Крадущий жизни

Константин Силко
Каждый настоящий художник и поэт – пророк. Это знают все. А вот на вопрос как и для чего свершается пророчество ответить может далеко не каждый.

Французский поэт Гийом Аполлинер (в миру урожденный поляк Владимир Вонж-Костровицкий) не только создал свои направления в прозе, антологии и поэзии да подарил миру термин «сюрреализм» но и на пару десятков лет опередил и предопределил развитие музыки! третьей и четвертой французской республик.

Творческая энергия в Аполлинере бушевала девятым валом. Пикассо, Вламинк, Анри Россо, Дягилев, Кокто, Габриэль Шанель – вот лишь несколько имен равным среди которых был Гийом Аполлинер, ставший по абсолютному признанию искусствоведов самым влиятельным деятелем европейского авангарда начала двадцатого века.

Итальянский художник Джорджо де Кирико, ставший одним из основателей метафизической живописи  – стиля «тайны» и «квадроченто», приемов умерщвления живого и пробуждения к жизни неодушевленного – хоть и обладал духом бунтаря но не стал значительной вехой хотя бы в европейской живописи.

Художник был близок сюрреалистам, жил в Париже и водил знакомства в том числе и с Аполлинером, чей портрет и нарисовал в 1914 году естественно в стиле свой метафизики. На картине еле заметна отметина на лбу Аполлинера, кажущаяся лишь родинкой которой на самом деле никогда не существовало у прототипа.

В 1916 году именно в это место головы, участвовавшего в первой мировой войне Вонж-Костровицкого, попал осколок снаряда. Поэт перенес трепанацию черепа а осенью следующего года ослабленный ранением умер от испанского гриппа во время его эпидемии. Аполлинеру было всего 38 лет.

Джорджо де Кирико прожил долгие 90, но в тридцатые годы придя к академизму ничего выдающегося на своих холстах более не создал. В 1945 году опубликовал мемуарную книгу «Воспоминания о моей жизни» после чего внимал прозе бытия еще почти три с половиной десятилетия.