Подслушанные диалоги детей Донбасса

Варвара Мелехова
Последние полгода я очень часто говорила одну и ту же фразу: «Бедные наши дети». Иногда мне отвечали, что все мы бедные, иногда в ответ просто вздыхали, иногда молчали. Потому что сказать тут собственно  и нечего. Да, жаль нас всех, жаль людей, лишившихся достойной старости, жаль молодежь, вынужденную скитаться или сидеть без работы, жаль молодые семьи (а ведь есть и такие, которые разрушились именно сейчас из-за разных взглядов), жаль пенсионеров, жаль студентов. Но… у всех нас хотя бы было счастливое детство. Мы вспоминаем наши детские шалости и, что уж говорить, хоть тогда нам иногда и  казалось иначе, мы вспоминаем беззаботное школьное время. О чем будут вспоминать наши дети? Они будут вспоминать то, о чем сейчас разговаривают между собой. Вот несколько из этих подслушанных диалогов. Реальных детей военного города:

Первая встреча после возвращения старшеклассников:
-Вы надолго уезжали?
-На два месяца, а вы?
-А я не была дома 114 дней. Ты представляешь – 114 дней ...

-А я сепар. Я никуда отсюда не уеду.

- Вы ходили в укрытие?
-Нет, мы уехали рано. В тот день, когда в нашем школьном дворе убило три человека, мы как раз собирали вещи. А вернулись только вчера. Но у нас, говорят, подвал хороший. А вот в вашем дворе – там сырой очень.


Мальчик 4 лет, все лето проведший в городе,  около киоска с овощами. К нему приехала тетя. И услышав взрыв, испуганно вздрогнула:
- Тетя Таня, вы не бойтесь. Это уже ж не прилет. Это ответка. Это наши теперь фигачат по аэропорту.

Малыш чуть старше трех лет, еще слегка шепелявит, едет в маршрутке с автовокзала с отцом и делится впечатлениями от поездки за город:
-А ещё я поворачиваюсь, когда на посту стояли, а там танк. Ты видел? В землю зарытый. Ты видел? Я так боялся, чтоб он не стрельнул в нас...

Шестиклассники отмечают наступающий Новый год.
-Когда нас первый раз начали бомбить, мы же еще ничего не знали. Я еще к окну подошла посмотреть
-Ну ты даешь!
-Это же давно было, в первый раз.

-А у меня в дедушкин подъезд прилет был. Но ему повезло, его квартира не пострадала. Только стекла вылетели.

- А я после первой бомбежки очень сильно испугалось. Меня так трусило. Вся-вся дрожала: и руки, и ноги. Ну, тогда ж с непривычки. Понимаете?

- А я в цирк ходил на выходные. Там еще подарки давали.
-Хорошие подарки?
-Очень. И игрушки, и сладости. Это ж наши давали, не то что ваша Украина.


- О чем вы мечтаете в Новом году?

- Я хочу мира и новый телефон.
-А я школу хорошо закончить, и чтобы был мир.
-О мире, новых обоях в комнату (мы в этом году должны были в комнате мне ремонт сделать, а теперь отложили, тут бы хоть дом целым остался) и о хороших оценках.
- Я и так счастливый человек, главное, чтоб хуже не было.
-Думаю, все жители нашего города хотят одного – мира. А еще я хочу хорошо закончить 9-й класс и поступить учиться.

Наши маленькие сильные дети, еще умудряются переживать о контрольных, думать об оценках, как раньше, как в нормальное время, год назад. Они украшают свои кабинеты к Новому году. Ну и что с того, что в некоторых из них окна забиты OSB или фанерой. Ну и пусть отучились они не 3-4 месяца, а 2-3 недели. И во многих школах они остались без елки. Они сами устраивают себе праздники. Они рады каждой встрече друг с другом и, возможно впервые, идут в школу с радостью. Ведь по сути, некоторые из них лишены такой простой и нужной вещи, как общение со сверстниками. Но, несмотря ни на что и вопреки всему, они продолжают шутить и улыбаться. 

Бедные наши дети. Сильные наши дети. Мира вам, наши родные! Храни вас Бог!