Паяц

  Старый цирк переезжал.Городская администрация постаралась на славу.Проект нового здания был задуман и осуществлен с размахом.Он вобрал в себя причудливые бетонные конструкции,много стекла и мрамора - всего,что делает архитектуру современного города красивой.Новый цирк получился похожим на приземистого розовощекого толстяка,усевшегося на возвышении среди сосен и берез парка,излюбленного места отдыха горожан.Его округлые бока подпирали синий купол,а большие окна,как удивленные глаза,глядели из-под него в разные стороны.Они блестели,играя солнечным светом."Толстяк" словно выставлял себя напоказ:мол,вот он я какой!Приходите,полюбуйтесь!

  Это впечатление усиливало открытое пространство перед цирком.Его оставили для площади и будущего паркинга.Но пока здесь еще продолжались строительные работы:валялись кучи грунта и мусора,стучали механизмы,суетились люди в шумном хаосе созидания.Все это затрудняло подступы к "толстяку".Однако,несмотря на незаконченность,цирк уже готовился принять труппу артистов,которые последнее время только и жили мыслью о переезде.

  Для предстоящего новоселья была задумана новая концертная программа и на старом манеже с утра до вечера шли напряженные репетиции.Циркачи были полны желания блеснуть мастерством перед жителями города.А показать им было что.И кого.В старом цирке работали заслуженные люди: династия акробатов,прославленные силовые жонглеры,дрессировщики хищных и не очень хищных зверей,фокусники и гимнасты.Здесь даже был известный на всю страну клоун Коротышка.Человека под этим именем знали миллионы зрителей.Ни один десяток лет выходил Коротышка на арену со своими смешными трюками.И всегда имел успех.Его репризы гуляли в народе как афоризмы.Коротышку даже снимали в кино.Кинематограф раздвинул границы славы комика до предельных размеров - он стал узнаваем и любим повсюду,где появлялся.

  Но жил клоун,несмотря на это,скромно.Много работал,переделывал без конца,казалось бы готовые сценки,и никому не показывал,что замечает и понимает свою славу.

  В старом цирке это был единственный человек,которого предстоящее новоселье не радовало.Коротышка ходил грустный и не разделял всеобщего оживления.Он избегал разговоров о скором переезде и на художественном совете,где обсуждалась новая программа отмалчивался.
   
 - Иван Васильевич!- обращался к нему молодой худрук,- что вы думаете об акробатическом шоу со знаменами?Может сделать из него финальную сцену?
 - Хорошо,хорошо,- односложно отвечал старый артист и умолкал.

  Люди недоуменно пожимали плечами,а Иван Васильевич закрывал глаза и делал вид,что дремлет.
 - Вам нездоровится?!- заботливо трогал за рукав кто-нибудь из коллег.
 - Нет,нет,- оживлялся на секунду клоун и тут же умолкал:
 - Просто я устал!
 - В таком случае отдохните пару деньков,- худрук уважительно поворачивался к нему.- Вы нужны нам здоровым.Ваше выступление - гвоздь программы!
 - Я постараюсь,постараюсь...
 - Уж,пожалуйста!- умоляюще глядя на клоуна,просил художественный руководитель.
 - Понимаю,понимаю,- отвечал клоун и затихал опять.

  Иван Васильевич действительно устал и не лукавил,когда говорил об этом.В последнее время он все больше чувствовал свои преклонные годы.Клоун постарел.Болели суставы,особенно на левой ноге.Когда-то в молодости он сломал ее,работая под куполом.Сорвался и упал.И вот теперь напоминание о том злополучном дне упорно преследовало его.Были и другие травмы,помельче,которых человек до поры,до времени не замечает.Но приходит пора и твое сильное тело,не знавшее устали,начинает изменять тебе на каждом шагу.Больше полувека на манеже.Это вам не щи лаптем хлебать.Уже не подняться под купол,не пробежать,как бывало,по канату,смешно размахивая разноцветным дырявым зонтиком.Даже жонглировать артист перестал - руки не слушались.А совсем недавно,прямо на арене,перед сотнями зрителей вдруг кольнуло сердце и в глазах на секунду потемнело.Клоун тяжело опустился на старинный солдатский барабан,стоявший рядом, и чуть не потерял сознание.

