Сеанс 9. Заведение в учреждении

Королёв Михаил
Выйдя из ворот психбольницы, Исследователь побрёл по улице, но она закончилась тупиком. Тогда он повернул в другую сторону и пошёл в обратном направлении. Каково же было его удивление, когда он снова упёрся в тупик. Улицу перегораживало серое внушительное здание казённого вида, на входе которого была табличка с надписью «УЧРЕЖДЕНИЕ». Чуть пониже этой надписи была еще одна, помельче: «ЗАВЕДЕНИЕ». Исследователь подумал, что можно, вероятно, пройти насквозь через здание и выйти через другой вход назад, на более оживлённую улицу. Поэтому он вошёл внутрь и прошёл несколько шагов по просторному вестибюлю, но тут  же услышал сердитый голос вахтёра:

- Вы куда так торопитесь, за Вами что, гонятся? Как будто из дурдома сбежали, ей богу! Вы кто и к кому пришли?

- Я просто пришёл… Думал, здесь можно на улицу попасть, - ответил Исследователь. – Не знаю, как из тупика выбраться… Хотел через ваше здание…

- Здесь без пропуска нельзя. Чтобы пройти, я должен Вам пропуск выписать. А без пропуска не положено.

- Ну, так выпишете пропуск, и я пройду, – миролюбиво сказал Исследователь.

- Это можно. Только надо знать, к кому Вы пришли. Без этого я пропуск не могу выписать. Здесь всё-таки как-никак «Учреждение».

Исследователь вспомнил странную табличку на входе и поинтересовался:

- Здесь «Учреждение» или всё же «Заведение»? А если и то, и то, то какая между ними разница?

- Разница принципиальная. Сначала это было только «Учреждение». Учреждение учреждают для каких-то целей. Чтобы оно людям пользу приносило. Потом, постепенно, внутри учреждения неизбежно само заводится «Заведение». Оно постепенно растёт, а учреждение, наоборот, хиреет. «Заведение» же от «Учреждения» отличается тем, что оно приносит пользу не всем людям, а только тем, кто в нём работает. И то не каждому, а в основном, руководству. Это жизненный цикл у организаций такой. Типа трансформации красивой бабочки в прожорливую вредоносную гусеницу. Ещё отличие в том, что в учреждении работают нормальные толковые люди, профессионалы и энтузиасты своего дела. Потом им постепенно на смену приходят лентяи и бездельники. Их становится всё больше и больше. Они сами работать не могут, поэтому и другим не дают. И вот из-за этого «Учреждение» превращается в «Заведение». У нас так везде… Всё по одному сценарию.

- А чем же в вашем «Учреждении-Заведении» люди занимаются? Какой работой? – проявил любопытство Исследователь.

- Сейчас на этот вопрос трудно ответить. Никто уже не помнит. Прежние сотрудники, которые работали, давно поувольнялись, а новые не знают и никогда не знали. Но на работу ходят. Столовую посещают. Кляузничают друг на друга, совещаются, интригуют… Подсиживают… В общем, живут полноценной и содержательной жизнью.

- Ну, так пропуск Вам к кому выписывать? – снова спросил вахтёр.

Исследователь поглядел по сторонам и увидел Доску Почёта, на которой висело несколько пожелтевших фотографий. Под первой крупными буквами была подписана знакомая фамилия: «Кацман». Поэтому Исследователь сказал:

- Я к Кацману. К нему пропуск выписывайте.

- А Кацмана сейчас нет на месте. Он в Белом доме. Или в Жёлтом. Я точно не знаю. Впрочем, какая разница, какого цвета дом. Главное, что он сейчас на приёме у большого начальства… Аудиенции дожидается. Давно уже. Второй год…

Чтобы выиграть время и сообразить, к кому ещё можно выписать пропуск, Исследователь спросил вахтёра:

- Вот Вы сказали, что здесь люди непонятно чем занимаются. Куда же ваше руководство смотрит? Почему же оно бездельников на работу принимает?

- Известное дело. Руководству не до этого. Ведь оно в обмен на свой пост и сверхдоходы душу дьяволу продало. Теперь пытается эту душу назад выкупить.

- Как это? – удивился Исследователь.

- А как это обычно бывает, – проворчал вахтёр. - Соблазны… Власти хочется… Славы… Денег. А они просто так не даются… Особенно, если сам не шибко талантливый и способный. Вот к таким людям обычно сатана и посылает черта. Черт обычно кучерявый и жизнерадостный бывает. Бодрый такой, энергичный, деловой. Во все дырки лезет. Он крутится вокруг начальника и искушает. Сначала по мелочи, незаметно так. А потом человек уже окончательно в сети попадает.

