Зритель требует преувеличения...

Анатолий Шуклецов
Когда я уезжал в Италию, мне все твердили в виде напутствия – с натуры пишите, с натуры! Живя в Сорренто, я ровно три недели писал вид с того самого места, что и Сильвестр Щедрин. Затем точно так же написал вид с натуры в Амальфи. Зато в Вико я написал две картины по памяти, закат и восход солнца. Выставил все – и что же оказалось? Всё внимание публики было обращено на фантазии, а эти проходили мимо как давно знакомые. Иван Айвазовский. // В присутствии супругов Золя, Доде, Эредиа, Шарпантье и молодых писателей-реалистов читаю начало моей «Актрисы Фостен». Я сильно удивлён: зарисовки с натуры, главы документированные, построенные на пристальном изучении жизни, почему-то не доходят. Зато страницы голого вымысла, на мой взгляд, не особенно удавшиеся, захватывают маленькое общество. Золя решил даже, что грек Анастазиадис взят мной из жизни. Эдмон Гонкур. // Преувеличение – синоним искусства. Кто-кто, а творцы невероятного не страдают от перемен. От времени гинут именно точные писатели, дотошно подмечавшие каждую чёрточку этого преходящего мира. Очевидно, что факт более хрупок, нежели мечта. Мечта держится две тысячи лет. Например, все мы мечтаем о совершенно бесстрашном человеке, и Ахилл жив по сей день. Но мы совсем не знаем, возможен ли такой человек. Реалисты той поры забыты, и некому нам рассказать, сильно ли преувеличил Гомер храбрость Ахилла в бою. Выдумка пережила факт. Гилберт Честертон. // Зритель требует, ждёт от тебя сильного преувеличения. Борис Валеджо. // Всякая прибаска хороша с прикраской. Русская пословица. // Журналистский трюк, часто применяемый и в литературе. Если ты скажешь, что в небе летают слоны, тебе не поверят. Скажи, что в небе летают четыреста двадцать пять слонов, – и, вероятно, поверят. Габриель Маркес. // Всякая небылица в три года пригодится. Владимир Даль. // Самые прекрасные – те произведения, в которых меньше всего материального. Гюстав Флобер. // …чем чуднее, тем лучше. Александр Островский. // Что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности. Сергей Довлатов. // Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным. Оскар Уайльд. // Ни одного ребёнка не может захватить сказка, если она не пугает. Туве Янсон. // Главное было придумать великанов и лилипутов: всё остальное не составляло труда. Самуэль Джонсон. // Способ быть идеальным состоит в том, чтобы писать правдиво, а писать правдиво, можно только выбирая и преувеличивая. Всё дело в том, чтобы преувеличивать гармонично. Гюстав Флобер. // Надо уметь привирать. Иван Бунин. // Чудесна истина в обмане. Латинское изречение.