проводил урок в классе, в котором учился упомянутый
выпускник школы. 
Произошло это в середине первого года его работы в школе. Однажды Семёну пришлось заменять приболевшую пожилую коллегу. По плану пожилой словесницы в тот день в 7 классе надо было провести урок внеклассного чтения.

Семён Иванович решил взять в школьной библиотеке рассказ Горького «Емельян Пиляй», который очень хорошо помнил. Он знал, что седьмой класс считается сложным. Учителям особенно много хлопот доставляли Вася Анисимов и Толя Шурупов. Оба из неполных семей. Оба не раз приглашались «на ковёр» в кабинет директора. Второго из них однажды вызывали вместе с матерью после жалобы малышей на то, что он отбирает у них деньги.

Резонов с журналом и двумя книгами под мышкой упругими шагами двинулся к классу. Звонок буравил уши.  Дрессировщик шёл в клетку к шакалам.

Семиклассники встали – большинство нехотя. Двое главных озорников: Шурупов в коричневом свитере, Анисимов - в распахнутом клетчатом пиджаке, остались сидеть. Они находились за одним столом, явно пересели без разрешения классного руководителя.

- Здравствуйте, ребята! – нарочито бодрым голосом произнёс молодой словесник.
- Мы не жеребята! – откликнулся неприятным, каким-то козлиным голосом Толя Шурупов. Его ухмылка и глаза были  пропитаны наглостью. Наглостью веяло, казалось, даже от его круглой коротко стриженной головы с  оттопыренными ушами. 
Послышался смех, похожий на лай. Так, во всяком случае, показалось новенькому учителю. Громче всех заливался Вася, крупные веснушки так и прыгали на его лице. Его поддержали одноклассники. Лишь отличница, стоявшая возле первого стола у окна, с осуждением взглянула на насмешника и вновь повернулась к Семёну. Её большие глаза наполнились грустью и сочувствием к молодому педагогу. «Прекрасная лань, как тебе живётся в этой стае?!» - мелькнуло в сознании наставника.

- Садитесь! – сказал Резонов.
- Сесть мы всегда успеем! – нарочито визгливым голоском выкрикнул Шурупов. Опять хохот.

Семён Иванович сделал перекличку. Приступил к проверке домашнего задания. Вася и Толя перекидывались репликами между собой и другими учениками. На замечания педагога не реагировали. Резонов велел всем открыть тетради и записать тему. Он повернулся к доске. И тут только увидел то, что от волнения сразу не заметил. На доске было написано: «Рыжий». Прямо как в пору его школьного детства. Семён молча стёр надпись и записал тему:
«Рассказ А.М. Горького «Емельян Пиляй».

Затем обратился к классу:
- Представьте себе такую ситуацию: разбойник решил ночью ограбить прохожего возле реки. Притаился, ждёт. И вдруг видит, что первый появившийся прохожий направляется к воде, чтобы покончить жизнь самоубийством. Как себя поведёт разбойник? – обращаясь то к одному, то к другому озорнику, громко и чётко произнёс Резонов.

- Грабанёт сначала, а потом отпустит топиться, - хохотнул Вася.
- Ничё не сделает, - хмыкнул Толя, - утопленник с собой деньги не возьмёт.
Другие школьники стали предлагать свои варианты.

 Пользуясь возникшим интересом, Резонов стал пересказывать произведение. Кратко коснувшись пространного вступления, он перешёл к драматической сцене. Главный герой готов убить любого встречного, чтобы завладеть его деньгами и имуществом. Вдруг слышит: идёт кто-то, рыдает и вскрикивает в отчаянии: «Милый, за что?»

Семён Иванович, воодушевлённый наступившим в классе молчанием, процитировал наизусть врезавшиеся в память слова героя рассказа:
«Смотрю – так сердце и ёкнуло: ма-аленькая девчоночка, дитё совсем – беленькая, кудряшки на щёчках – глазёнки большие такие – смотрят так… и плечики дрожат-дрожат, а из глаз-то слёзы крупнущие одна за другой так и бегут, так и бегут. Жалость меня, брат ты мой, забрала».

И дальше увлёкшийся преподаватель поведал о том, как Емельян Пиляй, чуть было не ставший убийцей, начинает с жаром уговаривать девушку не губить своей жизни. Все семиклассники слушали внимательно.

Резонов рассказывал, как Емельян уговорил девушку. Как он убеждал её в ценности человеческой жизни, и как эта девушка красива и замечательна. «Сердце говорило», - так выразил своё отношение Пиляй, который приходит в восторг от того, что барышня по имени Лиза, прислушавшись к его словам, улыбнулась. Учитель громко произнёс, почти прокричал восторженные слова героя произведения. При этом один невысокий паренёк хихикнул, но его никто не поддержал.

Семён Иванович закончил рассказывать. Тишина. Школьники сидели как на сеансе гипноза. Внезапно Шурупов, с лица которого совсем сошло наглое выражение, сказал с лёгким дрожанием в голосе:
- А у нас в деревне один раз женщина решила утопиться, пошла на озеро, а ей рыбак встретился, уговорил её не делать этого.

Потом Семён Иванович узнал, что мальчишка говорил о своей матери. Он предложил подросткам самим почитать рассказ. Взметнулся лес рук. Учитель дал книги отличнице и Толе Шурупову, который тут же уткнулся в книгу. Отличница громко и выразительно стала читать. Вася Анисимов сидел, облокотясь на стол, подперев голову рукой, и внимательно смотрел то на чтицу, то на наставника.

Резонов тогда после урока чувствовал себя победителем. После этого он ещё несколько раз проводил занятия в этом классе. Все воспринимали его с уважением.

Отвлекшись от воспоминаний, Семён Иванович спросил:
- Анна Алексеевна, а Вы не знаете, где сейчас обитает  дружок Васи Анисимова Толя Шурупов?
- Посадили его, говорят, в городе что-то где-то украл. Пять лет дали, два уже отсидел.
«Да, -  подумал Резонов, - поистине, как писал Горький: человек в себе не волен…»