Производственная любовь

Лев Кубышкин
Производственная   любовь.
Обходчиком по котельно-вспомогательному оборудованию  отработал уже  полгода, а экзамен на обходчика по котлу старшему  машинисту блока Ильичу сдать не могу….
                Изверг!  Не  спрашивает,  а  издевается!  Ну, где это видано, чтобы мысленно  «идти» по всему пароводяному тракту котла, не выходя  с  блочного   щита  управления, и при этом называть  диаметры всех трубопроводов, марку сталей, наименование всяких там  пробоотборных  точек,  импульсных  линий,   встречающейся  на пути арматуры и её функциональное назначение?!
                Чуть ошибусь - сразу прогоняет на оборудование, приговаривая:  «Беги, беги волка ноги  кормят!»  И так смена за сменой… Злоба душит. 
                Ну, гад,  не уступлю - до  смерти замучаюсь, а экзамены сдам!  Всё равно выучу!  Знаю, в  других   вахтах  экзамены сдать проще, но проситься в другую вахту  значит сломаться. Мучаюсь.  Чувствую, Ильич меня  «тоже полюбил»…  И вдруг наступает момент как обрыв - всё сдал  последнюю  схему!  Можно идти  выше, в администрацию цеха там  следующая ступень сдачи экзаменов.
                Прошло несколько лет. Я уже не обходчик по котлу, на которого сдавал экзамен Ильичу, а старший машинист  блока - «хозяин  на  блочном».  Принимаю  экзамены у Павла,  хороший  мужик и у меня есть желание помочь ему. 
                Спрашиваю   про каждую трубочку  в поверхностях нагрева котла, не ленюсь, хожу « на место», показываю, что,  куда, зачем.  Перед  отпуском  успел принять  у стажёра  только «первую очередь».  Ещё пару месяцев и Павел  сдал бы мне и  «вторую   очередь».
                Выйдя из отпуска, узнаю,  что мой подопечный  сдал экзамены другому старшему машинисту блока через неделю после моего ухода в отпуск.  Жаловался, что я его «зажимал»,  даже на каком-то собрание  выступил по этому поводу с возмущенной речью.
          Сдавать  экзамены можно по- разному.  После экзамена и дублирования Павел получил допуск к самостоятельной работе и много  лет  трудился  обходчиком по котлу, но ставить его старались  только на «первую очередь»   там он не ошибался.
          Время шло. Я уже в администрации цеха и являюсь  последним «барьером» на пути к выписке на самостоятельную   работу. Принимаю экзамены. Чего  только  не наслушаешься.
              Один  «соискатель»  на должность, глядя на меня большими  голубыми  глазами, всерьёз  утверждал, что  в качестве противопожарных средств, у нас  на первом блоке по ряду «А»  имеется пожарный щит с багром, лопатой и  топором, а по всему  цеху  развешаны  красные  вёдра без дна. На  вопрос: « Что ты будешь растаскивать багром, ведь  в цехе бревен нет?» - экзаменуемый ответить не смог.  Что же  касается ведер без дна, то я долго ломал  голову, о чём идёт речь пока не догадался о пеногенераторах.
         Пришлось  потенциальному  обходчику сдавать экзамены 4 месяца,  это был абсолютный рекорд.
          Когда чувствую, что парень,   которого приходиться экзаменовать, толковый, то предлагаю  ему  «пройтись»  по всему пароводяному циклу.  «Вот – говорю  я - представь себя молекулой воды, которая из   конденсатора  турбины попала на  всас  насосов  обессоливающей  установки. Рассказывай, что встречается тебе на пути из  конденсатора в  деаэратор, котёл, турбину и снова в конденсатор.  А  я слушаю  и   думаю, ненавидит ли  меня  этот парень  так же, как  я когда- то  Ильича.  Наблюдаю, как он старается, мучается, краснеет, но главное, чтобы  не ленился.   Если «пройдет»  весь путь, знаю, он года  через три  (как минимум) станет машинистом блока, потом, может старшим будет и дальше пойдёт.
               Время летит быстро, уже сын Ильича  мне экзамены сдал  и  произвёл  хорошее впечатление.   Чем старше я становлюсь, тем чаще вспоминаю «изверга» Ильича  с благодарностью. Вот такая она  «производственная любовь  и ненависть».