  Заботливо подбежали из-за кулис помощники-униформисты,но он отстранил их руки и всеже кувыркнулся, и сумел встать,изображая улыбку.Зрители ничего не заметили.Произошедшее показалось им очередной забавной выходкой их обаятельного любимца.Они от души смеялись над незадачливыми униформистами,которых клоун так ловко и смешно обманул,хлопали и кричали "браво!"

  И не было в ту минуту для старого артиста награды выше.

  Но сидя в грим-уборной,сняв парик и внимательно разглядывая свое серое лицо,клоун тихо произнес:
- Пора уходить!

 Артистическая душа тут же начала спорить:
 - Подумаешь,один раз сердце!С кем не бывает...Не спеши! Продли очарованье!
Но что- то неведомое,там впереди,грозило и пугало,как глухая ночь страшит одинокого запоздалого путника.Этому предощущению беды душа почему-то боялась возражать.Она умолкла,когда в мыслях старика пробежала новая щемящая тоскливая волна о том,что время вышло. Разум был беспощаден и неоспорим.И Коротышка опять проговорил сам себе вслух,как это бывает у старых людей:
 - После премьеры в новом цирке - уйду!

  О том,что старый клоун собирается уходить никто пока не знал.Репетиции,в том числе и его,шли своим чередом.С утра до вечера манеж шумел,кричал,лаял,хрюкал и даже иногда кусался.Все работали на подъеме: и люди,и животные.Четвероногим артистам передалось радостное возбуждение хозяев перед дверью в новую жизнь,открыть которую вскоре им предстояло всем вместе,шумно и весело.

  Был в труппе и молодой клоун.Звали его Тип-Топ.Около полугода назад окончил он цирковое училище.Окончил на отлично.Именно поэтому его,задорного и вечно улыбающегося непоседу,пригласили работать в старый цирк.А надо вам знать,что не всякого приглашали туда.Мало кто мог пройти придирчивый отбор.Мастерство и еще раз мастерство - было девизом труппы старого цирка.Бездарностям редко помогали хитрости влиятельных родственников и их друзей.Все они тут же оказывались на второ- и даже третьестепенных ролях.Поэтому либо уходили вскорости сами,либо вынуждены были мириться с тем, что способные навсегда оставляют их за спиной.

  Тип-Топ был способным и работал как одержимый.На манеже он постоянно испытывал эмоциональный подъем,поэтому дурачился вовсю,зачастую делая рискованные трюки.Глядя на него в такие минуты,ахали даже бывалые артисты.Это льстило самолюбию Тип-Топа.
 - Я талантлив!Я лучший!- не без основания думал молодой человек и душа его парила,как резвая птица,не скрывая от окружающих своих чувств.

  Но однажды старый клоун приземлил Тип-Топа.

- Над прыжком с каната поработай еще,- хлопая его по плечу,улыбнулся старый клоун.- Падаешь, как скомканный лист газеты,куда попало.А надо крылья раскрывать.Видал,как кувыркаются голуби в небе?Вот так...

  Тип-Топ побагровел.Он знал,что выполняет трюк высшей категории сложности,который старику и не снился.Да и мог ли он когда-то вот так же.Подмывало бросить:
 -Покажи! А я посмотрю!

 - Но видя как серьезно к замечаниям Коротышки прислушиваются в труппе,молодой человек сдерживался и вслух лишь недоумевал:
- Не понимаю,чем этот старикан знаменит?Я не видел у него ни одного мало-мальского трюка.Может и был он когда-то велик,только времечко его тю-тю...Сидел бы уже на лавочке,да смотрел как другие работают.