- Прям, так уж и черт, – засмеялся Исследователь.

- Натуральный черт, не сомневайтесь даже, – слегка обиделся вахтер. - К нашему шефу уже давно приходил, я сам ему пропуск выписывал. Потом началось. Столько бед всем босс натворил, что мама не горюй. Все развалил… Всех предал. А сатане это и нужно. Правда, потом, когда срок приходит и за содеянное отвечать надо, человек бояться начинает, пытается свою проданную душу назад вернуть. Говорит, что из благих побуждений действовал. Но, как известно, благими намерениями дорога в ад вымощена. Хитрые эти черти, обманывают часто. Ну, значит, человек, когда поймёт, что круто попал, он черта, обычно, от себя прогоняет, пытается перед другими людьми оправдаться… Но поздно… Договор есть договор.

- И на какой же срок такой договор подписывается?- полюбопытствовал Исследователь.

- По-разному говорят, - со вздохом сказал вахтер. - Вот, Гитлер договор, якобы, с Князем Тьмы на тринадцать лет заключил. И сразу из отставного фельдфебеля в мировые лидеры вышел. Поначалу вроде как хорошее дело делал: немцам работу дал. А потом так накуролесил, что весь мир его страшные дела до сих пор забыть не может. А когда срок договора истек, все в одночасье и кончилось. И помер бесславно, проклинаемый всеми. А кое-кто считает, что договор с дьяволом на двадцать один год заключают. Но я лично думаю, что срок от степени грехопадения зависит. С точки зрения нумерологии срок договора, по идее, должен быть равен десяти годам, так как новый цикл после десяти начинается. А если с позиций астрологии, то, скорее всего, двенадцать лет. Но в каждом конкретном случае срок определить просто: начало – когда черт появляется, и у человека привычки, характер и окружение меняются, а конец – когда черт исчезает. Потому что ему уже здесь нечего делать.

- Почему же ваше руководство такое грешное? И можно ли не стать грешником, если ты начальник? – продолжил свои расспросы Исследователь.

- Все люди грешны, – философски заметил вахтер. - Ведь что такое грех? Грех - это нехороший поступок. А их совершают из-за пороков человеческой души. Пороки же души - это противоположность и, в определённом смысле, продолжение добродетелей. И, по сути, основа характера человека, особенности его нервной системы и мировосприятия. Устремления, так сказать. Православие утверждает, что пороков, как и добродетелей, по семь, ну или точнее, восемь. То есть, если есть такой порок как «чревоугодие», то противоположная ему добродетель - это «воздержание», есть «уныние» и есть добродетель - «усердие к добрым делам», есть «гордыня» и, напротив, «смирение», есть «лживость и ненависть», а есть «любовь», есть «гнев», а есть «кротость» и так далее. Вообще, мне кажется, что пороки – это если что-то чрезмерное. Вот, допустим, – чувство самоуважения. Это нормально. А если здесь перебор, то это уже гордыня и тщеславие – пороки то есть. Или если слишком смиренный, так злу противостоять не сможешь – тоже нехорошо. Добродетели обычно проявляются в духовной сфере, а пороки, наоборот, в материальном мире.

А теперь представьте, что есть правдивые, смелые и добрые люди. Конечно, им хорошо. Они подвиги делают, свершения всякие. У них все легко получается. Потому что у них добродетелей много. Но, ведь есть и такие, у которых этих качеств не хватает. Им-то что делать? Как выживать и за место под солнцем бороться? Вот и приходится изворачиваться, врать или подличать. Без этого не прожить. Причем что характерно: добрые люди им противостоять практически не могут. Потому что приемы борьбы у них честные. Подлостей всяких делать не умеют. Если нет добродетелей, плохие люди используют для того, чтобы устроится и чего-то добиться, как бы их противоположность – свои пороки. Ну, а если такой человек еще честолюбив и с амбициями, - без черта, скорее всего, не обойдется! Вот и совершают они не только просто грехи, а грехи смертные или вопиющие перед Небом.

Исследователь переспросил:

- Какие, какие грехи? – надеясь на пояснение.

- Смертные грехи – это когда человек губит поступком свою бессмертную душу, поэтому их и называют смертными. За них расплата обычно ожидает после смерти. Душа в рай не попадет и будет в аду вечно мучиться. А вопиющие перед Небом – это те, которые требуют отмщения ещё при жизни. Например, если работнику не заплатили положенную плату за работу – это считается вопиющим грехом.

- А какой грех считается самым страшным? – спросил Исследователь.

