Брат

Анна Боднарук
                Б Р А Т

Друг и брат - великое дело: не скоро добудешь.
Доброе братство лучшее богатство.
Старший брат как второй отец.
Брат то брат, а денежки врозь.
У нашего свата ни друга, ни брата.
От худого братца рад бы отвязаться.
Брат мой, а ум у него свой.
Любовь братьев крепче скалы.
Братская любовь пуще каменных стен.
Два брата - лом да лопата.(шутка)
Два брата хвалились, да оба никуда не годились.
У кого нет старшего брата, тот и сам не старший.
Кум да сват - все не родной брат.
У кого есть младший брат, у того есть и отдых, у кого есть старший
брат, у того есть счастье.(киргизкая п.)
Брат за брата не ответчик.
Брат иногда не бывает другом, а вот настоящий друг – всегда брат. (От того дружбу иногда называют – братством)
Брат за брата стеной.
Война всех побратала.
В ссору братьев вмешиваться, сам врагом останешься.
Братья – на медведя, свояки – на медовуху.
Несчастливый и родному брату не милый.
И на вашего брата придёт расплата.
Нет священных писаний, которые бы оправдывали братоубийство.
По крови – брат, а по делу – хват.



     У скифов издревле существовал обычай братания, когда воины надрезали себе руки над чашей с вином, смешивая его с кровью, а затем чашу выпивали, пуская её по кругу. Почему возник такой обычай, случаен ли он? Похожие ритуалы существовали в различных уголках мира (только индейцы вместо вина использовали воду, а датчане для скрепления дружбы или договора окропляли кровью следы друг друга).
          Л. Болдырева,  Н. Сотина   «Магия и квантовая механика».

     Вера неотступно была рядом. Она всё ещё не могла прийти в себя после неожиданного появления брата. В последний раз они виделись в родном доме, когда брат был совсем мальчиком, недавним гимназистом. Теперь же Павлик предстал перед ней в серебристой от инея шинели, с оружием. Это был совсем другой Павлик – незнакомый, стриженный, огрубевший. И всё же бесконечно родной.
                Юрий Яковлев  «Дорога с Сокольники»

     Монахи в монастырях называют друг друга «братья». В маленькой лесной обители Святой Троицы все действительно были друг другу братьями…
                Е. Перехвальская «Хочу жить и умереть простым иноком»
                (Преподобный Сергей Радонежский)    

     …Тяжко, тяжко Борису!
     - Опомнись, князь! – не стерпел стремянной княжеский, Григорий. – Ещё не поздно дружину вернуть. Только прикажи. В Киеве чем тебя Святополк встретит, знаешь ли?
     - Молчи, Григорий! За свою ли жизнь отцовскую дружину погублю? За княжеский престол против брата пойду ли? А что Святополк мне готовит, Господь ведает, на всё – Его воля. А коли оставишь меня, зла на тебя держать не стану.
     - Бежим в Новгород, князь! К Ярославу. Кони добрые, домчат.
     - Кони добрые, да путь худой. Стыдно князю от родного брата, как зайцу бегать.
     - И весь разговор. Только ближе к ночи из Киева верный человек прискакал. Выслушал его Григорий и немедленно к князю в шатёр провёл.
     - Два пути у тебя, князь Борис: либо к печенегам в степь, либо к Ярославу в Новгород. – Лицо у посла от пыли да усталости чёрное, на щеке – шрам глубокий. Знать, непросто ему из Киева выбраться было.
     - Верно говорю, князь, страшное Святополк замыслил.
     Наконец оборвал князь молитву свою вечернюю, встал с коленей. Тихо Борис сказал, да ночью и тихое слово громко звучит:
     - Не след младшему брату худые слова про старшего слушать. А коли быть на Руси меж братьями раздору да смуте, так не с меня эта беда начнётся. Теперь ступайте, устал я…
             А. Ефремов «Брат мой, князь мой»  (Повесть о Борисе и Глебе).

     …Но прошло немного лет, и принесли вестники плохую весть – погиб Святослав, великий воин, в неравной битве. И сразу получилось, что на Руси – как бы три правителя: один сидит в Киеве – Ярополк, другой поблизости – княжит у древлян, это средний брат, Олег, а младший в Новгороде. И никто из братьев неподвластен другим, и каждый смотрит на остальных как на врагов.
     - Опасайся особенно Ярополка, - предупреждал Добрыня Владимира, - при нём воеводой состоит Свенельд, а уж он никакой обиды не пропустит.
     Прав был Добрыня – он Свенельда хорошо знал. Вся его воинская жизнь прошла при Свенельде, потому что был Свенельд воеводой и у Игоря, и у Ольги, и у Святослава. А теперь, состарившись, правил войском у Ярополка.
     Прошло ещё немного времени – и точно: началась война между старшими братьями. Ярополк со Свенельдом повели войска на древлянскую землю. Олег повёл своих воинов им навстречу. И скоро уже не было Олега в живых, а старший брат присоединил его земли к своим владениям.
     Теперь и до нас очередь дошла, - с горечью говорил Добрыня. – Нет надёжней опоры, чем брат родной, но нет и врага страшнее. Надобно нам уходить из Новгорода, против войск Свенельда мы не устоим, надобно у варягов искать помощи, нанимать их в свою дружину. Или Ярополк нас одолеет, или мы его. А вместе с Ярополком на земле не жить, если он так легко стал братоубийцей.
     И пришлось Добрыне, вместе с юным князем Владимиром, два года скрываться от посадников Ярополка, которых прислал он править Новгородом…
                В. Воскобойников «Креститель земли Русской»