  Иван Васильевич догадывался о чувствах Тип-Топа.Но был невозмутим.Он знал как пьянит жажда славы молодых артистов.Но он знал и о том,что молодости неведомо до поры,до времени.Что нельзя артисту захмелеть от славы.Тогда - погибель!Скольких талантливых перевидал он на своем веку - сильных и много обещавших - но слабых и безвольных в руках тщеславия.Оно коварно играло ими,как жонглер булавами:подбрасывало высоко вверх и тут же роняло вниз,прямо в грязь.Поэтому одни оказывались в творческом тупике,другие начинали пить,если их собственная исключительность не находила обильной пищи признания.Талант и тех,и других в конце-концов тщеславие съедало без остатка.

  Вот о чем неведомо молодости.Пока не пройдет она сама этой опасной житейской дорогой.Пройдет,оглянется,кинется назад - ан,поздно!Поезд ушел далеко вперед,а ты гордо остался на забытой станции, один-одинешенек со своим талантом.Бесполезным,как старая изношенная обувь.
 Старость хотела научить молодость смотреть на себя со стороны.Молодость всеми силами упиралась.Если бы молодость знала...Если бы старость могла...Пропасть лежит между ними,через которую нельзя перекинуть мостик.Имя этой пропасти - возраст.Снисходительность и заносчивость никогда не протянут друг-другу руки.

  Тип-Топ был убежден,что Коротышка завидует ему:завидует его молодости и силе,будущему,которое есть только у него.

  Один случай особенно усилил эту убежденность и укрепил Тип-Топа в собственной правоте.

  Старому артисту отвели для репетиции самое лучшее время - с утра.Но Коротышка потребовал еще:чтобы на манеже рядом с ним никто больше не работал.Это было неслыханно.Обычно артисты репетируют по несколько человек одновременно.Манеж просторный,места хватает.Но условия клоуна были выполнены беспрекословно.И теперь вся труппа с утра сидела в ожидании,когда Коротышка закончит работать.В цирке в эти минуты было тихо,люди старались не стучать,шикали друг на друга.

  Тип-Топ решил подсмотреть.

- Что делает этот старик такого необычного,что весь цирк ходит на цыпочках?- думал он,притаившись за прожекторами у основания купола.Яркий направленный свет скрывал его по ту сторону фонарей,зато манеж был,как на ладони.

  Но из увиденного Тип-Топ не понял ровным счетом ничего.Коротышка просто ходил по арене,изредка останавливался,потом вдруг взмахивал руками.Потом кланялся.И все это молча.Смех - профессия клоуна.Почему же старик ничего не делает для этого?Зачем он стоит неподвижно,задумавшись о чем-то?

- Рехнулся!- злорадно недоумевал Тип-Топ.
- Надо блеснуть на этом дряблом фоне и показать наконец-то всем,кто в цирке настоящий клоун,- с такой мыслью Тип-топ спустился вниз.Настроение у него было приподнятое.Теперь он отчетливо понимал,что ему предстоит развенчать короля и взять власть над публикой в свои руки.Он не сомневался в победе и не испытывал жалости к старому артисту.Он видел свое выступление блестящим по сложности,веселым и красочным.А поражение соперника - справедливым.

  Наступил день премьеры.Зрительный зал был переполнен.В передних рядах сидели десятки приглашенных:строители,городские чиновники,почетные горожане.Многие пришли семьями.Детские голоса и смех раздавались то здесь,то там.А те,кому не хватило мест,сидели на ступеньках проходов или стояли у стены.Сегодня пускали всех.

  Гремела музыка,сверкали огни прожекторов.Один праздничный номер сменялся другим.Было шумно,весело и красочно.

  Уже два раза на арену выбегал задиристый Тип-Топ.Смешно и опасно он падал с высокой лестницы и... зависал на невидимой страховке.Зрители визжали от страха,смеялись и громко аплодировали.Тип-Топ бушевал.Он ходил по канату,держа в руке ободранный чемоданчик.Вдруг из него на головы людей валились разноцветные кирпичи и,заглушая испуганные крики,лопались и сыпали конфетти.Слезы из глаз клоуна летели струями прямо в публику.Он кидал в детей игрушками,бегал по кругу кувыркаясь в сальто,и при этом сыпал остротами.

