Эхо детства моего

Виктор Ремизов 2
Эхо детства моего
Я часто спрашивал у бабушки: «Куда деваются наши слова, которые мы все говорим?». По мальству лет своих мне думалось, что всё, что люди говорят, где-то скапливается, а когда накопится много-много, то какие-то люди или там существа наподобие людей собираются и решают, куда девать слова. И ещё мне думалось, что слова хороших людей оставляют полностью, а у остальных только те, которые хорошие. Я так думал потому, что когда становился свидетелем разговора взрослых о ком-то, то слышал, что тот-то хороший, так как он сказал то - то и то - то «Да так уважительно и степенно». А этот … и следовали нелицеприятные выражения в адрес этого «Ну, чё попало городит».
 
И бабушка мне долго не отвечала. Я уже и забывал про свой вопрос. А когда-нибудь наедине, она вдруг начинала мне рассказывать что-нибудь о людях. И как теперь я понимаю о людях хороших и плохих или как она их делила на  «с душой человек» и « так себе, никудышненький, пустельга». Рассказывая о людях, она никогда не называла их по именам и фамилиям. Но рассказывала так, что было понятно о ком идёт речь. Тогда она и открыла мне тайну, что слова людские не пропадают, а накапливаются «где каждому слову своё место отведено. «Ты ить утром то когда рано на речке сидишь, видишь, как туман движется. Бывает, что медленно он плывёт и теплом обдаёт всего тебя. Ты нежишься,  будто убаюканный в тёплой постельке. А в другой раз налетит космами, насквозь тебя пропитает холодом и вместе с зыбью речной да тучами рваными унесётся дальше. Вздрогнешь от такого, да домой уйдёшь. Вот я думаю, что это слова человеческие в виде тумана приходят к нам: от хороших людей – тёплый и ласковый туман, от плохих – холодом да тучей чёрной веет».
Полвека прошло с тех пор, но как услышу что-нибудь про туман, то будто эхом отзывается бабушкин рассказ о словах, которые никуда не деваются, а летают по свету и либо добром, либо злом встречают утром людей.