В тот летний день

Гурам Сванидзе
Я и мой коллега Спиридон имеем приятное обыкновение – собираемся у меня в саду в виноградной беседке, играем в шахматы и попиваем моё домашнее вино.  Мне редко удавалось у него выигрывать.
Было время он хаживал во Дворец шахмат. По ТВ несколько раз промелькнула его задумчивая физиономия – мой приятель на трибуне следит за перипетиями шахматных сражений. Надо сказать, что коллега недурён собой и отличался телегеничностью. Спиридон был вхож за кулисы турниров. Туда он пробирался благодаря знакомству с известными шахматистами. Как-то его, вернее группу гроссмейстеров, в которой он оказался случайно, сфотографировал корреспондент местной вечерней газеты. Репортёр не удосужился узнать фамилии. В результате в газете появилось фото с подписью: «Большие мастера древней игры – участники тбилисского чемпионата». После публикации Спиридону долго приходилось отбиваться и убеждать знакомых, что он - всего лишь перворазрядник.
Однажды произошёл конфуз. В компании вместе с мастером Шурой Б. Спиридон в очередной раз заглянул за кулисы. К Шуре подошёл один из гостей,  гроссмейстер из Львова С. Ш., и протянул тому руку. Спиридон решил, что здороваются с ним, а не с Шурой, и, вспыхнув от неожиданности, поспешил отреагировать. В какой-то момент он делил кисть гроссмейстера со своим приятелем. Спиридон обхватил своей ладонью безымянный и малый палец правой руки, Шура же завладел большим, указательным и средним пальцем здоровавшегося. Ещё немного и гостю порвали бы кисть. Тот болезненно вскрикнул, чем вызвал всеобщее внимание. Растерявшийся  Шура отрекомендовал Спиридона присутствовавшим как «любителя». С тех пор к нему прилипла репутация – «он - любитель, проникший за кулисы турнира и покусившийся на целостность здоровья гроссмейстера». Происшествие воспринималось как шутка, хотя пострадавший некоторое время играл с перевязанной рукой. Но «любительство» Спиридона стало как стигмой. С тех пор он так и не прибавил в разряде и забросил шахматы.

Сегодня за очередной посиделкой гость вспомнил один летний день...
Он был студентом тогда. Гулял со своими сокурсниками по парку. Солнце палило нещадно. Молодёжь устроила пикник на краю лужайки, в тени раскидистой голубой ели. В компании солировал один знаменитый юноша, известный на весь университет умник. Ему позволено было  быть нудным – говорить только на интеллектуальные темы.
- Ты можешь себе представить, он пользовался успехом у девиц. Они слушали его, открыв рот! – заметил мне  Спиридон и потом продолжил, - не помню о чём он говорил, убаюкал меня своими речениями, я задремал. 
Когда Спиридон очнулся, тот тип всё ещё говорил. Неожиданно для себя мой коллега заявил, что ему надо во Дворец шахмат, «по делам». Дворец как раз располагался в этом парке. Никто и ухом не повёл. Спиридон ушёл, недовольный. В это время во Дворце никого не бывает, но желание показаться оригинальным обязало его покинуть пикник.
 
Так оно и оказалось. Во Дворце было пусто... Спиридон долго слонялся между столами. Шахматные фигуры, расставленные на досках, казалось, ещё больше усугубляли ощущение пустоты. Мой гость собирался уходить, как вдруг увидел в глубине коридора у выхода на балкон пару играющих. Он направился к ним.
Они сидели тихо и не выдавали своё присутствие. Молодой человек играл с девочкой-подростком. Его Спиридон узнал – мастер Гоги Д., её – нет. «Может, вундеркинд» - промелькнуло в голове. Партнёрша обдумывала ход. Как показалось «любителю» Спиридону, позиция на доске была обоюдоострая. Девочка сделала ход и подняла глаза.
Гость рассказывал:
- То, что произошло, несколько меня озадачило. На меня пахнуло взглядом. Увидев меня, девчушка вдруг заулыбалась, игриво, большие чёрные глаза заискрились весёлым кокетливым огоньком. В свете яркого солнца, который валом валил через окно, её лицо было светло-пунцовым. Полные алые губы. Неожиданно со стороны балкона потянуло прохладным ароматом хвои. Мне показалось, что от ветерка заколебался выбившийся на лоб девочки локон чёрных волос. Чуть полноватая, она была облачена в простой цветастый сарафан. Немного коротенький.
Её взгляд недолго фиксировался на моей персоне. Гоги довольно быстро сделал ответный ход и девочка углубилась в игру. Я немного помялся и потом ушёл.
 
Здесь Спиридон замолк и отвлёкся от партии, которую я безнадёжно проигрывал. Он пригубил бокал с моим чёрным домашним вином:
- Хорошее вино! - сказал он и продолжил рассказ:
- Помнится мне этот случай ещё потому, что ту девчушку мы теперь знаем как крупного гроссмейстера. Улыбчивостью эта дама не отличается, улыбается только из вежливости. С возрастом у неё обозначилась сильная тяга к религии, поэтому на турнирах её можно видеть с покрытой головой, в строгих костюмах. Говорят ещё, что у неё тяжело сложилась личная жизнь. Её первый брак был связан с тяжёлыми переживаниями. Муж неожиданно оказался психопатом. Они развелись. Ей повезло. Свою вторую супругу он убил, держал труп под кроватью...

Мы вернулись к нашей партии. Гость быстро довёл её до логического конца.