  Цирк кричал и аплодировал.За кулисами Тип-Топа поздравляли.Успех был очевиден.И когда мимо улыбающегося и шумного Тип-Топа к выходу на манеж медленно прошел чуть сгорбленный Коротышка,тот сделал вид,что не замечает старого клоуна.И без того маленький,он стал еще ниже и явно растерян.Это было видно по его лицу.Снисходительно проводил Тип-Топ старика и весело повернулся,чтобы уйти к себе,как вдруг услышал на манеже,куда только что ступил Коротышка, взрыв аплодисментов.Рукоплескания накатывались волна за волной,все громче и выше,пока не превратились в бурю восторга.Зрители кричали,приветствуя Коротышку,свист и детский визг вырывались из этого грома и снова тонули в нем.Происходило что-то невероятное.

  Тип-Топ удивленно прислушался.Что происходит?Он направился к занавесу,чтобы выглянуть на манеж.Но аплодисменты вдруг разом смолкли,словно по команде и он услышал голос Коротышки,который запел,аккомпанируя себе на гитаре.

  Цирк опустел,тишиною закован,
  Только где-то гитара нарушает аккордом покой,
  Это песню поет старый клоун,
  Он прощается с цирком,
  Как с невестой своей и судьбой...

  Мелодию легко и грамотно подхватил оркестр.Коротышка ходил по арене цирка,казалось он обращается сейчас к каждому из зрителей сугубо лично.Изредка он останавливался,взмахивал руками и низко кланялся.Заплаканными глазами он медленно оглядывал цирк и замирал  неподвижно,будто задумавшись о чем-то.

  Песня звучала негромко,но была слышна в притихшем зале отчетливо и ясно.Она не спеша поднималась под самый купол,отраженная там,- усиливалась,и опускалась,обнимая прощальным теплом старого сердца сотни других сердец,внимавших ей.

  Клоун пел,ходил по кругу манежа и не делал никаких трюков.Песня закончилась.Старый артист умолк.Он снял рыжий парик,его белые редкие волосы больше не скрывали ни возраста,ни намерений клоуна.

  И вдруг зал понял,что происходит.Словно волна электрического тока прошла по рядам догадка.Волнение охватило зрителей.Между артистом и ими перекинулся невидимый живой мостик,который соединил их чувства воедино.Молчал артист, молчал оркестр,молчали люди,боясь пошевелиться,даже прожектора застыли и не бегали по арене.Секунда...две...три...пять...Сотни сердец бились в унисон,не веря в предстоящую разлуку.

  Было видно,как клоун взволнованно вздохнул.Он поклонился,чтобы уйти,но зал ,как по команде, неожиданно встал,охваченный порывом любви и волнения.Дружно и слаженно,словно отрепетированные заранее,грянули аплодисменты.Сотни ладоней захлопали в такт друг-другу,словно в две гигантские руки.Они сотрясали цирк минуту,две,три...

  Высыпали из своих грим-уборных артисты и столпились у выхода на манеж,вставая на цыпочки,чтобы увидеть триумф старого клоуна.

  А Коротышка стоял в море цветов и, не стесняясь,плакал.Были слезы и на глазах у многих зрителей.Клоун кланялся и посылал в разные стороны воздушные поцелуи.Так,словно просил разрешения уйти.Но зал не отпускал его.И не унимался.Люди не хотели расставаться со своим кумиром.Они все кричали и кричали "браво!" и несли цветы.

- А что особенного он сделал?- как бы сам у себя,но в то же время обращаясь к окружающим,спросил удивленный Тип-Топ.

  Кто-то бросил:
- А ему не надо ничего делать.Он гений!




























































          










































 














      








































































 


Рецензии