- В разные времена по-разному считали. Но общество менялось, общественные формации и мораль также трансформировались, поэтому и представление о грехах и пороках постоянно уточнялось. Древние греки выделяли четыре главных порока, порождающие грехи: трусость, глупость, жадность и подверженность эмоциями и страстям. Вообще, с давних времен, люди считали страшными грехами несоблюдение десяти заповедей Моисея. Например, возжелал имущество соседа или покусился на чужое – всё, ты уже грешник. У нас теперь таких много. Православие говорит, что один грех часто тянет за собой другой, более страшный. Скажем, чревоугодие тянет за собой прелюбодейство, за ними следует жадность, а потом ложь и обман. Сейчас Церковь считает, что наиболее опасным грехом является гордыня. А некоторые говорят, что ложь. Это потому, что дьявол отцом лжи является и, соответственно, приходится врагом человечеству. Из этих двух грехов многие другие грехи вытекают.

- А в наше время, в мирской жизни, что считается пороком? – заинтересовался Исследователь.

- Даже не знаю. Предательство? Нет, пожалуй. Мздоимство? Тоже не то. Все так живут. Может быть, бедность, скромность, доброта и честность? Ведь эти качества серьезно жить мешают, значит – это пороки.

- Что-то Вы не очень на вахтера похожи, – заметил Исследователь. - Рассуждаете, как философ.

- А как я должен рассуждать? – молвил задумчиво вахтёр. – Ведь я раньше наукой занимался, научным атеизмом.

- Но, впрочем, заболтали Вы меня совсем, – произнес вахтёр и озабоченно посмотрел на часы. - Скоро конец рабочего дня. Подумали, к кому Вам пропуск выписывать?

- Выписывайте в отдел кадров, может, на работу к вам устроюсь, – нашел выход из ситуации Исследователь.

- Вам в отдел кадров «Учреждения» или «Заведения»? – уточнил вахтер.

- Точно не знаю, – замялся Исследователь.

- Ну, как же?! - изумился вахтер. – Вы про то, чем «Учреждение» от «Заведения» отличается, спрашивали и про пороки с добродетелями. Так вот, если Вы пороками обладаете и любой ценой к материальному стремитесь, то Вам надо в «Заведение», а если добродетелями располагаете и не чужды духовного, то в «Учреждение». Здесь перепутать нельзя. С этим у нас строго.

- Тогда давайте в «Учреждение», – сказал Исследователь.

- Там отдел кадров до двух работает. Закрыт уже. Да и от «Учреждения» уже мало что осталось, все работники разбежались, - произнес вахтёр.

- Тогда в «Заведение».

- А там приема нет, потому что вакансии кончились. И вообще, у них теперь кризис и сокращение штатов. Все проели, растащили и разрушили. «Учреждение» в «Заведение» превратили, всех разогнали. А работать кто будет? Теперь вот и «Заведение» само загибается.

- А что же будет с «Учреждением» и «Заведением» потом? - спросил Исследователь.

- Ведь так жить нельзя, работать надо, людям пользу приносить!

- А потом начнется новый цикл. «Заведение» окончательно уничтожит «Учреждение», потом само развалится, потому что оно не нужно такое никому, и ловить там будет нечего. Потом новые энтузиасты придут, новое «Учреждение» создадут, а после там опять «Заведение» заведется. Придут на место профессионалов сомнительные личности. От них спасения нет. Ведь сами они делать ничего не умеют, а кормиться как-то надо. Поэтому они и проникают, как тараканы, где какая-то деятельность ведется. Дальше начальниками становятся, чтобы не работать, а только руководить. Опять все разворуют и развалят. Потом опять, по новой. Такая наша жизнь… При этом чем организация меньше, тем обычно и циклы быстрее. Вот страну крупную развалить – лет двадцать, а то и тридцать надо. А организацию поменьше и трех лет достаточно.

- Да, грустно как-то. А скажите, как же мне все-таки через здание ваше на улицу пройти? – удрученно спросил Исследователь. - Неужели совсем выхода нет? Может быть, подскажете, как поступить?

- Да Вы проходите просто так, без пропуска. Вон там выход, аккурат на улицу и попадете. Ведь рабочий день уже закончился, а я пропуска во внерабочее время не выписываю и проходную не охраняю.

«Ну, дела!» – подумал Исследователь, выходя на улицу. – «Интересно, у них везде так? Вахтер говорил, везде. Ведь даже вахтер все понимает, а ничего не меняют. Так ведь и правда, Конец Света наступить может. Но ведь, должна же быть у людей какая-то нравственность и мораль? Какой-то защитный механизм по сохранению себя и своего общества? Надо обязательно разобраться, как эволюционируют представления людей о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».